Өлең, жыр, ақындар

Сложноподчиненное предложение с придаточными времени

класс 9

дата

Урок                  

учитель Малдыбаева Р.Т.

   Тема:

   Сложноподчиненное предложение с придаточными времени

   Ссылка:

   Календарно-тематическое планирование, среднесрочное планирование.

   Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными времени;

   Научить учащихся:

   а) распознавать придаточные времени;

   б) отличать их от других видов придаточных предложений;

   в) определять их место в сложноподчинённом предложении;

   г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени;

   д) прививать интерес к изучению окружающего мира.

Результаты обучения:

Будут определять  вид придаточного предложения.  Будут творчески подходить к выполнению заданий, умеют излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения при защите своих работ, сделают вывод о том, что групповая работа является основой для создания благопрятной атмосферы для работы в классе

Оснащение и ресурсы:

Интерактивная доска, презентация к уроку, учебник  «Русский язык»   9 класс, клип о цветах, диаграмма Венна.

Этапы работы

Деятельность учителя:

Деятельность учеников:

Оргмомент.

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

Слушание. Говорение.

  1. Подготовка класса к работе.
  2. Деление на группы по данным схемам.

   1 группа - [ …,  ( ),   … ].

   2 группа -  (...),  […  ].   

   3 группа -  [ …], (... ).                                                                                                                                           

   3. Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

 - Ребята, сегодня мы поднимемся на новую ступеньку знаний.  Мы будем открывать для себя новое, полезное, интересное. А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже знали. Посмотрите на слайд №1 и заполните «Слепую схему».

   4. Проверка домашнего задания.                                                          

   1 группа – рассказать о СПП с придаточными причины;

   2 группа – сопоставить СПП с придаточными причины   в русском и казахском языках.

   3 группа – выполнение упражнения 119, стр. 95.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 Корректируют свои знания.

II. Вызов

І. Новая тема. 

   Уронило солнце                                                                               

   Лучик золотой                                          

   Вырос ......     (одуванчик)                             

   Первый, молодой.

   У него чудесный

   Золотистый цвет.

   Он большого солнца

   Маленький портрет.

 

 

   – О каком цветке идёт речь? Какое слово нужно вставить вместо пропуска?

   – С чем ассоцируется у вас этот цветок?

   – Задумались ли вы о том, что почему этот простой и скромный цветок назван одуванчиком?

 (Об одуванчике).

  (с солнцем, с радостью, с весной, с теплом)     

 

 (Летом желтые цветы одуванчиков превращаются в серебристые шарики. Дунет ветер – и полетят они заселять новые места. За это их так и назвали).

Чтение. Говорение.

   1. Работа с текстом «Золотой луг» (стр.99, упр. 124).

   Чтение текста учеником.

   - Подготовьте по одному толстому вопросу по содержанию текста.

   - Какое открытие сделал автор?

   - В каком значении употреблено слово «Золотой»?

   - Почему рассказ называется «Золотой луг»?

   - Ответьте на вопросы, опираясь на данный текст. Запишите их.

   1 группа: Когда луг опять стал золотым?

   2 группа: Когда одуванчик раскрывает  свои лепестки?

   3 группа: Когда одуванчик сжимает  свои лепестки?

   - Какие предложения вы использовали? Поставьте от главного к придаточному вопрос.                                                                   

   - На какой вопрос они отвечают?                                                      

   - Как выдумаете, какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

(Когда я возвращался около полудня домой, луг опять стал золотым). (Как только наступило утро, одуванчики раскрывают свои лепестки). Когда наступает вечер, одуванчик сжимает  свои лепестки.

Осмысление

 

 

 

 

 

Физминутка

Клип о цветах

Чтение. Говорение. Письмо

І. Работа над теорией стр. 100-101

   1 – на что указывают придаточные времени и на какие вопросы они отвечают?

   2 – к чему они относятся и какими союзами связываются?

   3 – какую позицию занимают придаточные времени по отношению к главному?

   4 – сопоставление ССП с придаточными времени в русском и казахском языках.

  1. Задание   группам: Составьте постер по изученной теме.
  2. Работа у доски (3 ученика)

   Защита постеров по стратегии «Посол»,                                     оценивание «2 звезды, 1 желание».

 

 

 

 

 

Учащиеся составляют постер в группах, защищают его, производят оценивание, дают комментарий к оценкам.

 

Языковые нормы.

   ІІ. Подберите предложения из текста к  схемам, по которым образовали группы.

   а)  [ …, (когда = – ),  = – ]                                                                  СПП с придаточными времени.   (У нас с братом, когда созревали одуванчики, была постоянная забава.)

   б) (Когда  – =),  [–  = =  ]                                                                    СПП с придаточными времени.   (Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять был золотым).

   в) [ – =], (что =, а  =)

   СПП с придаточными изъяснительными. (Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг не золотой, а зеленый.)

Записывают в тетради предложения, аргументируя свой выбор.

 

Диаграмма Венна (СПП с придаточными причины и времени)

Заполняют диаграмму, сопоставляя придаточные причины и времени (сходство и различие).

III. Рефлексия

Говорение

  1. Итоги урока:
  • Что поясняют придаточные времени?
  • На какие вопросы они отвечают?
  • С помощью каких союзов прикрепляются придаточные времени?
  • Где могут находиться придаточные времени?
  1. Лестница успеха:

 

Д/З

Письмо.

   Уровень А: упражнение 128, стр. 103. Выписать из текста «Лес» СПП с придаточными времени.

   Уровень В: стр. 103, упр. 129.

   Уровень С: Написать эссе «Я на золотом лугу», употребляя сложноподчиненные предложения.

Учащиеся записывают домашнее задание

Итог урока. Учитель вместе с уч-ся анализирует результаты оценивания.                           Суммативное оценивание.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз