Қожа ахмет ясауи атындағы халықаралық қазақ-түрік университеті талапкерлерді оқуға шақырады!

Родительный падеж имени существительного

"Қарабұйрат орта мектеп-бақша" КММ
орыс тілі пәнінің мұғалімі: Буланова Майра Олжабаевна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: Родительный падеж имени существительного

Лексическая тема: Мороз и солнце: день чудесный! Снежные слова

Цели:

- формировать представление об именах существительных в родительном падеже, воспроизвести признаки этого падежа;

- развивать умение определять имена существительные  в родительном падеже в предложении , развивать  устную и  письменную речь у учащихся;

- воспитывать этические нормы поведения  и ответственное отношение  к учебе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: урок-практикум

Межпредметная связь: казахский язык

Наглядность: таблица «Склонение имен существительных», опорная схема, карточки

Ход урока:

І. Организационный момент: 1)Приветствие. 2)Психологический настрой.

ІІ. Проверка домашнего задания:  упражнение  285, стр.124

Заполните карточки:

Падеж

Вопрос

Именительный

 

Родительный

 

Дательный

 

Винительный

 

Творительный

 

Предложный

 

 

ІІІ. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Прежде чем мы начнем изучать новую тему, мы отгадаем грамматические загадки

1. Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее  всегда стоит  в этом падеже  (именительный падеж)

2. Каким членом предложения является существительное  в форме именительного падежа? (главным членом предложения)

3. Какое вспомогательное слово есть у этого падежа? (есть)

4. Какие предлоги  использует? (нет предлогов)

- Сегодня мы познакомимся  с еще одним падежом

Назовите вопросы Родительного падежа.Запишите  тему  в тетрадь.

Сеголня на уроке мы уточним и расширим знания  о  Родительном падеже, будем  учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, предложениях, используя падежные вопросы, вспомогательные слова, предлоги. Но сначала давайте познакомимся с правилами на стр.125,127

Р.п. (нет  кого? чего?)

И.п. (есть кто?что?)

стола

стол_

торта

торт_

свистка

свисток_

брата

Брат

друга

Друг

слона

слон

 

- Выполните  следующий  «шаг»

Выделите окончания.Какую особенность заметили?

- У существительных  мужского рода  в родительном  безударные окончания.

- Давайте проверим, есть ли такая особенность у существительных женского рода.

Р.п.

И.п.

сестры

сестра

волны

волна

Выделите окончания. Какой  вывод  можно сделать?

У существительных женского рода  в  родительном падеже окончания ударные.

Физкультурная минутка.

Перед нами дуб широкий,  (руки  в  стороны)
А над нами дуб  высокий. (руки вверх)
Вдруг  над  нами сосны, ели (наклоны головы)
Головами зашумели. (хлопки над головой)
Грянул гром, сосна упала (присели)
Только ветками качала (машем  руками над головой)

ІV. Закрепление новой темы.

Запишите словосочетания. Выделите окончания. Определите падеж.

Домик  из (чего?)   глины, шишки (с чего?) с сосны, ягоды у (чего?) дорожки, бегает  от (чего?) березы до (чего?) сосны, капли (чего?) дождика, письма от (кого?) Белоснежки.

- Какие предлоги употребляются с существительными в форме  родительного падежа? Выпишите их в тетрадь (из, с, у, от, до)

Послушайте стихотворение М.Пляцковской «Чего без чего не бывает».Выпишите существительные единственного числа в родительном падеже. Обозначьте окончания, определите род.

Знайте, не бывает лодки без реки,
Праздника - без песни, хлеба-без муки,
Дождика-без тучки, розы-без шипов,
Сказок-без начала, леса-без грибов.
Знайте , не бывает  моря без волны,
Шутки-без улыбки, марта-без весны,
Летчиков-без неба, армий-без полков,
Школ-без переменок, драк-без синяков...

Игра «Чудесные превращения»

Я буду закрывать предметы на нашей полянке, а вы, представляя вспомогательное слово  «НЕТ», превратите существительные, обозначающие эти предметы  в форму родительного падежа.

(нет ягоды, нет дерева, нет гнома)

Слова: книга, стол, парта, ученик, ученица, мальчик, ручка, карандаш, тетрадь, словарь, альбом, краска, резинка, линейка.

Работа с текстом «Снежные слова»

1) Выразительное чтение текста

2) Словарная работа

3) Ответить на вопросы.

4) Составьте  «снежный»  словарь.

V. Обобщение новой темы. Рефлексия.

1. Что мы узнали о Родительном падеже?
2. На какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа?
3. Какие предлоги дружат с существительными  в форме родительного падежа? (из, с, у, от,до,из, вокруг)
4. Какие окончания у существительных в форме родительного падежа  (а,и, ы)

Подведение итогов  урока.

Домашнее задание: упражнение 295, стр.128; повторить правило на стр.127-128.


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз