Өлең, жыр, ақындар

Сложносочиненное предложение

Средняя школа №101

Провела: Оспанова  Дина

Класс: 9 «Г»      

Дата:  15.02.2016 г.

Класс: 9 «Б»

Тема: Сложносочиненное предложение

Цели урока

  • Повторить  теоретический материал, посвященный синтаксису и пунктуации в простых и сложных предложениях, грамотно использовать его  при знакомстве с новым материалом,  закрепить материал по теме;
  • Развивать умение грамотно и быстро определять вид предложения – простое, сложносочиненное , расставлять знаки препинания в предложениях;
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Учите русский – годы к ряду;

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда,   

И та награда – в нем самом.                                

                                                        Сабир Абдолла

І. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку и психологический настрой.

ІІ. Мотивационный момент

Ребята, у нас урок русского языка.

Что такое язык?

Для чего он служит?

Какая взаимосвязь существует между языком и обществом?

Язык – основное средство общения людей. Он связан с жизнью общества, с  народом. Общество и язык не могут существовать друг без друга. Развитие общества, изменения в общественной жизни находят отражение в языке.

Без языка невозможно общение между людьми, развитие науки, техники, исскуства.

Значение  языка отражается в высказываниях великих людей, в русских и казакских пословицах. Кто знает пословицы о языке? (Дети рассказывают пословицы о языке)

Если вы помните ко дню языка мы учили наизусть высказывания великих людей о языке? Кто помнит?

Молодцы!

А теперь у меня к Вам один вопрос

  • Когда отмечают в Российской Федерации. День русского языка?
  •  С 2011 года День русского языка отмечают 6 июня?
  • Почему? Как вы думаете?

Президентом Российской Федерации 6 июня 2011 года подписан Указ: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А.С.Пушкина». (1799 26 мая/6 июня)

Значит, из всего сказанного делаем вывод:

Русский язык является:

  • Национальным языком русского народа;
  • Языком межнационального общения народов России;
  • Государственным языком Российской Федерации;
  • Одним из шести официальных языков ООН.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

А теперь  мы узнаем язык и как подготовились к сегодняшнему уроку.

Что было задано на дом?

Упражнение 

Из простых предложений составить сложносочиненные, используя нужные по смыслу сочинительные союзы и, а, но.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Блиц – опрос:

  1. Назовите разделы грамматики (морфология, синтиксис)
  2. В каком разделе русского языка изучаются  слова как части речи? (морфология)
  3. Что является основной единицей синтаксиса? (словосочетание  и предложение)
  4. Что такое словосочетание (Словосочетание  - это сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
  5. Какие бывают предложения? (простые  и сложные)
  6. Из чего состоит предложение. (Предложение состоит из одного или нескольких слов, характеризуется интонационной и смысловой законченностью).
  7. Чем отличается сложное предложение от простого? (Состоит из двух и более простых предложении)
  8. Сложные предложения бывает какими? (Союзные и бессоюзные)

  9. А союзные? (ССП и СПП)

  10. Чем отличается ССП от СПП? (В ССП – х простые, равноправные предложения соединяются сочинительными  союзами, а в СПП-х есть главное предложение, есть придаточное предложение.  Придаточное предложение полностью зависит от главного предложения, простые предложения соединяются подчинительными союзами.

ІV. Объяснение учителем нового материала

Да, вы правильно сказали

       Предложения,состоящие из несколько простых, называются сложными.СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМИ  называются предложения , в которых  все части равноправны и соединены между соединительной  связью с помощью сочинительных союзов.

Сочинительные союзы

Значение сочинительной связи

1.Соединительные  и,да,(в значении и);ни…на,ни...и на,тоже,также

Чаще всего указывает временное значение (одновременность,последовательность)

       2.Противительные а,но,да,(в значении   но),однако,зато

      Одно событие противопоставляется другому

       3.Разделительные или (иль), либо,то...то

Указывается на чередование событий и явлений

 

Запомните!

Когда не ставится запятая.

Запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении не ставится при условии:

А) Если есть общий второстепенный член: Для счастья людям нужен мир и не нужна война.

Б) Если есть общее придаточное предложение: (Когда ушла гроза, [над горами засияло солнце] и, [сад наполнился ароматом цветов]

В) Если есть общее вводное слово: К сожалению, на дворе сильно морозило и в комнате было очень прохладно.

Г) если в ССП соединены двавопросительных, восклицательных, или побудительных предложения:

Где проложат трассу и кто будет ее строить?

Встать быстро и немедленно прекратить разговоры!

Как воздух чист и как светла небесная лазурь!

Освоение нового материала учащимися.

Учитель раздает раздаточный материал со схемами ССП – с разделительными союзами. Ученики сами должны составить определение.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или, или...или, то ... то, либо указывают на то, что из двух явлений возможно только ондо, или на чередование явлений (құбылыстардың алмасуы).

Закрепить знания учащихся призвана устной работой, где производиться разбор сложносочиненного предложения.

Порядок разбора

  1. Прочитайте предложение, правильно соблюдая интонацию.
  2. Определите, какое это предложение.
  3. Укажите, сколько в нём простых предложений.
  4. Прочитайте каждое простое предложение.
  5. Укажите, с помощью каких союзов простые предложения соединяются в сложносочинённые.
  6. Какие знаки препинания  стоят в сложносочинённом предложении?
  7. Составьте  графическую схему предложения

Составление кластера

Ребята для нас важным на уроке было понять новую тему. ССП с разделительными союзами. Давайте составим кластер.       

Ү. Закрепление урока

Выполнение упрежнении по учебнику

Упражнение 53.

Прочитайте, вставляя в каждое предложение нужные по смыслу союзы. В каких предложениях явления чередуются, в каких – из двух явлений возможно одно?

Упражнение 71.

Прочитайте выразительно стихотворения. Объясните расстановку знаков препинания.

ҮІ. Подведение итогов урока

 Тестовые задание

  1. Сложное предложение состоит из:

А) двух или нескольких однородных членов;

Б) двух или нескольких простых предложений;

В) двух или нескольких причастных оборотов.

2. Сложносочиненными называется предложение, части которого соединены:

А) при помощи союзных слов;

Б) сочинительными союзами;

В) только интонацией

3. Союзы а, но, зато являются:

А) соединительными

Б) противительными

В) разделительными

4. Союзы или, либо, то ... то являются:

А) соединительными

Б) противительными

В) разделительными

5. 4. Союзы и, да, ни ... ни  являются:

А) соединительными

Б) противительными

В) разделительными

6. Сложносочиненное предложение с противительными союзом.

А) Не беда, если твой стол беден, покажи гостю как богата  душа.

Б) Конь познается под седлом.

В) Гость приходит по приглашению, а уходит по  своему хотению.

7. Сложносочиненное предложение, в котором явления противопоставляются друг другу:

А) Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.

Б) Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из груди выскакивает

В) Весна пришла и растопила  снег на полях.

8. Определите значение сложносочиненного предложения: В этот вечер молодежь, покинув аул Кунанбая, разъезжались в разные стороны, распевая то переливчатую «Жиырма бес», то протяжную «Жанбота»

А) Чередование явлений

Б) Последовательность  явлений

В) Отраицание явлений

9. Укажите сложносочиненное  предложение:

А) Жена Божея приказала поставить  самовар, но Абая отказался от угощения.

Б) Абай не знал, куда деваться от зноя.

В) Озорство Оспана уже давно надоело Абаю.

10. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом:

А) Когда она открыла глаза, в душе Абая затеплилась надежда.

Б) Смерть Зере была утратой для всех, но никто не рыдал.

В) Абай решил не поручать поминального чтения муллом и принялся читать коран сам.

11. Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом:

А) Я расспрашивал Московских цветоводов о луноцвете, но никто из них не знал о нем.

Б) Откуда – то доносится отрывистый, тревожный крик неуслувшей птицы, или раздается неопределенный звук.

В) Солнце еще не встало, а первые жаворонки уже звенели далеко – далеко.

12. Укажите сложносочиненное предложение: Весть о смерти Кодара быстро разлетелась по аулам, и мальчишка подхватил ее.

А) С разделительным союзом

Б) С противительным союзом

В) С соединительным союзом

13. Укажите предложение с противительным союзом:

А) Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села с своим шитьем у его кровати.

Б) Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто были знакомы.

В) Лошади были давно готовы, а мне все не хотелось расставаться со смотрителем и его дочкой.

14. Какое значение вносит союз в сложносочиненном  предложении: За столом Абай читал Павлову новые стихи, написанные в последние годы, а переводы свои из Лермонтова, Байрона, Гете спел под домбру.

А) Чередование явлений

Б) Противопоставление явлений

В) Последовательность явлений.

В конце тестов производится взаимопроверка работ.

ҮІІ. Рефлекция

На листочках (они лежат  у вас на партах ) написаны начала предложений.Продолжите их, пожалуйста.Важно, чтобы вы отметили, что вы чувствуете сейчас, в данный момент, а также оценили данный урок.

Образец:

  • На уроке я работал.................
  • Мое настроение сейчас....................
  • Сегодня я узнал................
  • Я понял, что...................
  • Я почувствовал, что...................
  • Я научился.......................
  • Я попробую.......................
  • Меня удивило...................
  • Было трудно...............................
  • Было интересно..................

ҮІІІ. Домашнее задание

Упр.. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Определите, сколько простых предложений в составе сложного предложения.

Итог урока

Учись, и знание придет.

Никто не сможет помочь,

Коль ты, чуть вспыхнув, погас.

Учись не день и не час,

И будешь знанием богат,

А знание  - истинный клад.

                                    И.Алтынсарин.                                                                                        

 


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз