Өлең, жыр, ақындар

У истоков нравственности

Ақмола облысы
Шортанды ауданы
Новокубанка ауылы
«Гүлдер» ясли-бақшасының
Тәрбиешісі: Хабылбай Жибек

 

Образовательные области: Ознакомление с окружающим миром, Аппликация

Программное содержание:

      Учить детей знать и уважать национальные традиции казахского народа.

      Перенимать ценные и лучшие качества, которые бытуют в казахских национальных обычаях.

      Развивать интерес к народным изречениям, как к источнику народной мудрости.

      Воспитывать уважение к старшим, доброжелательность, радушие, гостеприимство, умение общаться со сверстниками и взрослыми. 

      Воспитывать дружбу и дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь другим.

      родолжать воспитывать нравственно- патриотические чувства

Материал: Письмо, дастархан, предметы быта, корпешки, конверты с заданиями, указки, сюжетные картинки, книга, бесик, «Юрта», кесе, табак, нитки разного цвета, клей, пшено, блюда с баурсаками.

Билингвальный компонент: Төр, дастарқан, асық, бесiк, әже.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в музыкальный зал и становятся в круг.

Педагог: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети: Сәлеметсіздер ме, Здравствуйте!

А знаете ли вы, что можно приветствовать не только друг друга, но и здороваться со всем, что нас окружает: и с солнцем, и с небом, и с ветерком?

Давайте сейчас поздороваться именно так

Речевая игра «Сәлеметсіз бе».

Мы здороваемся везде –

Дома и на улице.

Сәлеметсіздерме, қадірлі  қонақтар! (правую руку на сердце, поклон)

Сәлеметсіз бе, солнце золотое! (скрестив кисти рук, расставить пальцы)

Сәлеметсіз бе, небо голубое! (поднять руки вверх)

Сәлеметсіз бе, вольный ветерок, (качать поднятыми вверх руками)

Сәлеметсіз бе, милый мой дружок!

Сәлеметсіз бе, Утро! (жест вправо)

Сәлеметсіз бе, День! (жест влево)

Нам здороваться – (складывают обе руки на груди)

Не лень! (разводят обе руки в стороны)

Педагог: Ребята, сегодня  к нам пришло письмо, хотите узнать от кого?

Дети получают письмо от  Әже с приглашением в гости. Дети отправляются к ней на джайляу.

 

 

Әже: Здравствуйте, ребята. Проходите, садитесь на почетное место – төр.

Педагог: Спасибо, Әже. дети, а вы знаете, что такое төр?

Дети: Төр – это почетное место в юрте, на которое садились уважаемые старшие почетные люди.

Педагог: Дети, Әже по законам гостеприимства пригласила вас на төр. А мы знаем обычаи всех народов: уважение и почет старшим. Поэтому на төр сегодня сядет наша  Әже, а мы сядем с вами на корпешки.

- Какое сейчас время года?  (Весна)  Көктем

- Какие явления происходят весной?

- Какие весенние месяца вы знаете, назовите?

- Март – Наурыз

- Апрель-Сәуір

- Май –Мамыр

- А какой праздник отмечала наша страна  22 марта?

- Праздник – Наурыз , Наурыз мейрамы.

- А какие национальные блюда вы знаете? (бесбармак, бауырсак, құрт, наурыз коже)

К какому празднику готовят Наурыз - коже? К празднику Наурыз.

Сколько компонентов в него входит?  (Семь)       

Перечислите их? (Мясо, вода, соль, рис, перловка, лапша, айран или кефир)

Молодцы.

Билингвальный компонент: Мясо - ет, Вода - су, Соль -тұз, Рис - күріш, Перловка - бидай, Лапша - кеспе, Кефир – айран.

Ребята а еще у казахов еще есть свои музыкальные инструменты. А какие инструменты знаете вы? Домбра, Қобыз, Шертер.

авайте мы с вами рассмотрим эти инструменты.

Всеволод расскажи нам свой стихотворение про домбру?

 

Степь моя ковыльная,

Степь моя раздольная.

Ты звучи домбра моя,

Собирай людей.

Молодец

Скажите ребята как называется дом казахов?         Юрта

Показываю на юрту и спрашиваю?

 Из чего состоит юрта?

Стенка юрты- кереге. Купол юрты- шаңырақ.

Ребята вы наверное устали пришло время отдохнуть , а после мы продолжим нашу беседу.

 

 

Физминутка «Юрта»

 

Юрта юрта круглый дом. (ходят по кругу)

Побывайте в доме том (приглашают в гости)

Гости явятся едва (оглядываются в стороны)

В печку прыгает дрова (прыжки на месте)

Печка жарко топится. (хлопают в ладоши)

Угостить  торопится (приседание и руки в стороны         

Ребята в юрте жили люди когда выходили на джайляу. Это переносный дом казахов. В нем не было мебели  а были сундуки, көрпе и көрпешки. Люди вешали свои веши на стенку юрты.

Билингвальный компонент: Сундук - сандык, Юрта - киіз үй.

А еще ребята как и  у каждого народа есть свои обычаи и традиции.

 Это Укладывание в колыбель новорожденного бесікке салу, Разрезание пут - тұсау кесу. Посвещение во всадники - ашамайға отырғызу.

Сегодня нам наша Әже покажет обряд Укладывание в колыбель новорожденного. Давайте посмотрим обряд.

Ребята вам понравился обряд. Давайте скажем на казахском языке – бесікке салу. А теперь поблогадарим әже за такой интересный обряд.

 А теперь послушаем одну пословицу

 Мудрость предков- богатство  для потомков.

- А вы дети какие пословицы знаете?

 

Я. Энграф: Дружба- богатство бесценное.

О. Иванова:Нет земли лучше Родины

Нет людей лучше, чем на Родине.

Е. Данияр: Стол без хлеба смотрится бедно.

Б.Денис: Земля родная- колыбель золотая.

Б. Данил: Родимый край для каждого рай.

Б. Максим: Отан - от басынан басталады.

Ребята , Әже пригласила нас в гости  а мы давайте сделаем для нее подарок. Смотрите у меня есть набросок рисунка  на Джайлау давайте мы его украсим? Пойдемте к столу. Садитесь по удобнее и начинаем оформление нашего рисунка.  Для этого у нас есть нитки разного цвета, клей, пшено, фасоль карандаши цветные.

У казахов есть обычай Саумалық он означает Добрые пожелания. Давайте мы подарим наш рисунок. Әже и выскажем свои пожелания.

Дети хором: Счастья, здоровья, удачи.

Әже: Рахмет, ребята! Я бы хотела угостить вас баурсаками. Желаю вам расти дружными, смелыми и добрыми детьми и прощается с детьми. Сау болыңдар!

Ребята, а нам пора в детский сад.

Итог занятия.

- Что нового узнали?

- Что было интересно?

- Какие обычаи и традиции вы узнали? 

Ребята а для заключения нашего занятия поиграем в  игру  «Юрта»

Под музыку

Теперь попращаемся с гостями, до свидания, сау болыңыздар!

     

 

  

    


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз