Өлең, жыр, ақындар

Роль игры на уроках русского языка в начальных и старших классах

Актюбинская область

Айтекебийский район

Белкопинская средняя школа

Преподаватель русского языка и литературы:

Сагындыкова Жайнагуль.Е.

 

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народносней любых

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, казах,

Казахским языком. Ты говоришь

Всегда, индус, на языке своем.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже семнадцать лет.

(Л. Лапцуй)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык – один из самых богатых языков мира.  Пользуясь его богатством, говорящий или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого.

Писатели, ученые, общественные деятели высоко ценили достоинства русского языка. Вот что писал, например, М.В. Ломоносов:

«Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе… Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком  с богом,  французским с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Белинский говорил, что русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… Русский язык – один из богатейших языков в мире,  в этом нет никакого сомнения.

Начиная,  с середины  ХХ века все больше  распространяется изучение русского языка во всем мире… Развитие науки  и техники, потребности экономического, научного, культурного взаимооборота, мировое значение русской  литературы вызывает интерес  к изучению русского языка и необходимость овладения им во многих странах.

Русский язык является одним из официальных языков Организации Объединенных Нации. Он изучается во многих странах мира.

В Казахстане русский язык является языком межнационального общения. Словарный запас русского языка постоянно пополняется новыми словами, заимствованными, а устаревшие слова выходят из повседневного обихода.

Изучение русского языка в школе проходит по следующим разделам: фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, стилистика.

 

Для чего нужны дидактические игры на уроках русского языка?

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры – развитие стремления к познанию, науке, книге, учению. В школьном возрасте игра занимает важное место в развитии ребенка. При включении на уроке дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, материал  становится для них более доступным, работоспособность повышается.

Игра – это часть учебного процесса, которая формирует фонематическое восприятие слова, активизирующая мыслительную  деятельность, стимулирующая речь. В результате чего у детей  появляется интерес, не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку служат формированию орфографической зоркости школьника.

 

Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным?

При работе деятельности учителя русского языка возникают следующие вопросы: как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам любовные, разумное отношение к предмету? Огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Организатором игр на уроке, конечно же, является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.

В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность в языковой догадке. При этом характер занимательных заданий и упражнений по темам может быть очень разнообразным. Сразу станет ясно, какой материал усвоен учащимися, а какой нет, успешно ли идет процесс становления у учеников навыков грамотного письма.

             

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

На уроках русского языка в 5-7 классах можно использовать различные игры. Например: «Сказка наизнанку». Вспоминаем хорошо известную всем сказку и предлагаем поменять характер у ее героев, положительный на отрицательный и наоборот. Предлагаем рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет  сюжет сказки. Например: Красная шапочка – злая, а волк – добрый. 

Результат: Развивается воображение, оригинальность мышления, гибкость, анализ, самостоятельность, эмоциональная отзывчивость. Эту игру можно провести на уроке русского языка в 6 классе, когда проходим тему «Антонимы».

           

Игра «Салат из сказок».

Предлагаем соединить знакомые персонажи из разных сказок и придумать свою. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.

           

Игра «Цепочка слов».

Предлагаем составить длинный «поезд»  из слов, где каждое слово «вагончик». Вагончики должны быть соединены между собой.

            Пример: Слово-вагончик, зима – какая она? – снежная, холодная. Эту игру  можно использовать при изучении темы «Согласование слов в предложении».

            Ценность таких игр заключается в том,  что на их материале можно отработать  скорость чтения, слоговой состав  слова, развивать орфографические навыки и многие другие.

           

Игра «Выбери три слова».

Ее можно использовать при изучении любых тем по русскому языку.

            Цель: Проследить за формированием орфографических навыков работы над орфографией.

            Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов, например:

1 набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, гриб, чум.

2 набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, воробей, подъем, весна.

            Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, кто соберет слова с одинаковой орфограммой.

           

Игра «Почтальон».

            Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, обогатить словарный запас, развивать фонематический слух и орфографическую зоркость.

            Почтальон раздает группе детей (по 4-5 человек) приглашения.

           город                        парк                           море                           школа                       столовая

гря…ки                      доро…ки                   пло…ды                    кни…ки                     хле…

петру…ка                  бере…ки                    фла…ки                     обло…ки                   пиро…

реди…ка                    ду…ки                       ло…ки                       тетра…ка                   сли…ки

морко…ка                 алле…ка                    остро…ки                  промока…ка                         голу…цы

            Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова;
  2. Составить предложения, используя данные слова.

 

Игра «Шифровальщики».

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематических процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительных  букв, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

            Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадывающего.

            Шифровальщик задумывает  слово и шифрует его. Играющие могут пробовать силы в расшифровка словосочетаний и предложений.

            жыил                                    ански                                     кьоинк

            (лыжи)                                   (санки)                                   (коньки)

            Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из колонки слова. Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок);
  2. Оарз, сатар, енкл, рамокша (роза, астра, клен, ромашка);
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег).

 

Игра «Клички».

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, фонетического грамматического разбора слов, правописание состав слова.

Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА.

Составить предложения со словами ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА.

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении слова (суффикс, окончание).

 

Игра «Лишнее слово».

Игровые приемы:

  1. Найди «лишнее слово».

Цель: развивать умение выделить в словах  общий признак, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

Мак, ромашка, роза.

Кошка, собака, воробей.

Малина, дуб, береза.

Лиса, корова, волк.

Задание: Выдели «лишнее» слово. Какие орфограммы вы встретили?

  1. Замени словосочетания одним словом:

Военнослужащий, стоящий на посту, - часовой.

Ребенок, любящий сладкое, - сладкоежка.

Очень смешной фильм – комедия.

  1. Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть …

Однажды они пошли …

Вдруг из кустов ...

Потом ребята долго вспоминали как …

  1. Составь рассказ по опорным словам:

Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

 

Заключение:

Важная роль занимательных дидактических игр составит еще в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, снижают собственную несостоятельность, создают положительные эмоции в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения и таким образом стимулирует правильную речь ученика. 

Можно уверенно говорить, что фундамент грамотности закладывается в начальных и пятых, шестых классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься  и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание  больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом.

Надо, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызвала интерес  у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.

            Ведь, как сказано в Восточной мудрости, «Приобретать  знания – храбрость,

                                                                              Преумножать их – мудрость,

                                                                              А умело применять – высшее искусство»

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Журнал «Русский язык в казахстанской школе». 2010г., № 3 (27); №6 (30).
  2. Книга «Говорите правильно».Е.В. Язовицкий. «Просвещение», Ленинград – 1969 г.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар