Өлең, жыр, ақындар

Легко ли задавать нелёгкие вопросы по таксономии Блума

Мухметова Роза Абсаметовна
Учитель 1 (продвинутого уровня)
сш №44 село Мерке
Жамбылской области Республика Казахстан


 

Дата:

28.11.2015 г.

Школьный семинар

Название занятия:

«Легко ли задавать нелёгкие вопросы по таксономии Блума».

Ссылка:

Руководство, интернет ресурсы

Общие цели:

Учителя научатся различать  вопросы высшего и низкого уровня, получат навыки задавать  толстые и тонкие вопросы. Рассмотреть «таксономию Блума» применительно к вопросам, которые мы задаем школьникам во время обучения

Результаты обучения:

Учителя смогут формулировать вопросы высшего и низкого уровня, согласно «Таксономии Блума» для своих учащихся на уроках

Ключевые идеи:

Вопросы по теме  должны быть: в соответствии Таксономии Блума; 
 «Кто умеет правильно задавать вопросы, тот сможет получить подробный или нужный ответ»

Ресурсы

Фотоаппарат,ватман для групп, маркеры,  стикеры (разных цветов), листы формата А4 для выполнения задания, листочки с заданиями для групп, раздаточный материал по таксономии Блума, интерактивная доска, постеры.

Задания:

І. Приветствие участников  коучинг-сессии.

1. Чтобы изменить судьбу, нужно изменить свое отношение к жизни, к работе, к себе.

      Чтобы изменить поведение, нужно поменять свой образ мышления.

      Таким образом, избавившись от прежнего мировоззрения, можно привлечь положительные жизненные перемены.

       Вы готовы к этому?

       Разрешите пожелать нам всем хорошей, плодотворной работы  на коучинг-сессии.

2.Упражнения-приветствие

Самопрезентация. «Здравствуйте, а это я...»

І  Просмотр мультфильма «Стрекоза и Муравей»

 5 мин.

Разделение на группы: «Стрекозы» и «Муравьи»

Участникам предлагается назвать три качества героев мультфильма, необходимые современному учителю. 3 мин

V. Работа в группе.

Задание 1- группе: Обсудить что такое вопросы высокого и низкого порядка?  

Задание 2- группе: Обсудить что такое  толстые и тонкие вопросы.вопросы.

 Задание3 (1-2 гр.).Защита постеров. 

Учителя знакомятся с материалом о таксономии Блума.

Задание №2

  Раздаются вопросы к басне   «Стрекоза и Муравей».  Группам нужно разложить все вопросы по Таксономии Блума 5 мин.

Задание №3

      Группам предлагается составить вопросы по таксономии Блума  к одному из своих уроков (тему выбирают сами)5 мин

Итог:

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. (Коко Шанель).

Я желаю Вам плодотворной работы в учебном году, и чтобы Ваша оценка была не только формативной, но и суммативной.

Учителя представляют себя «имя + прилагательное»

 

 

Учителя смотрят мультфильм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умный вопрос – половина знаний. (Гласит народная пословица)

Приложение №1

 

Приложение №2

 

 

 

Выступление 1 участника  -

1 минута

 

 

Учителя знакомятся с материалом .  Приложение 3

Обсуждение материала. каким образом эти глаголы можно использовать при составлении плана  урока?  -2 минуты.

 

 

Приложение 4

 

Подход, основанный на совместной работе:

Для работающих в группе: Обсудить: Какие виды  вопросов были применены?

Насколько отличались виды вопросов?

Какой вопрос вам  было легче всего поставить и почему?

Рефлексия:

Каждому учителю написать на стикерах «Выскажите в локаничной форме свое мнение о проведенной коучинг - сесссии. Запишите свои пожелания, эмоции на стикерах».

Источники:

Руководство по работе в группе.

Рекомендуемая литература:

Интернет.

Приложение №1

Правильно поставленный вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания, активизирует речь и учит мыслить. Учитель использует вопросы как средство обучения учащегося на уроке. Существуют два типа вопросов, которые учитель использует для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы низкого порядка иногда называют закрытыми. Они направлены на запоминания, и ответы расцениваются как правильные или не правильные. Например: учитель: сколько мышц в организме человека? Ученик: 600. Учитель: правильно, молодец.

Вопросы высокого порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-либо образом.

Оба типа вопросов имеют место в управлении самостоятельностью учащихся. Вопросы можно дифференцировать. Можно использовать разные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация. Для того, чтобы вопросы на уроке успешно решали задачу управления самостоятельной деятельностью учащихся нужно  опираться на таксономию, как инструмент конструирования системы вопросов.

Приложение №2

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса —относить его к "тонким” или "толстым”. Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника.

Приложение 3

«Постановка целей урока»

Таблица ниже показывает полезные слова, которые помогут более точно определить цели урока. 
К концу урока ученики смогут:


Обобщить...
Классифицировать...
Выделить...
Привести пример...
Использовать...
Применить...
Установить связь...
Определить...
Сконструировать...
Выбрать...
Сопоставить...
Связать...
Показывать связь между...
Объяснить связь между...
Подсчитать...

Найти...
Спроектировать...
Озаглавить...
Оспорить заголовок...
Сократить...
Расширить...
Распространить...
Уменьшить...
Отсортировать...
Создать...
Подтвердить...
Подтвердить свою мысль о...
Объяснить свою мысль о...
Сравнить...
Противопоставить...

Поддержать мысль...
Оценить...
Рассмотреть...
Сконструировать...
Прийти к заключению...
Презентовать...
Выяснить...
Вынести суждение о...
Установить...
Проанализировать...
Присоединить...
Сформировать...
Прокомментировать...
Запомнить...
Вспомнить...
Задать вопрос о...
Выбрать вопрос, который...

Избегайте таких слов, как  обсудить, завершить, заполнить, описать, послушать, закончить или собрать. Это описание действий или задач. Они подходят при планировании задач. Это не цели обучения.

Избегайте таких слов, как осознать, пережить, практиковать, узнать о..., понять. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения. Более того, эти слова не помогут вам в определении знаний, усвоенных учащимися в ходе обучения. эти слова идеально подходят для оценивания целей и практики, но ваша задача состоит в определении результатов обучения, которая покажет прогресс на пути к целям  и опыту.

Приложение 3

«Таксономия образовательных целей»

Познавательные цели охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Таксономия Б. Блума представляет собой иерархию следующих мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, оценка, творчество.

·         Уровень знания - нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формируются в терминах механического воспроизведения изученного материала. Например: «Знает признаки весны», «Запомнит название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 20».

·         Чтобы продемонстрировать уровень понимания, учащиеся должны изложить изучаемый материал своими словами. Способность изложить информацию своими словами подтверж­дает, что учащиеся ее усвоили. Например: «Расскажет о домашних животных», «Определит нечетные числа».

·         На уровне применения цели предполагают применение полученных знаний при выпол­нении стандартных и нестандартных заданий. Например, «Применяет простые методы вы­числений».

·         На уровне анализа ученики в состоянии разделить изученный материал на отдельные со­ставляющие, определить их взаимосвязь. Например, «Ученики смогут разложить произведение числа на множители», «Опишут внешний вид одного из диких животных».

·         На уровне синтез ученики демонстрируют свое отношение к получаемой информации, делают содержательные оценочные суждения об изучаемом материале, о новых данных, от­носящихся к предмету изучения, При этом основываются на анализе, адекватных доводов и четких критериев. Например, «Может аргументировано объяснить эффективность выбран­ного метода решения».

·         На уровне оценка ученики, используя свои творческие возможности, представляют изученный материал в новой форме. Например, «Самостоятельно составляет задачу на при­менение простых методов вычисления».

          Ниже представлена таблица на основе таксономии Б.Блума с примерами постановки цели урока с позиции ученика, с учетом иерархии мыслительных навыков.

Обобщает, фор­мулирует, плани­рует

Уровень

Что делает уча­щийся

Глаголы, опреде­ляющие деятель­ность учащихся

Примеры постановки цели урока, описанные с позиции ученика

Знание 
(Рассказывает, показывает, на­правляет)

Воспринимает, запоминает, рас­познает

Перечислить, запом­нить, назвать

Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут перечислить названия новых вели­чин измерения длины (сантиметр, миллиметр). 

Понимание 
(Сравнивает, противопостав­ляет, демонстри­рует)

Объясняет, пре­образовывает, демонстрирует

Обсудить, опреде­лить, рассказать

Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут определить соотношения между сантиметром и миллиметром. 

Применение 
(Наблюдает, по­могает, крити­кует)

Решает пробле­мы, демонстри­рует знания

Применить, вы­числить, изменить, выбрать, классифи­цировать, завершить, продемонстриро­вать, обнаружить, исследовать, про­вести эксперимент, иллюстрировать, интерпретировать, модифицировать, оперировать, тренировать, соотне­сти, спланировать, показать, сделать набросок, решить, использовать

Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут, применяя линейку, вычислять задан­ную длину, измерять и самостоятель­но чертить линии.  (газообразное) и опишут результаты исследования

 

Анализ 
(Направляет, ис­следует, инфор­мирует)

Разделяет, обсуж­дает, раскрывает Проанализировать, сгруппировать, вы­числить, классифи­цировать, сравнить, связать, противопо­ставить, обсудить, различить, разде­лить, исследовать, проводить экспери­мент, объяснить, вы­вести, упорядочить, усомниться, соотне­сти, выбрать, разде­лить, проверить Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут сравнивать меры длины. 

Синтез 
(Уточняет, до­пускает, гармо­низирует)

Дискутирует, оценивает, вы­бирает Доказать, выбрать, сравнить, сделать вывод, убедить, аргументировать, решить, обосновать, объяснить, измерить, предсказать, проран- жировать, пореко­мендовать, выделить, суммировать, под­держать, проверить, оценить Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель:Ученики в конце урока нау­чатся сравнивать меры длины и делать собственные выводы. 
Оцека 
(Обобщает, оце­нивает, рассуж­дает, создает)
Сгруппировать, собрать, скомбини­ровать, составить, создать, разработать, сформулировать, обобщить, объ­единить, придумать, модифицировать, организовать, спла­нировать, подгото­вить, предложить, перегруппировать, переписать, устано­вить, заменить Предмет: Математика Тема: Сантиметр, миллиметр. цель: Ученики в конце урока могут составить свою задачу на нахожде­ние длины отрезка. 
 

  Иерархия - это расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему Толковый словарь С.И. Ожегова.

 

1.Знание 

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала— от конкретных фактов до целостной теории. 
К целям этого уровня относятся специфические знания (даты, факты, числа, термины, названия; процедурные знания критерии, направления, категории, классы); абстрактные знания (принципы, аксиомы, теоремы, обобщения, теории, структуры идр.). 
Ученик 
знает (запоминает и воспроизводит) термины и основные понятия, конкретные факты, методы и процедуры, правила и принципы. 

2.Понимание 

Ученик способен преобразовывать (транслировать) материал из одной формы выражения в другую (например, из словесной— в числовую или образную), интерпретировать полученные сведения, строить предположения о дальнейшем ходе явлений. 
Ученик 
Понимает факты, правила, принципы. 
Интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы. 
Преобразует материал в другие формы. 
Описывает возможные последствия на основе имеющихся данных. 

3.Применение 
Эта категория обозначает способность использовать изученный материал в заданных условиях и новых ситуациях. 
Ученик 
Использует понятия и принципы в новых ситуациях. 
Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях. 
Демонстрирует правильное применение метода или процедуры. 

4.Анализ 
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. 
Ученик 
Выделяет скрытые (неявные) предположения. 
Видит ошибки и упущения в логике рассуждений. 
Проводит разграничения между фактами и следствиями. 

5.Синтез 
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее той или иной степенью новизны. Варианты: 
синтез идеи (поиск решения проблемы); 
синтез процедуры (разработка плана последовательности операций по решению задачи); синтез структуры (построение функции, классификация) 
Ученик 
Пишет сочинение, эссе. 
Предлагает план проведения эксперимента. 
На основе знаний из различных областей составляет план решения проблемы. 

6.Оценка 
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Суждения ученика должны основываться начетких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели), Критерии определяются самим учеником или предлагаются ему извне, например, учителем. 
Ученик 
Оценивает логику построения материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных). 
Оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; 
Оценивает значение того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев. 

Задания по теме «Обобщение по теме «Причастие. Причастный оборот»   7-й класс 

1-й уровень. 

1. Продолжи: Причастие – это ... 
2. Отвечает на вопросы.... 
3. Обозначает... 
4. Причастный оборот- это.... Пример:... 
5. Синтаксичекая роль причастия в предложении- …. 
6. Причастный оборот обособляется, если..... 

2-й уровень 

1. Найдите словосочетания «сущ+ причастие», выпишите, выделите главное слово. 
Черная ночь, желтым листом, чернеющая дыра, колосистая рожь, желтеющим листом, поседевшие волосы, покрашенный пол тающим снегом,свежие семена, светлеющее небо, заросший пруд, покинутый дом, горячая печь, мокрый снег,желтеющий лист, спелый крыжовник. 
2. Образуйте причастия, от слов, данных в скобках, перепишите расставьте знаки препинания. 
В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под (хмуриться) солнышком, не замело колеи листвой (шуршать) под ногами. 
У ярко (осветить) подъезда было шумно и радостно: сновали торопливые ноги (заглушить) половиком в окно несся уличный шум. 
На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные березы с макушками (уцелеть) в этой рубке. 

3 уровень 
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания. 
Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути. 
2. Укажите предложение со страдательным причастием: 
Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы. Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Трава, обреченная на высыхание, оживала при первой поливке. 
3. Раскройте скобки: 
Небольшой вал и засека, (не)хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность. 
Стояла (не)бывалая распутица. Зато тут же, среди еще(не) сошедшего снега, откуда-то взялась зелень. 
Повеяло сыростью от (не)видимого пруда. 

4. Подчеркните причастные обороты, расставьте знаки препинания. 
И потом он видел его лежащего на жёсткой постели дома бедного соседа. 
На голове Кунанбая была белая ермолка привезённая из Мекки. 
Он занимал облицованный мрамором особняк в самой аристократической и тихой части города утопавшей в липовых аллеях и садах. 
Братья остановились заворожённые подбегающим чудом,-настолько красива была лиса на бегу, как лодка стремительно пущенная по течению. 

5. Выполните морфологический разбор причастия. 
Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев). 

4 уровень 
– Прочитайте предложения, найдите причастия, обозначающие цвет. 


Осень! Осыпается весь наш бедный сад... 
Листья пожелтевшие по ветру летят. (А.К.Толстой) 

Колеблющийся полет бабочек над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ. (С.Аксаков) 

– Сравните слова "пожелтевшие" и "желтые", "зеленеющий" и "зеленый". Чем отличаются эти слова? 

5 уровень 
Составьте синквейн на тему «Причастие» 
1 строка- название синквейна 
2 строка- два прилагательных. 
3 строка- три глагола 
4 строка- фраза на тему синквейна 
5 строка- существительное. 

6 уровень 
Творческая работа. 
Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.) 
Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа. 

 

Приложение 4

Вопросы по «Таксономии  Блума» к басне «Стрекоза и Муравей».

 Знание

  1. «Стрекоза и муравей » - басня, потому что…
  2. Действия в баснепроисходят (когда?) в…
  3. Главные герои басни (выбери и подчеркни): стрекоза, муравей, лебедь, Щука, Ворона, Мартышка.

Понимание

  1. Что случилось в конце Басни (подытожь).
  2. Объясни следующую цитату: «Ты все пела? Это дело: Так поди же попляши!».
  3. Почему басня названа «Стрекоза и Муравей»?

Применение

  1. Какое отношение имеет тема басни именно к тебе?
  2. Если бы ты находился рядом со Стрекозой, смог бы ему объяснить, в чем сила труда?
  3. Составь и запиши аргументы в защиту песни  и пляски Стрекозы.

Анализ

  1. Почему Муравей  поступает именно таким образом (проанализировать поступок Муравья)?
  2. Сравни изменения в настроении и жизни Стрекозы.
  3. Подтверди строчками из басни понимание жизни  Муравьяем.

Синтез

  1. Предложи другой способ «наказания » стрекозы.
  2. Как бы ты поступил на месте Муравья?
  3. Перепиши финал сказки

Оценка

  1. Попробуй оправдать размышление Стрекозы о жизни.
  2. Реалистичен ли такой конец?
  3. Напиши письмо автору с отзывом о басне.

Постеры групп

Защита постеров

Работа в группах

Подведение итогов


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз