Өлең, жыр, ақындар

О важности международного сотрудничества в мире науке

Многие казахстанские университеты успешно начали сотрудничать с зарубежными экспертами и профессорами многих университетов мира, благодаря программе, запущенной МОН РК «Приглашение зарубежных лекторов в вузы РК». И кафедра религиоведения и культурологии факультета философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби тому не исключение. Вот уже долгие годы кафедра сотрудничает с профессором этнологии Цюрихского университета, руководителем кафедры социальной антропологии, содиректором Центра антропологических исследований по Центральной Азии (CASCA) в Институте им. Макса Планка в Германии Питером Финке*. Область научных интересов профессора  достаточна широка: от экономической антропологии до этнологии номадов.

Находясь в рамках научно-исследовательской работы в Цюрихском университете, мне выпала честь взять интервью у профессора Питера Финке и узнать его планы дальнейшей работы в Казахстане в частности, и в Центральной Азии, в целом.

Итак, топ-8 вопросов профессору Питеру Финке:

Профессор, Вы выдающаяся личность в научном сообществе, особенно в Центральной Азии. С 2005 года Вы возглавляете исследовательскую группу Центральной Азии,  особенно в Монголии и в Южном Казахстане. Многие казахстанские университеты приглашали Вас в качестве лектора по антропологии и этнологии и со многими университетами у Вас имелись международные проекты.

Мой первый вопрос, наверное, будет, почему этнология? Почему Вы захотели стать этнологом.

У меня всегда вызывали интерес другие страны, особенно Азия. После окончания школы, я начал изучать тюркологию. Но меня мало интересовала литература и язык, я занимался изучением повседневного образа жизни людей. Таким образом, я пришел в этнологию с уклоном на тюркские народы.

Чем Вам интересна Центральная Азия, что послужило причиной ее исследования?

Центральная Азия завораживала меня еще с детства. Я даже точно не знаю  когда  и почему. У меня не было конкретного региона и конкретной темы для исследования.  Впервые она пришла ко мне, когда я посетил Монголию.  Я почувствовал это, как только очутился в степи. С тех пор это чувство притяжения и восхищения не оставляет меня. 

— Как долго Вы сотрудничаете с Казахским национальным университетом имени аль-Фараби, а именно с кафедрой религиоведения и культурологии?

Я знаю этот университет уже более 20 лет. Я начал работать, прежде всего, с институтом этнографии и археологии, с историками. С кафедрой религиоведения и культурологии работаю с 2011 года. С тех пор мы организовывали множество взаимных встреч. Я преподавал на кафедре и являлся руководителем многих казахстанских докторантов.  Кром того, здесь в Цюрихе, под моим руководством учатся три докторантки, которые закончили магистратуру на данном факультете.

— Какие впечатления у Вас о кафедре и факультете**? (примеч. автора: факультет философии и политологии)

Однозначно, это один из ведущих факультетов в данной области в Казахстане. Прежде всего, это прекрасное поколение молодых ученых, с которыми мы охотно сотрудничаем. К сожалению, в Казахстане еще нет той антропологической науки, которую исследуем мы, что значительно могло бы упростить  взаимное сотрудничество.

— Что бы Вы пожелали будущим этнографам, антропологам и культурологам, обучающимся в КазНУ?

Очень важно интернационализироваться. И чем раньше, тем лучше. В первую очередь , это владение иностранными языками, прежде всего английским языком, благодаря которому студентам откроется доступ к научной литературе.  Также это главное требование для стажировки заграницей. В конечном счете, знание английского языка даст обучающимся возможность принимать участие в дебатах и вести диалог по актуальным темам. 

— Какие планы на будущее у Вас есть,  связанные с Казахстаном?

Я начал исследовать казахов в Монголии в 1991 году. С того времени я также исследую судьбы тех, которые вернулись в Казахстан –оралманов. На данный момент у меня есть большой проект, который я веду совместно со многими докторантками. Это - экономическое и социальное развитие в Южном Казахстане, а именно Жеті-Су. Этим я хочу заниматься следующие пару лет. К тому же меня интересует все что происходит в Казахстане и я всегда рад учиться чему-то новому  у своих студентов и докторантов.

— Какие произведения центрально-азиатских ученых оказали на Вас большое влияние?

В первую очередь это Шокан Уалиханов. Также казахские интеллектуалы начала 20 века, например, Ахмет Байтурсынов. Но и сегодня есть много новых исследований молодых ученых, которые я нахожу очень интересными.

— В настоящее время мировое сообщество, в условиях сплошного потока информации и развития технократической цивилизации, все большее внимание уделяет философскому осмыслению жизни, месту человека в обществе, роли культуры в современном ее  понимании. По Вашему мнению, каково предназначение философии, антропологии и культурологии в современном обществе и как высшее образование, в частности дисциплины гуманитарного цикла могут помочь ориентироваться в системе знаний специалисту-профессионалу?

О философии я не могу говорить, так как это не моя область интересов. Но я думаю, что антропология очень важна ,потому что она исследует повседневную жизнь человека , живущего в мире постоянных изменений. Что думают об этом люди? Каким они видят свое будущее? Чего они ожидают? Что они делают и как они коммуницируют между собой? Это все вопросы, которые определяют дальнейшее развитие страны. Одновременно антропология проливает свет на развитие глобальных взаимосвязей и взаимозависимостей, которые также становятся все более важными.

Профессор Финке, спасибо большое Вам за интервью!

* Питер Финке является профессором этнологии в Цюрихском университете с 2006 года и членом университетского исследовательского центра «Азия и Европа». Он также был избран президентом SEG-SSE (начиная с 01.01.2012), членом редакционной коллегии книжной серии «Библиотека Евразийских исследований», Лейден и научным руководителем серии публикаций «Общества и государства в эпоху изменений» (GSE). Он также является членом исполнительного совета Швейцарии. Общество Азии SAG. Питер Финке изучал антропологию и исследования в Центральной Азии в Мюнхене, Геттингене и Берлине. Получил магистерскую степень в Свободном университете в Берлине (1994 г.), докторантом в Кёльнском университете (1999 г.) и защитил докторскую диссертацию в  Лейпцигском университете (2006 г.). С 2000 по 2005 год работал научным сотрудником в Институте социальной антропологии им. Макса Планка, а в 2005 году он возглавил исследовательскую группу «Средняя Азия» (от https://www.isek.uzh.ch/en/anthropology/Staff/staff/peterfinke.html).

Докторант 2 курса специальности «Культурология» Сапарова Динара  
Профессор кафедры религиоведения и культурологии КазНУ Абишева А.К.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Жазбаға пікір жазуға рұқсат жоқ.


Қарап көріңіз