Өлең, жыр, ақындар

В семейном кругу

Ерофеева Виктория Сергеевна
учитель самопознания и социальный педагог
КГУ «Казанская средняя школа»
Жамбылский район

               

План урока «Самопознание»

Тема: В семейном кругу.

Ценность: праведное поведение        

Качества: уважением, взаимопонимание, ответственность.

Класс10  Кол-во уч-ся  8

 

Цель: углубить представление учащихся о семейных ценностях, через постижение общечеловеческой ценности «Праведное поведение».

Задачи:

Образовательная: расширить представление о взаимоотношениях в семье;

Развивающая: развивать умение проявлять ответственность в семейных отношениях;

Воспитательная: воспитывать внимательное, уважительное и доверительное отношение к родным и близким.

Ресурсы: мел, доска, учебник, тетрадь, ручки, листы бумаги А4, интерактивная доска, слайды, музыкальные файлы для проведения позитивного настроя, для группового пения.

I. Организационный момент.

Позитивный настрой «Концентрация на свете».

Под спокойную тихую музыку учитель читает текст:

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

- Ребята, кто хочет поделиться своими ощущениями? Что вы почувствовали?

На прошлом уроке мы говорили о семье. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, семейные ценности.

Сейчас вместе с вами вырастим дерево семейных ценностей.

Расположите на Дереве семейные ценности в следующем порядке.

II.Проверка домашнего задания.

Упражнение «Дерево семейных ценностей» 

Задача – ранжировать ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

 - в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Перечень возможных семейных ценностей (можете добавить свои семейные ценности): уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Вывод: семейные ценности являются частью общечеловеческих ценностей. Любовь, добро, справедливость в семье способствуют становлению личности с развитым чувством долга, трудолюбия, человека умеющего четко ставить цели и следовать им согласно нравственным нормам.

Примечания

Волшебная композиция «Хрустальная грусть» мр3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Позитивное высказывание (цитата).

Цитата  урока: «Семья  - это не только родители и дети. Большую  или меньшую роль в ней часто  играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду». К.Д. Ушинский

 Беседа по содержанию цитаты.

- Как поняли суть высказывания?

- Согласны ли вы с его утверждением? Почему?

Служить своей жизнью примером благородного характера, это значит совершать благородные поступки, совершать благо во имя людей, творя добро, неся любовь и свет в своей душе, этим принося пользу своему потомству.

Повтор цитаты несколько раз.

Просмотр видеоролика «Старики».avi

СЕМЬЯ ЭТО НЕ ТОЛЬКО МАМА И ПАПА НО И ….

 

 

IV. Рассказывание истории. Подарок. (беседа).

- К сегодняшнему уроку я приготовили вам подарок. Это рассказ, который называется «Шаль с кистями».Акмурат Широв

Несмотря на свои семьдесят пять лет, бабушка еще была не безразлична к красивой одежде. Я помнил, как она любила наряжаться в свои сравнительно лучшие годы. Теперь она зависела от детей, не имела возможности выбирать по вкусу, — что дарили, то и носила.

Я уезжал учиться. Родственники и их бесчисленное потомство всех возрастов и ростов пришли провожать. Заполнив двор, галдели, желали мне доехать целым и невредимым.

Последней меня обняла бабушка. Я ощутил ее маленькие, иссушенные кости. Она заплакала, я шутя поднял ее, чтобы приободрить, — весила она не больше куколки. Широкое платье и высокий головной убор, какой она носила еще в молодости, делали ее еще моложе, и я этим обманывался.

Глядя на нее, не верилось, что эта бабушка, которая долго со мной возилась, носила на спине, спасая от наводнения; не верилось, что когда-то я был сильно к ней привязан, но с годами отошел, оставил в одиночестве, как и другие внуки в свою очередь.

Надо было сделать ей что-нибудь приятное.

— Закажи, что хочешь, я привезу, — сказал я.

Она еле вымолвила:

— Джан…. — и снова расстроилась.

— Ты не стесняйся, говори!

— В больших благородных городах, наверное, много хороших красивых платков… — начала она нерешительно.

— Я привезу, только скажи какой?

— Хорошо бы шерстяной, с кистями, чтобы цвет имел зеленый или голубой, чтобы на нем были яркие алые цветы…

Она взахлеб перечислила все качества платка, одно за другим, даже представлять красивую вещь доставляло ей удовольствие. Глаза засветились, плечи выпрямились, появилось даже немного кокетства, но вдруг опомнилась и боязливо взглянула на меня постаревшими глазами: не далеко ли зашла?

— Ты особо не торопись, когда попадется, тогда и купишь».

— Хорошо.

— А деньги я потом тебе отдам.

Я обиженно взглянул на нее.

— Хорошо, верблюжонок, поезжай с богом, — быстро согласилась она. Но подарок я обещал, находясь под воздействием особого чувства, и как только оказался в городе, у меня появились другие интересы, другие заботы. И все же обещание где-то во мне жило и время от времени давало знать о себе легким беспокойством.

Иногда мне случалось заходить в универмаги по разным причинам, но подняться этажом выше, в отдел платков, ленился. Купить было на что, а все же не решался, успокаивал себя тем, что до каникул еще далеко, еще успеется.

Зимой не поехал. Так отложил покупку до лета. Когда началась беготня перед отъездом, обнаружил: если куплю шаль, на билет не останется. Я взял билет, занял денег у знакомого и поехал в универмаг. Такого платка, как просила бабушка, не оказалось.

Всю дорогу было неловко: как я появлюсь перед ней? Старушка спешила мне навстречу, опираясь на посох. Все время я чувствовал на себе ее ласковый взгляд и не мог прямо смотреть ей в глаза, боясь встретить в них радостное ожидание подарка, которое сменилось бы разочарованием.

Особенно неловко было открывать чемодан, раздавать гостинцы, прибежавшим детям. Мне стало стыдно за свою мелочность, малодушие. Я подошел и вручил ей обыкновенный кошелек из кожзаменителя. Право, подарка более глупого нельзя было придумать. Да и купил я его, имея в виду вовсе не ее.

Она обрадовалась, слезы потекли по морщинам. Я пробубнил что-то насчет платка, оправдываясь и в то же время давая понять, что не забыл. В начале она не поняла, потом догадалась, о чем я.

— Ну что ты, главный подарок для меня ты сам. Пока жива, еще раз тебя увидела, много ли старухе надо!

Я почувствовал облегчение: значит, не помнила, не думала все время о платке (все время думал о платке я), ведь она же и не просила непременно в этот раз!

Потом о своем обещании я вспоминал все реже, отвлеченнее. Приближались каникулы. Как-то вечером вернулся в общежитие. Почему-то перед глазами стояла бабушка: видел ее маленькой девочкой, невестой, старухой, идущей вдаль, горбясь…

Утром я обошел все магазины и достал точно такой, как она хотела: с длинными кистями, с алыми цветами на голубом фоне — большой шерстяной платок. Но не мог успокоиться, пока в тот же день не улетел домой. Я торопился, мысленно подгонял самолет, так не терпелось быстрее вручить. Шаль я держал на коленях, словно бабушка ее уже сто лет носила.

Вышла встречать меня, как обычно, вся улица, взрослые и дети, и как будто не все. Шли навстречу, как и прежде, но словно не так. И улыбались мне как обычно, но как-то сдержаннее.

Согнутая старушка не ковыляла среди них, опираясь на свой посох. И дети ее не обгоняли.

Вопросы:

1. Что приятное хотел сделать внук для бабушки? Почему?

(Глядя на нее, не верилось, что эта бабушка, которая долго со мной возилась, носила на спине, спасая от наводнения; не верилось, что когда-то я был сильно к ней привязан, но с годами отошел, оставил в одиночестве, как и другие внуки в свою очередь.)

2. С каким чувством бабушка рассказывала о платке?

3. Что мешало внуку, купить подарок в первый раз? Какие чувства он испытывал?

4. Как  повела себя бабушка при встрече с внуком?

5. Что заставило внука, исполнить просьбу бабушки?

6. Была ли бабушка примером благородного характера для своей семьи?

7. Какова роль бабушки в этой семье?

8. Всегда ли мы ценим внимание и бережем чувства родных нам людей?

9. Что из этого рассказа вы взялидля себя?

- В каждой семье человек должен уметь ценить своих близких, быть внимательным к ним, и быть терпимым. И каждый ребенок должен понимать, что родители не просто вырастили своих детей, но и воспитали, что своими делами учат быть порядочными, образованными, преданными семье, работе, стране.

«Шаль с кистями»

Акмурат Широв

V. Творческая деятельность, групповая работа.

Задание 1 в тетради, на стр. 41.

Составьте собирательный портрет современных бабушки и дедушки. Каковы их средний возраст, внешний вид, образование, кругозор, увлечение, круг интересов?

Анализ: Какими вы видите современных бабушек и дедушек?

Какова их роль в семье?

Насколько комфортно им живется в современном мире?

-Что должны делать мы с вами здесь и сейчас,  чтобы их жизнь была намного счастливее? (помнить о них, что они есть; чаще звонить, спрашивать, не нужно ли чем помочь; уметь их выслушивать; оказывать маленькие знаки внимания…)

Вывод: дедушки и бабушки, живущие в наших семьях – хранители семейных ценностей и традиций. Мы должны интересоваться жизнью своих близких родственников, как не знать, кем были, о чем мечтали, с чем и за что боролись и сражались наши деды и прадеды.

- Спасибо огромное за прекрасные работы.

Мозаика.

(деление на 2 группы)

 Учащимся выбирают себесмайлик определенного цвета (зеленый или синий), объединяются в группы по цветам.

Рабочая тетрадь «Самопознание» 10 класс

Задание 1 в тетради, на стр. 41.

Учебник стр.89 «Информация для размышления»

 

VI. Групповое пение.

«Родительский дом» 

Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас встретит с любовью и нежностью

Наша пристань - родительский дом.

Припев:

Родительский дом - начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет!

«Родительский дом»муз. Шаинского, слова Рябинина.  Николай Гнатюк

VII. Домашнее задание.     

Выполните задание-карточка: Дополните фразы:

Если семья – это постройка, то какая……

Если семья – это цвет, то какой…..

Если семья – это музыка, то какая….

Если семья – это геометрическая фигура, то какая….

Если семья – это название фильма, то какого…

Если семья – это настроение, то какое…

Карточка

 «Дополните фразы»

 

VIII. Заключительная минута урока.

   Закройте глаза. Вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили. Вспомните всех, кого вы любите, кто рядом с вами и поделитесь с ними хорошим настроением.

   Пусть любовь всегда живет в вашем сердце.

Примечания

Волшебная композиция «Хрустальная грусть» мр3

 

Список используемой литературы

  1. Самопознание: Методическое пособие для учителя самопознания. 2-е изд., дораб. – Алматы: ННПООЦ «Бобек» - 2014, - 160с.
  2. Общечеловеческие ценности (5-11 кл.) Методическое пособие длшя учителей./Мукажанова Р.А., Омарова Г.А./-Алматы, ННПООЦ «Бобек», 2014. – 128 стр.
  3. Самопознание. Хрестоматия для учителя. А.Б.Сапарбаева, Н.А.Аринова, М.М.Есимбекова – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013. – 162 с.
  4. Духовное наследие человечества (5-11 кл.). Методическое пособие для учителей. /Омарова Г.А., Ахметова А.И., Абдрахманова А.М., Багадаева Ж.А./- Алматы, ННПООЦ «Бобек», 2014. – 130 стр.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз