Өлең, жыр, ақындар

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е

 

Общая средняя школа №103

Учитель русского языка и литературы: Джумабаева Жансулу Джахановна

 

8 класс

Разработка открытого урока по русскому языку в 8 класс /с казахским языком обучения/  

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е

Цели урока:

- показать условия написания НЕ с наречиями на – О и  — Е;

- сопоставить данное правило с правилами написания НЕ  с другими частями речи;

- научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ;

- развивать практическое и творческое мышление

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор, проекционный экран.

Ход урока

 

1. Оргмомент.

2.  Создание проблемной ситуации – подведение к теме урок 

1 этап (побуждение) цель побуждения к активной учебной деятельности через старые знания.

Каждый учащийся получает текст с лингвистической сказкой «Фамильная ненависть».

Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной.

Глагол она отвергала с  (не)годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не) пишите нас вместе. Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно.

Так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть (не)приятное соседство.

Она и с другими частями речи  была далеко (не)ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия. 

Капризной НЕ казались вовсе (не)интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным.

 Вот до чего доводит фамильная (не)нависть.

1 слайд (Урок русского языка в 7 классе. Страна Орфография) 

Слово учителя. Сейчас мы прочитаем отрывок из книги Гераскиной «В стране невыученных уроков», в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего русский язык. Мы с вами сегодня тоже отправимся на поиски приключений, но уже как любители русского языка.  Наше путешествие будет происходить в Стране изученных  правил, которая называется Орфография, и мы с вами ненадолго вновь вернемся в детство.

Мы переправимся через реку Невыученных правил, перейдём болото Ошибок,  преодолеем горы Трудностей, пройдём сквозь лес Знаний и окажемся в городе НЕ. Я надеюсь, что вы сможете помочь частям речи разобраться в их отношениях с НЕ. Именно об этих сложных отношениях НЕ с различными частями речи и рассказывает нам сказка «Фамильная ненависть».

2 слайд (Лингвистическая сказка «Фамильная ненависть») 

Ученик читает сказку вслух. 

- О каких орфографических правилах идет речь? (речь идет о правописании частицы НЕ с глаголами, деепричастиями, существительными, прилагательными и причастиями). 

- Как пишется не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с наречиями мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока …. (говорят учащиеся) (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е).

3 слайд (Тема и цели урока)

- Откройте тетради, запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е»

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (узнать условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на – О и  — Е; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ  с другими частями речи; научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ).

4 слайд (Река невыученных правил)

- Итак, мы начинаем путешествие по стране Орфографии. Вам предстоит перебраться через Реку Невыученных или забытых правил. (Показ слайда.) Вспомним ещё раз, как пишется не с различными частями речи. Приготовьте ваши сигнальные карточки.

Я буду зачитывать предложения, а вы, если согласны с утверждениями, показываете «Да» (зелёная карточка), если не согласны – «Нет» (красная карточка).

1. Не с существительными всегда пишется слитно. (Нет.)

2. Не пишется раздельно с существительными и прилагательными, если в предложении есть противопоставление с союзом а. (Да.)

3. Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. (Да.)  

4. Не пишется раздельно с краткими причастиями, а также с полными, если при них есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. (Да.)

5. Не пишется с прилагательными слитно только в том случае, если они не употребляются без не. (Нет.)  

6. Не с прилагательными, стоящими после слов-отрицаний пишутся слитно. (Нет).

5 слайд (болото Ошибок)

- Молодцы! Правила вы знаете хорошо, а умеете ли ими пользоваться? Перед нами болото Ошибок. Чтобы переправиться через болото, вернёмся к нашей сказке. 

6 слайд (Лингвистическая сказка)

Назовите слова со скобками тех частей речи, правописание которых вы уже изучили, скобки раскройте, правописание объясните.  

- Мы выбрались из болота Ошибок. Молодцы! 

- Ребята, а какое слово с НЕ  никто из вас не выбрал? (недружелюбно)

Слово недружелюбно. А почему?  (Это наречие, правило написания которого ещё не изучали).

7 слайд (Горы Трудностей), затем возврат к 6 слайду (к сказке)

- Перед нами горы Трудностей.

1 задание: вы должны  образовать наречия, однокоренные прилагательным   из данной сказки, которые пишутся слитно. С помощью какого суффикса вы будете это делать? (- о или – е). Запишите наречия в столбик. К каким наречиям можно подобрать синонимы? Запишите их в скобках. (Работа у доски, выделение орфограммы: не – приставка, не –

часть корня, не – отрицательная частица, суффиксы -о или -е двумя чертами).

 Непослушной – непослушно (капризно)

Невоспитанной – невоспитанно (грубо)

Неприятное   — неприятно (досадно, обидно, горько)

Нелепыми -    нелепо (без не не употребляется)

Недружелюбно (враждебно)

 — Сделайте вывод (НЕ с наречиями на – о и –е пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ или можно подобрать синоним без НЕ)

2 задание: образуйте наречия, однокоренные прилагательным из предложений с противопоставлением;

Не доверчивым, а подозрительным – не доверчиво, а подозрительно.

Не малый, а значительный – не мало, а значительно.

- Сделайте вывод (Не с наречиями на –о и – е пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом а).

3 задание: образуйте наречия, однокоренные прилагательным со словами – отрицаниями, которые усиливают утверждение;

Далеко не ласковый – далеко не ласково

Вовсе не интересными – вовсе не интересно 

- Сделайте вывод (Не с наречиями пишутся раздельно, если к наречиям относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не) 

- Обобщим всё сказанное о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о и –е (проговаривание правила)

- А теперь подтвердим наши выводы правилом из учебника

- Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями? (Нет, оно такое же, что и для прилагательных.)

8 слайд (Море)

3. Релаксация  (под ф/запись «шум моря)».

- Мы переправились через Горы Трудностей. А теперь немного отдохнём.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу Средиземного моря. Наступает ночь. Вас ласкает тёплый ветерок…Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем.  И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 8 класса. Итак, продолжим нашу работу.

9 слайд (Лес Знаний)

4. Отработка навыка.

2 этап (реализация)

 — Перед нами лес Знаний.  До города НЕ осталось совсем не много – нужно выполнить несколько заданий.

10 слайд (Составление слов – наречий)

1 задание. Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово, запишите их в столбик:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки       (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров                (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита                                 (тихо)

Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок   (медленно)

б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль                                    (плохо)

в) смелость, парта, ульи, потолок                                                   (мало)

- Слова какой части речи у нас получились? (наречия

-Запишите к каждому наречию синоним с не-:

Близко – недалеко

Низко – невысоко

Тихо – негромко

Плохо – нехорошо

Медленно – небыстро

Мало – немного 

- Как вы написали не с наречиями? Ещё раз сделайте вывод, почему в этих парах НЕ с наречиями будет писаться слитно? (Подобрали синонимы без НЕ). Чем является НЕ в наречиях? (приставкой)

11 слайд (Соедините части слов, записанных в два столбика)

2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте

n     1) вовсе (не)                                     1)  няв

n      2) (не)                                              2)  довать

n      3) (не)дол                                        3)  ливый

n      4) (не)ле                                          4)  строит

n      5) (не)прав                                      5)  а злой

n      6) (не)го                                           6)  да

n      7) (не)веж                                        7)  соко, а низко

n      8) (не)при                                        8)  красиво

n      9) (не)вы                                          9)  по

n     10) (не)добрый                                10)  го

 

Ответы: 1) вовсе не красиво                    6) негодовать

                2) не строит                              7) невежливый

                3) недолго                                   8) не приняв

                4) нелепо                                     9) не высоко, а низко

                5) неправда                                10) не добрый, а злой

3  задание (резервное) Распределительный диктант

- Выберите из текста слова с НЕ в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

         Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я  ничего, даже  воды не вижу, но я всё же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

         От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности  чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно

немножко (наречие — мало)

не вижу (не с глаголом)

небольшой (прил. – маленькой)

не выдаю (не с глаголом)

несколько (отр. наречие)

не знаю (не с глаголом)

неясно (наречие – расплывчато, туманно)

не могу (не с глаголом)

неподвижности (сущ. – покой, оцепенение)

 

неожиданности (сущ. – внезапность)

 

немедленно (нар. – быстро)

 

12  слайд (Тест)

4 за дание . Тест

1. В каких из данных слов не пишется слитно:

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно,  а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт 

2. В каких из данных слов не является приставкой: 

А) вовсе (не)легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г) (не)годовать

3. Не с наречиями на –о, -е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро, а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво 

4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно, а глупо

Б) (не)приятель

В) (не)большой, но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5. Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)плохо, а хорошо

13 слайд (Ключ к тесту)

Ключ:           1.  А), В)

2.     Б), В)

3.     А), Б)

4.     А)

5.     Г)

5. Итоги урока. Рефлексия. 

14 слайд (Город НЕ)

- И вот мы уже стоим перед воротами города Не. Осталось сделать один шаг – ответить на несколько вопросов:

15 слайд (Итоги урока)

Мы поняли –

Было интересно –

Вызвало затруднение –

Нужно выучить –

6. Оценки.

16 слайд (домашнее задание)

7. Домашнее задание.

1. Параграф

2. Заполните таблицу примерами

17 слайд (желаю дальнейших успехов!)

- Ребята, закончился этот урок, но ваше путешествие по стране Орфографии не окончено. Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие в уроке и желаю дальнейших успехов!

 


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз