Слитное написание НЕ с именами существительными

Каримова Роза Мухамеджановна

Мы должны выстроить логичную систему  овладения языками: в школе – базовый уровень, в университете и колледже профессиональный язык по специальности.

Н.А.Назарбаев

Тема: Л/т: Правила питания во время воспаления поджелудочной железы.

Г/т:  Слитное написание  НЕ с именами существительными.

Тип урока: комбинированный

Время: 90 мин

Курс: 2

Группа: М-202

Место проведения: 210 аудитория

Цели занятия:

Образовательная:

  • научить применять правило написания НЕ с именами существительными;

продолжить работу над устной связной речью;

  • научить различать приставку не, не- часть слова;
  • формирование навыков планирования ответа, умений выразительно читать, говорить, писать в быстром темпе, навыков самоконтроля.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к знаниям;
  • умение слушать друг друга;
  • продолжать поддерживать интерес к русскому языку;
  • воспитание положительного отношения учащихся друг к другу в процессе совместного труда;
  • прививать любовь к своей профессии;
  • воспитание здорового образа жизни.

Развивающая:

  • развивать коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля и самоконтроля в учебнойдеятельности;
  • развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически последовательно излагать свои мысли;
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении,  используя для этого проблемные ситуации, творческие задания;
  • любовь к русскому языку;

Учащийся должен знать:

  • Правило слитного написания НЕ с именами существиительными.
  • Заменять имена существительные с Не синонимами.
  • Правила питания во время обострения панкреатита.
  • Рацион больных, страдающих панкреатитом.
  • Диетический стол № 5.

Учащийся должен уметь:

  • Правильно писать имена существительные с НЕ.
  • Заменять имена существительные с Не синонимами.
  • Объяснять лексическое значение слов.
  • Переводить слова с русского на казахский язык.

Технология:

  • информационно-коммуникативная технология;
  • развивающая технология;
  • технология критического мышления через чтение и письмо;

Тип урока: комбинированный.

Методы:   

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • репродуктивный;
  • творческий;
  • исследовательский;
  •  объяснительно-иллюстративный;
  • контроля, стимулирования,
  • опорные схемы;
  • работа у доски;
  • самостоятельная работа;
  • аналитическая беседа.

Приемы: «Тонкие», «толстые» вопросы, синквейн, исследование, ролевая игра.

Материальное оснащение занятия:

1. Интерактивная доска.

2. Раздаточный материал: тесты, тексты.

3. Скелет человека и макет поджелудочной железы.

4. Цветные продукты-картинки.

Основная литература:
- В.Бабайцева и др. Русский язык. Теория (5-9 кл) М.: Дрофа, 2000
- В.Ф.Греков и др. «Пособие для занятий по русскому языку». М.: Просвещение, 2005
Дополнительная литература:
- Б.З.Букчина. Слитно или раздельно? М. «Русский язык» 1983
- А.Ракышев «Анатомия человека» Алматы, 2004.
Словари:
- Қазақша-орысша сөздік. ҚР Білім және ғылым министрлігі Алматы
- Фразеологический словарь русского языка Под.ред. Н.Молоткова. М.:2004
- А.Ракышев. «Анатомия терминдерінің сөздігі». Алматы «Рауан», «Демеу» 1994
Интернет сайты:
- www.youtube.ru
- www.google. ru

Хронокарта урока

 Ход урока 

     

1

Организационный момент

3 мин.

2

 Проверка домашнего задания

25  мин.

3

Сообщение темы и цели урока 

2 мин.

4

Объяснение новой темы

15 мин.

5

Закрепление

25  мин.

6

Обобщение

3 мин.

7

Оценка (с комментированием) знаний учащихся

5 мин.

8

Домашнее задание

2 мин.

 

I. Организационный момент - 3 мин
(В ходе орг. момента учащимся задаются несколько вопросов, заполняется журнал).
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какая сегодня погода?
- Какое время года?
- Кто сегодня дежурный?
- Кого сегодня нет на уроке?
- Какое внимание нужно уделить состоянию здоровья в это время года?
- Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Прочитайте его. Как вы понимаете содержание эпиграфа?
Слайд №1

Переходим к проверке домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания-25 мин
- Скажите, что было задано на дом?
(Минитекст с сложными существительными, выучить правило и лексическая тема).
А) Тогда, проверим домашнюю работу. Задание будет такое: вписать в опорную схему,  условия слитного написания сложных существительных. (1 студент
Слайд № 2

Слайд №3

Вторая схема - правописание сложных существительных через дефис? (2 студент отвечает).
Слайд №4

Слайд №5

Третья схема правописание ПОЛ с существительными? (3 студент отвечает).
Слайд №6

Слайд №7

 

Б) А теперь, прочитайте свои профессиональные минитексты, употребляя сложные существительные. (читают  студенты).

В) Следующее задание: практическая работа у доски.

Вам надо записать слова в два столбика. В 1 столбик слитное написание сложных существительных, а во 2 столбик – через дефис.

(Выходят  студенты и выполняют у доски, а группа пишет в тетради).

Примечание: Для правильного написания слов есть словарь «Слитно или раздельно» автор Б.З.Букчина.

Слайд №8

Слайд №9

Г) Работа с пройденным текстом.

На том уроке мы проходили лексическую тему:  «Воспаление поджелудочной железы». Расскажите профессиональным языком о поджелудочной железе.

- Кто покажет и расскажет строение поджелудочной железы.

- Какую функцию выполняет поджелудочная железа?

- Причина воспаления поджелудочной железы.

- Симптомы воспаления поджелудочной железы.

- Термины по теме «Воспаление поджелудочной железы»

Молодцы! Что мы с вами сделали?

Выставим отметки за домашнюю работу.

Минутка здоровья.

III.  Сообщение темы и цели урока-2 мин

А теперь, перейдем к следующему этапу урока. Сегодня мы пройдем новую  лексическую тему: «Правила питания во время воспаления поджелудочной железы» и вспомним грамматическую тему: «Слитное написание НЕ с именами существительными.

Слайд №10

- На каждом уроке мы ставим определенные цели. Какие цели мы перед собой поставим?

Слайд №11

Цели мы установили, переходим к следующему этапу урока
IV  Объяснение новой темы-15  мин.
Новая лексическая тема урока «Правила питания во время воспаления поджелудочной железы».
Ролевая игра «Врач - гастроэнтеролог и пациент».
- Сегодня мы говорили о ВПЖ, назвали причины, симптомы. Как за ней ухаживать, мы не знаем. Я пригласила врача-гастроэнтеролога. Он вам расскажет об  уходе.
- Здравствуйте, дорогие студенты! Начну с вопроса.
1. У кого болит  живот после еды? Но вес тот же.
2. У кого бывают частые поносы, боли в животе в левом подреберье и худеете? (Выходит студент).
- Как вас зовут?
- Сколько вам лет?
- Как часто вы болеете?
- Да, у меня часто болит живот после еды. Я скручиваюсь от боли.
- Как вы питаетесь?
- Люблю колбасы, фаст-фуды.
- Переедание – это очень большая нагрузка. Ваше питание должно быть дробным, то есть маленькими порциями, через каждое 3-4 часа, умеренно, все в теплом виде, пища не должна раздражать слизистую оболочку желудка, поэтому еда должна быть в протертом виде. Количество белков следует повысить. Мясо, рыбу, творог нужно включить в свой ежедневный рацион. А употребление углеводов сократить. Мясо нежирных сортов. Отказаться от острого, копченого, жирного. Правильное питание – это важно для вас.
- Спасибо, доктор.
- До свидания, берегите здоровье.


Новые слова-термины.
Слайд 12


Это была наша лексическая тема урока. А теперь грамматическая тема «Слитное написание не существительными».
1. Образуйте имена существительные от глаголов.
Слайд №13

2. Ответьте на вопрос, как напишите «не» и почему?
3. Сделайте вывод о написании «не» с существительными. Вывод делают студенты.
Вывод № 1. Чтения правила.
Слайд №14

Второе условие написания НЕ.
На доске существительные: Нездоровье, несчастье.
Слайд №15

- Почему эти слова написаны слитно, ведь они употребляются без «не»?
- Объясните значение данных существительных
Нездоровье-болезнь, хворь
Несчастье- горе, беда
- При помощи каких слов вы объяснили значение данных существительных?
- Какой вывод можно сделать о написании «не» с существительными.
Вывод:  «Не» с существительными пишется слитно, если его можно заменить синонимами без «не».
Слайд №16

Третье условие написания НЕ.
3. Обратите внимание на эти слова.
Слайд №17

- Почему эти слова написаны слитно?
- Сделайте вывод.
Слайд №18

Прочитаем по учебнику правила. Запишите правила в тетрадь.
Переходим  к следующему этапу урока.
V. Закрепление новой темы-25  мин
Задание 1. Распредительный диктант. Запишите слова в два столбика, «не» часть слова, «не» - приставка.
Неаккуратность, неудача, неряха, неточность, ненависть, нерешительность, ненастье, невежда, невежа, невнимательность.
Самопроверка при открытой доске.Устно объяснить правописание, лексическое значение и перевод слова на казахский язык.
Слайд №19

 

Задание 2. Работа у доски.
Спишите, раскрывая скобки. Объясните значение пословиц и  правописание существительных с НЕ.
Слайд №20

Развитие речи.
А) Текст «Правила питания при панкреатите»
ПРАВИЛА ПИТАНИЯ ПРИ ПАНКРЕАТИТЕ
Правильное питание это основа нашего здоровья. Наше невежество, неграмотность и незнание физиологии организма и правил питания привело человечество к тому, что сейчас почти каждый второй страдает от  панкреатита.
Следуя правилам питания, можете избавиться от этого недуга.
Каковы основные принципы  питания при панкреатите?
 Питаться следует часто, с промежутками в приеме пищи от 3 до 4 часов (до шести раз в день). При этом не нужно переедать, то есть пища не должна быть обильной. Обязательно следует обращать внимание на соблюдение температурного режима, чтобы пища не была слишком горячей или холодной. Самый оптимальный вариант в данном случае, чтобы пища была в теплом виде.
Важно! Слизистая желудка не должна подвергаться механическому раздражению, поэтому необходимо, чтобы еда была в протертом виде.
Пищевой рацион должен быть сбалансирован по содержанию основных ингредиентов:
 – Так, количество употребляемых белков следует повысить. Мясо, рыбу, творог нужно включать в свой ежедневный рацион. А употребление углеводов (сахар, мед, выпечка и хлеб свежие, сдобные изделия), жиров лучше сократить.
 – Мясо, рыбу следует выбирать нежирных сортов. Это может быть мясо птицы (кур), говядина, телятина. Из сортов рыбы подходят щука, лещ, судак, треска.
 – Чтобы не допустить обострения и дальнейшего прогрессирования процесса, необходимо отказаться от острых, копченых, консервированных, жареных блюд, специй, пряностей, маринадов. Основным принципом питания должна стать диета, то есть отварная, тушеная пища. Также, можно приготовить на пару или запечь в духовке.
 – Те продукты, которые обладает стимулирующим воздействием (сокогонный эффект) нужно полностью исключить из рациона. Это различные наваристые бульоны (мясные, рыбные, грибные), отвар из капусты.
 – Не все овощи можно кушать при панкреатите. Редис, редьку, репу, капусту, щавель, шпинат, бобовые запрещается употреблять.
 – Фрукты (несладкие сорта яблок, груш) желательно кушать в печеном виде. Кроме этого, можно готовить компоты (из сухофруктов), желе, кисели.
 – Очень полезным является шиповник, поэтому его отвар следует пить вместо чая на протяжении дня.  
– Что касается напитков, то категорически запрещается пить кофе, чай (крепкий) и алкоголь в любом виде.
Основная проблема при панкреатите заключается в том, что заболевание имеет склонность к редицивированию (обострению) при нарушении правил питания, то есть диеты. При панкреатите используется диетический стол № 5.
Лучше отказаться от употребления неполезного продукта, чем пожертвовать своим состоянием здоровья. Помни, что при любом нарушении диеты поджелудочная железа обязательно отреагирует обострением патологического процесса.
Б) Словарная работа.
2 студента читают (один по-казахски, другой по- русски), затем вся группа. Первый вариант читает по-русски, второй по-казахски. Запишите слова в тетрадь.

протертые – езілген
промежутки - аралық
обильный - көп мөлшерде
говядина  -сиыр еті
телятина - бұзау еті
наваристые - қою маңызды

В) Вопросы по тексту.
- Каковы принципы правильного питания при панкреатите?
- Какая должна быть пища?
- Каким должен быть температурный режим питания?
- Что должно входить в рацион питания?
- Что нельзя употреблять?
- Что очень полезно?
- Как подружиться с поджелудочной железой?

Е. Работа по тексту. Первый ряд выписывает ключевые слова имена существительные,
второй ряд сложные существительные, третий ряд существительные с НЕ.

Ж. Творческая работа.
Напишите синквейн о поджелудочной железе.
Тема.
Что это?
Чем выражается?
 Ваши эмоции.
Пословица или цитата.
(Или же, запишите пословицу или цитату о здоровье).
З) Игра «Друзья « и «Недруги». (Студенты работают с магнитной  доской, прикрепляют картинки овощей и фруктов)
Работа с тестом.

I – вариант
1) Укажите слово, которое пишется через дефис:
А) медицинский (колледж)
Б) врач ( терапевт) +
В) заведующий (кафедры)
Д) голово (кружение)
Е) сердце (биение)

2) Укажите слово, которое пишется слитно:
А) пол (Туркестана)
Б) пол (раствора) +
В) пол (лимона)
Д) пол (очка)
Е) пол (листа)

3) Симптомы панкреатита
А) тошнота, рвота +
Б) боль в суставах
В) увеличение лимфоузлов
Д) бледность губ
Е) обширные гематомы

4) Слово панкреатит в переводе с древнегреческого означает
А) белое мясо
Б) вся из мяса +
В) черное мясо
Д) чистая вода
Е) красная кровь

5) Поджелудочная железа весит
А) 100 грамм +
Б) 1000 гр.
В) 700 гр.
Д) 900 гр.
Е) 500 гр.

6) Длина подж/ж.
А) 10 см.
Б) 20 см. +
В) 30 см.
Д) 40 см.
Е) 50 см.

7) Укажите слово, которое без не не употребляется
А) невежда +
Б) неправда
В) нерешительность
Д) неточность
Е) неудача

8) Укажите слово, где не – приставка
А) невежда
Б) неряха
В) ненависть
Д) недомогание
Е) нездоровье +

9) При  панкреатите пациентам рекомендуют
А) стол №5 +
Б) стол №1
В) стол №10
Д) стол №9
Е) стол №15

10) При панкреатите можно есть
А) жареное мясо
Б) отварное мясо +
В) жирное мясо
Д) консервированное мясо
Е) копченое мясо

II – вариант.
Лечебное питание включает в себя диетических столов
А) 10
Б) 15  +
В) 8
Д) 3
Е) 14

2) Диета №5 назначают при:
А)хроническом панкреатите +
Б) хроническом нефрите
В) заболевании сердечно-сосудистой системы
Д) заболевании туберкулеза легких
Е) заболевании кишечника

3) Укажите сложное слово
А) лифмоузлы +
Б) недомогание
В) воспаление
Д) восстановление
Е) голодание

4) Укажите сложносокращенное слово
А) кровообращение
Б) сердцебиение
В) дальнезоркость
Д) самоочищение
Е) ТМК +

5) Укажите слово, которое без не не употребляется
А) недуг +
Б) нездоровье
В) недруг
Д) неправда
Е) неточность

6) Укажите слово, где не приставка
А) недуг
Б) невеста
В) неделя
Д) неправда +
Е) невод

7) Укажите слово, где НЕ часть слова
А) нездоровье
Б) неправда
В) неволя
Д) недруг
Е) недуг +

8) Укажите слово, которое пишется через дефис
А) пол (смены
Б) пол (урока)+
В) полу (остров)
Д) пол (раствора)
Е) пол (больницы)

9) Диетическое питание включает
А) обильное питье +
Б) газированные напитки
В) крепкий чай
Д) крепкий кофе
Е) горячий шоколад

10) При панкреатите исключается свежий:
А) хлеб +
Б) протертая каша
В) отвар из шиповника
Д) жирная рыба
Е) крепкий бульон.

ТАЛОН.
Взаимопроверка. У кого одна ошибка «5», две ошибки «4», три  ошибки «3», а у кого четыре ошибки «2».                                   
1 вариант
1-Б
2-Б
3-А
4-Б
5-А
6-Б
7-А
8-Е
9-А
10-В

2 вариант
1-Б
2-А
3-А
4-Е
5-А
6-Д
7-Е
8-Б
9-А
10-А

VI. Обобщение-3 мин.
- Какую тему мы сегодня прошли?
- Что мы узнали?
VII. Подведение итогов-5 мин
Отметки за урок. (С комментированием)

 

Ф.И.О

Проверка домашнего задания

Закрепление новой темы

Тест

Итоговая отметка

1

Әбдірахманова Әйгерім

 

 

 

 

2

Абибуллаева Фатимахан

 

 

 

 

3

Амандық Гүлесезім

 

 

 

 

4

Анаурабек Назира

 

 

 

 

5

Базарбай Ақниет

 

 

 

 

6

Балтабаева Зилола

 

 

 

 

7

Валиева Диера

 

 

 

 

8

Гапурова Севара

 

 

 

 

9

Есемханова Айғаным

 

 

 

 

10

Исмаилова Насиба

 

 

 

 

11

Исаханова Махинур

 

 

 

 

12

Маннапова Малика

 

 

 

 

13

Молжігіт Нұрзада

 

 

 

 

14

Оспан Ақнұр

 

 

 

 

15

Омарова Бахтигул

 

 

 

 

16

Рысбаева Шахла

 

 

 

 

17

Садыкова Мавлюда

 

 

 

 

18

Саттар Гүлнұр

 

 

 

 

19

Қудайберген Саида

 

 

 

 

20

Құлбай Назерке

 

 

 

 

21

Хабибулла Зухра

 

 

 

 

22

Хабибулла Фатима

 

 

 

 

23

Хасанова Дияра

 

 

 

 

24

Ходжаева Хусниябану

 

 

 

 

25

Юлдашева Азада

 

 

 

 

 

VIII. Домашнее задание- 2 мин.
1. Напишите 10 существительных  с не.
2. Запомнить термино-единицы, составьте словосочетания и предложения с ними.
3. Составить меню на 3 дня.

Основная литература:
- В.Бабайцева и др. Русский язык. Теория (5-9 кл) М.: Дрофа, 2000
- В.Ф.Греков и др. «Пособие для занятий по русскому языку». М.: Просвещение, 2005
Дополнительная литература:
- Б.З.Букчина. Слитно или раздельно? М. «Русский язык» 1983
- А.Ракышев «Анатомия человека» Алматы, 2004.
Словари:
- Қазақша-орысша сөздік. ҚР Білім және ғылым министрлігі Алматы
- Фразеологический словарь русского языка Под.ред. Н.Молоткова. М.:2004
Интернет сайты:
- www.youtube.ru
- www.google. ru


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


nationalgeographic.kz
Сертификат алу. Сертификат, алғыс хат пен диплом алу жөнінде мәлімет
ҰБТ(онлайн тест)