Өлең, жыр, ақындар

Детские страхи

Сегодня хочется поговорить о детских страхах, которые наблюдаются у детей в детском саду. Почему так часто слышим от детей, что они боятся – оставаться одни, темноты, взрослых и т.д.?

Так же, родители говорят о жалобах своих детей: «не уходи, не оставляй, посиди со мной, побудь рядом, проводи…». Это не причина для взрослых, чтобы насмехаться или паниковать, а скорее повод для раздумья, чтобы постараться понять причину. Что в свою очередь поможет принять решение о дальнейших своих действиях. В большинстве же случаев детские страхи имеют временный характер (возрастной) и при своевременном правильном отношении взрослых к ним,  они быстро исчезают. Самое главное понять возможные причины, вызывающие чувство страха у детей. Разобраться в этом могут помочь психологи, педагоги-психологи детских садов, школ. В запущенных случаях необходима консультация невропатолога. В специфику работ педагогов-психологов с детскими страхами входит – наблюдение, беседа, диагностика, дифференцирование,  психологическая помощь, психокоррекционная работа.

Чтобы точно знать причину возникновения чувства страха у детей необходимо провести психологические тесты, направленные на определения уровней тревожности ребенка (В. Амен, Ч. Спилберга), методики диагностики детских страхов по Захарову. Так же применяются проективные методики «Два домика», «Кактус», «Несуществующие животные», «Автопортрет» и т.д.

Эти методики дают возможность, выяснить какие страхи преобладают у ребенка, с чем это связано, интенсивность переживания.

Все детские страхи можно разделить на несколько групп (по Т. Шишовой, Б.М. Теплову):

•  Медицинские страхи – уколы, боль, болезни, врачи;
•  Страхи, связанные с причинением физической ущерба – транспорт, неожиданные громкие звуки, пожар, война, стихий;
•  Страх смерти;
•  Боязнь животных;
•  Страхи сказочных персонажей;
•  Страх темноты и кошмарных снов;
•  Социально-опосредованные страхи – людей, других детей, наказаний, опозданий, одиночества;
•  Пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.

Такие страхи свойственны каждому ребенку. Механизм проявления страха у детей является словно рефлекторным.

Итак, страх – это внутренне состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием, или, это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит инстинкт самосохранения. Детские страхи в основном связаны от информации,  которую получают от взрослых и пропускают через свои яркие фантазии и воображения. 

В детском саду у детей страхи имеют социальную окраску, где ведущим чувством может стать страх несоответствия. Ведь, приходя в детский сад ребенок попадает в новую среду, незнакомую только ему одному, с этим его позиции меняются с множеством разных социальных, ролевых преград. Ребенок боится «Не быть как все», постоянно отставать от сверстников и т.д.

Как помочь ребенку избавиться от страхов в дошкольном учреждении?

Причина детских страхов кроется не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Поэтому необходимо помнить взрослым - теплое отношение, понимание, мягкое реагирование, поддержка даст ребенку возможность справиться с некоторыми страхами самим.

Из вышеуказанных причин, следует сделать вывод, что различные тревожные опасения, боязни и переживания являются неотъемлемой частью жизни детей. Поэтому проблема детских страхов должна решаться родителями путем овладения необходимыми умениями, которые помогают справляться с естественными опасениями детей. Для этой цели необходимо понимать основные факторы, провоцирующие возникновения страха. Все они имеют связь с воспитанием в семье, так как становление детской личности совершается в семье. Поэтому именно из нее дети выносят собственные страхи.

Психологи детских садов могут проводить психокоррекционные мероприятия как: АРТтерапия, сказкотерапия, игратерапия, песочная терапия, лепка. При рисовании и лепке дети часто выражают свои эмоции без барьеров.  Рисуют непринужденно, спонтанно.  Нарисованный страх – это что-то уже случившееся, а значит, уже неопасное, поэтому ребенок не будет бояться своего рисунка. Через ролевые игры можно достичь больше результатов, чем постоянные нравоучения и запреты. Через игру ребенок может отреагировать эмоциональное напряжение, ролевое моделирование решения проблемы. Ролевая игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде и укрепить уверенность в себе.

Также отводится особое место прямой связи, между страхами детей и страхами родителей.  Страх у родителей воспитывает страх у детей. Психологи  полагают, что в семьях, где родители много тревожатся, и у детей тревожность повышается автоматический.

Если психокоррекционная работа будет проведена в дошкольном возрастном периоде, то результатом будет предупреждение формирования психастенических особенностей характера и неврозов у подростков.

Лучшая профилактика страхов для детей является взаимопонимание между родителями и их малышами. Поэтому привожу несколько рекомендации для родителей:

•  Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя унижать, ругать и наказывать детей за это.
•  Дайте ребенку почувствовать, что вы его хорошо понимаете и готовы помочь своим спокойствием.
•  Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
•  Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
•  Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
•  Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Постоянное потакание успокаивает ребенка, но не избавит его от страха.
•  Не «закаливайте» ребенка, т. е. если ребенок боится темноты, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, логоневрозы(заикания), которое должны диагностировать специалисты и  ечить медицинские работники.

Педагог-психолог I –ой категории
Исмаилова Майрамкуль Узаковна
ГККП «Детский сад №4 Ветерок»
ГУ «Отдел образования
Талгарского района»


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз