Өлең, жыр, ақындар

История, культура и этногенез тюркских племен на территории Польши и Литвы

Муратов Бекмухамед Куатұлы

Студент магистратуры. Факультет истории, археологии и этнологии Казахского Национального Университета имени Аль-Фараби.

Аннотация. В статье представлен обзор истории возникновения в восточной Европе тюркского этноса, их взаимовлияние с поляками и литовцами, роль в мировой истории.

Актуальность и новизна статьи определяется междисциплинарным, углубленным изучением истории возникновения тюркского этноса на территории Польши и Литвы, культуры, этногенеза, влияния тюрков на развития Польши и Литвы.

Методы исследования

В статье представлены новые методологические подходы на междисциплинарном уровне к изучению этнополитической истории, истории тюрков Европы в контексте взаимоотношений Восточной и западной цивилизаций. Диахронический метод использует четкую периодизацию, изучая различные изменения и явления в конкретном регионе. В нашем случае это регион Польши и Литвы. Метод синхронизации помогает изучать различные события, которые происходят в одно и то же время, но в разных географических точках. В нашем случае это регион Польши и Литвы и Центральная Азия. Хронологический метод позволяет рассматривать явления и события через призму временных изменений, поэтапно. В нашем случае рассматривается этап появления и развития турок в Польше и Литве.

Ключевые слова: Липка, история, государство, традиции, преемственность, культура, тюрки, история этнического развития, Литва, Польша.

Аңдатпа. Мақалада Шығыс Еуропада түркі этносының пайда болу тарихы, олардың поляктармен және Литвалықтармен өзара әсері, әлемдік тарихтағы рөлі туралы шолу берілген.

Мақаланың өзектілігі мен жаңалығы Польша мен Литва аумағында түркі этносының пайда болу тарихын, мәдениетін, этногенезін, түркілердің Польша мен Литваның дамуына әсерін пәнаралық, терең зерттеумен анықталады.

Зерттеу әдістері

Мақалада этносаяси тарихты, Шығыс және батыс өркениеттері арасындағы қатынастар контекстіндегі Еуропа түріктерінің тарихын зерттеуге арналған пәнаралық деңгейдегі жаңа әдіснамалық тәсілдер келтірілген. Диахроникалық әдіс белгілі бір аймақтағы әртүрлі өзгерістер мен құбылыстарды зерттей отырып, нақты периодизацияны қолданады. Біздің жағдайда бұл Польша мен Литва аймағы. Синхрондау әдісі бір уақытта, бірақ әртүрлі географиялық нүктелерде болатын әртүрлі оқиғаларды зерттеуге көмектеседі. Біздің жағдайда бұл Польша мен Литва аймағы және Орталық Азия. Хронологиялық әдіс құбылыстар мен оқиғаларды кезең-кезеңімен уақытша өзгерістер призмасы арқылы қарастыруға мүмкіндік береді. Біздің жағдайда Польша мен Литвадағы түріктердің пайда болуы мен даму кезеңі қарастырылады.

Түйінді сөздер: Липка, тарих, мемлекет, дәстүрлер, сабақтастық, мәдениет, түріктер, этникалық даму тарихы, Литва, Польша.

Abstract. The article provides an overview of the history of the emergence of the Turkic ethnic group in eastern Europe, their mutual influence with Poles and Lithuanians, and their role in world history.

The relevance and novelty of the article is determined by an interdisciplinary, in-depth study of the history of the emergence of the Turkic ethnic group in Poland and Lithuania, culture, ethnogenesis, and the influence of the Turks on the development of Poland and Lithuania.

Research methods

The article presents new methodological approaches at the interdisciplinary level to the study of ethnopolitical history, the history of the Turks of Europe in the context of the relationship between Eastern and Western civilizations. The diachronic method uses a clear periodization, studying various changes and phenomena in a particular region. In our case, this is a region of Poland and Lithuania. The synchronization method helps to study various events that occur at the same time, but in different geographical locations. In our case, this is the region of Poland and Lithuania and Central Asia. The chronological method allows us to consider phenomena and events through the prism of temporary changes, in stages. In our case, we consider the stage of the emergence and development of Turks in Poland and Lithuania.

Keywords: Lipka, history, state, traditions, continuity, culture, Turks, history of ethnic development, Lithuania, Poland.

Введение

Изучение исторических процессов взаимоотношений и взаимодействий с биологической средой, историко-лингвистических связей, политико-государственных и историко-культурных взаимовлияний народов Польши, Литвы и тюрков, а также анализ их социокультурного взаимодействия позволяет выявить то синкретическое культурное единство, которое присутствует в регионе с XIII-XIV веков времени по настоящий период.

Польско-литовские татары или белорусские татары, липки (польск. tatarzy polsko-litewscy, тат. Польша-Литва татарлары) — этнотерриториальная общность татар, которая сформировалась во времена владычества в Восточной Европе Золотой Орды в XIII-XV веках. Исторически были единой этнической группой в Великом княжестве Литовском и в Польше и затем в Речи Посполитой; в Новейшее время являются этническими группами в Белоруссии, Литве и Польше. На сегодняшний день общая численность – 15 тысяч человек. Выходцы из Золотой Орды и Крымского ханства — литовские татары уже более 620 лет проживают на территории трех государств — Беларуси, Литвы и Польши, на исторических землях Великого княжества Литовского.

Изучение истории преемственности, последовательности и изменений в истории тюрков Литвы и Польши в рамках периодизации позволяет интегрировать политические творения тюрков в глобальное и всеобъемлющее видение истории. Исследования показывают, как эти изменения происходили локально и регионально, а также в более широком географическом масштабе. Исследование истоков этногенетического процесса, проблем этногенеза в целостности, с основным упором на преемственность культуры пришедших в средние века в Восточную Европу тюрков региона и современных Польско-Литовских тюрков предполагает, во-первых, что под этнической историей Польско-Литовских тюрков понимается история народов и племен, пришедших с территории Улуса Джучи, а позже с территории Золотой Орды в регион с XIII века до наших дней; во-вторых, этногенез тюркского народа Литвы и Польши представляет историю тех племен и народов, которые участвовали в образовании современных тюрков “Липка”; в-третьих, историю этнического развития уже сформировавшегося народа тюрков липка нужно изучать как историю этнокультурного взаимодействия с различными типами сред: природной, социокультурной и собственно межэтнической.

Покорение Польши и Литвы ханом Бату

Западный поход монголов — поход войск Монгольской империи в Восточную и Центральную Европу в 1236—1242 годах во главе с чингизидом Батыем и военачальником Субэдэем. После нашествия на Русь монголы в 1241 двинулись в Польшу и Венгрию. В ходе решающей битвы при Легнице польская армия потерпела сокрушительное поражение. Король Польши Генрих Набожный был убит. Чешские войска опоздали к Легнице на 1 день. Тогда Байдар повернул на юг и пошёл в Венгрию на соединение с Батыем, по пути разорив Моравию.

На покореных землях с целью сбора налогов и податей, Бату хан оставил небольшое количество сборщиков податей - баскаков, однако, после ухода Бату обратно на восток баскаки с их семьями начали заселять историческую область “Липка”, сбор податей как в традиционной у кочевников форме так и не был осуществлен. Тем не менее, это вторжение привело к большим разрушениям и потерям в Польше, однако иго не было установлено.

О названии Липка

Липкинские татары (известны как Lipkas tatar, литовские татары) — тюркская этническая группа, первоначально поселившаяся в Великом княжестве. Литвы в XIII-XIV веках. Первые татарские поселенцы которые пришли с ханом Батыем, пытались сохранить свою тенгрианскую религию и искали убежища среди литовцев и поляков – нехристиан, шаманистов и приверженцев старых верований. К концу XIV века еще одна волна татар – на этот раз мусульман хана Тохтамыша – была приглашена в Великое княжество Витаутасом Великим. Эти татары сначала поселились в самой Литве вокруг Вильнюса, Тракая, Гродно и Каунаса, а затем распространились на другие части Великого княжества Литовского и Польши, которые позже вошли в состав Речи Посполитой. Эти территории включают части современной Литвы, Белоруссии и Польши. С самого начала своего расселения в Литве они были известны как липкинские татары. Это название им было дано так как тюрки называли Литву “Липка”. Поэтому территорию где расселились тюрки называли Липка. Провинция Липка охватывала современные территории Гроденской области Беларуси и пограничные территории Польши и Литвы. Сохраняя свою идентичность, тюрки липка соединили свою судьбу с судьбой Речи Посполитой.

Первые татары пришли в Великое княжество Литовское из Золотой Орды в конце XIV века, вместе с бежавшим в Великое княжество Литовское ханом Тохтамышем. Тохтамыш — хан Золотой Орды в 1380—1395 годах. После поражения от эмира Мавераннахра Тамерлана Тохтамыш с частью ему верных подданых попросили убежища у Литвы. Литовское княжество активно участвовало в политических интригах Орды и поддерживало легитимного правителя из рода Чингисхана — хана Тохтамыша. Совместные походы золотоордынского хана и Витовта в 1397 — 1399 годах против узурпаторов власти на местах, к сожалению, не дали ощутимого результата. Разбитое войско Тохтамыша осело вокруг Тракая в начале XV столетия. Тохтамыш покинул Лидский замок и вынужден был отправиться сражаться за сохранение целостности Золотой Орды. Тохтамыш потерпел поражение и погиб, сражаясь Едыгеем. Сын Тохтамыша Джелал ад-Дин возглавил оставшихся ордынцев в Литве и стал служить Литовскому князю Витовту.

Так, с XIII-XIV века происходит становление единой культурной общности на территории Польши и Литвы, которая вырабатывает общую мировоззренческую модель, основанную на единстве представлений тюркской общности.

Первое взаимодействие Польско-литовских королей с тюрками

В качестве самостоятельной этнической группы татарского народа сформировались в конце XIV — начале XV веков в Великом княжестве Литовском из поступивших на службу в Великое княжество Литовское выходцев из Золотой Орды, позже из Большой Орды и Крымского ханства, в том числе потомков ханов Тохтамыша, Мамая и их воинов. Расселялись в основном в северо-западной части белорусских земель (современная Гродненская область) и соседних литовских. Литовский князь Витовт разрешил татарам осесть на территории Литвы и с XV века татары крепко осели на территории современных Литвы и Беларуси. В крупных центрах Великого Княжества Литовского обосновались воины некогда крупной армии Тохтамыша. Новогрудок, Крево, Вильно, Лида, Тракай и Ковно стали местами основной дислокации татарских конных отрядов. Удивительно, но факт — первый крымский хан Хаджи Гирей родился в Лидском замке.

Принятие тюрков в подданство Польши и Литвы

Массовая миграция татарского населения имела место при великом литовском князе Витовте (1392–1430). Витовт видя военную силу татар принял их в свое подданство. Татарам была дана земля, автономия, их религиозные обряды не пресекались. Получив привилегии и землю от короны (наделы земли степной знати великий князь или король выделял из собственных владений), ордынская элита поступала в распоряжение монарха: они становились охраной, курьерами, переводчиками, посланцами. Правитель объединенного государства решал все спорные вопросы, возникавшие между татарскими родами. Тем не менее, существовали формы самоорганизации, опиравшиеся на родоплеменные традиции. На польский манер они именовались хоругвями и имели свою систему управления. Всего их было шесть: уланская, найманская, конгратская, юшыньская, баргынская и джалаирская. Названия происходили от наименований родов тюрко-монгольской знати: Найман, Кунграт, Ушин, Баргын, Джалаир. «Уланы» были воеводами племен — название указывало на принадлежность к роду Чингисхана. Татары обеспечивали Литву защитой от возможных нападений со стороны Немцев, Руси и Золотой Орды. Благодаря татарам некогда опустошенная земля Новогородеца и Вильна (Гроденская область) начала заселятся.

Еголдаева тьма и княжество Мансура

В первой половине XV века образовали вассальные Великому княжеству Литовскому княжества — Еголдаеву тьму и княжество Мансура. Еголдаева тьма - территориальное образование в составе Великого княжества Литовского, на территории современных Курской и Белгородской областей России. Сформировано около 1438—1440 годов выходцами из Золотой Орды во главе с Еголдаем Сараевичем. Существовало до конца XV века на правах феодального владения, хозяева которого были вассалами великих князей литовских. В 1429—1430 годах положение в Большой Орде было сложным: население разорялось из-за бесконечных междоусобиц, кроме того, огромное количество людей унесла эпидемия чумы. Это побуждало ордынцев мигрировать в соседние регионы. В эти годы значительно выросло количество татар в Литве и на Руси. Из-под власти хана Большой Орды Улу-Мухаммеда отпали некоторые области страны. В 1437 году Улу-Мухаммед был окончательно вытеснен соперниками из своих владений, после чего совершил поход через Белёв на Нижний Новгород и Казань, а часть его войска, возглавляемая эмиром Еголдаем Сараевичем, осела на юго-восточной окраине Литвы, с разрешением князя Сигизмунд Кейстутовича. В обмен на пожалованные земли Еголдай должен был защищать литовские границы от набегов других татар. Занятая им территория охватывала верховья рек Оскола, Северского Донца и Псла (Беларусь). В состав Еголдаевой тьмы входили города: Мужеч, Милолюбль и Оскол. В ходе русско-литовской войны 1500—1503 годов территория бывшей Еголдаевой тьмы переходит к Москве. Ретроспективно «тьма» продолжает фигурировать в ярлыках крымских ханов литовским князьям, в частности, в датированном 1507 годом ярлыке Менгли Гирея Сигизмунду I. Самое позднее упоминание Еголдаевой тьмы в источниках относится к 1560 году.

Глинское (Мансурово) княжество — феодальное владение XIV—XVI веков, занимавшее часть современных Полтавской и Сумской областей Украины. Основано в 1380 году; согласно родовой легенде владельцев княжества, его основателем был Мансур, сын Мамая из рода Кият. Куликовскую битву 1380 года с войском московского князя Дмитрия Донского Мамай проиграл из-за задержки литовской помощи. В 1381 году в Кафе Мамая убили генуэзцы. После чего Мансур-Кият (один из сыновей Мамая), опасаясь репрессий нового хана, покинул Крым и отправился в половецкие степи (а именно, в северную часть Причерноморья и Приазовье), откуда, набрав войска, двинулся на север с целью создания своего нового княжества. На территории современных Сумской и Полтавской областей Мансур восстановил несколько городов (Глинск, Глинница, Полтава), и провозгласил эти земли своими владениями, независимыми от соседних государств. В 1392 году, находясь под натиском со стороны двух крупных воинствующих государств: Золотой Орды и Великого княжества Литовского, Мансур решается признать над собой власть великого князя литовского Витовта. Для укрепления политических связей со своим новым сюзереном в том же году крестился, получив имя Александр. Таким образом, фактически Витовт передал Александру в управление значительную часть Левобережной Украины. Владения Глинских включали в себя почти всю Полтавщину и часть Сумщины. Сами князья стали могущественнейшими феодалами Великого княжества Литовского. Взамен князь Александр и его потомки должны были защищать эти земли от недругов и участвовать в войнах литовских князей. Так, уже в 1399 году войска князя Александра участвовали в походе Витовта против Золотой Орды.

Положение аристократии тюрков в составе Речи Посполитой

Литовские татары как группа служилых людей Великого княжества Литовского сформировались в конце XIV – начале XVI в. Польский хронист Ян Длугош и литовские исторические сочинения XV–XVII вв. связывают появление татар в Литве с походом великого князя Витовта 1397 г. (направленного против улусов, враждебных литовскому союзнику хану Тохтамышу, который в 1395 г. вместе с приближенными нашел убежище в Литве). Витовт поселил пленных в окрестностях Вильно (совр. Vilnius) и Трок (Trakai), пожаловав им земли с обязанностью военной службы. На тех же условиях земли получали и довольно многочисленные добровольные переселенцы (царевичи, князья и рядовые воины-ордынцы). Им была обеспечена свобода вероисповедания, разрешено строить мечети. Важнейшей привилегией служилых татар стало право владеть крепостными крестьянами. Благодаря своему привилегированному статусу татары, осевшие в Великом княжестве, вошли в состав той группы его населения, на основе которой формировалось шляхетское сословие, и стали его составной частью (хотя из-за вероисповедания так и не получили политических привилегий шляхты, права участвовать в сеймиках и сеймах, выборах королей). 

В середине XV века происходит переход к Орде еще одного крупного татарского владетеля, Яголдая Сараевича, земли которого находились в районе нынешней Белгородской области. Они именовались Яголдаевой тьмой и в дальнейшем рассматривались как автономная часть Великого княжества Литовского наряду с владениями князей Глинских. Появляются собственные вассальные татарские княжества, не считая тех татар, которые селятся на коренных территориях Литвы. Их становится все больше. Например, после пленения Сеид-Ахмеда в 1455 году его вывозят в Литву, и вместе с ним девять его сыновей, которые остаются в Литве. Другие пленные татары тоже пополняют изначально поселенные контингенты, происходившие от войск Тохтамыша. Так что наряду с южными татарами складывается категория собственно литовских татар. Они получают права, примерно приравненные к литовской шляхте, но без права продавать свои владения (которые держались как служебные поместья) и без возможности занимать выборные должности и участвовать в выборах. В остальном они имели шляхетские права, имели право владеть крепостными, женились на христианках, но сохраняли ислам. Управлялись они по хоругвям и знаменам, которые носили названия древних монгольских родов: Курласы, Найман, Кунграт, Ушин, Баргын, Джалаир и Улан. Улан — это Агланы, потомки Чингисидов. Во времена Витовта татарские князья могли держать как пленные владения и литовские города. Так, например, упоминается Урустай Менский, то есть держатель Минска, а Хаджи-Гирей до того, как стал крымским ханом, был владетелем города Лида в Северной Белоруссии. Позднее татарское влияние в Литве снижается. Если Глинские еще входили в высшую знать, потомки сараевских Яголдаевичей тоже вошли в дворянство, но собственной орды на юге Литва уже не имела и поэтому была подвержена ударам крымских войск. Что касается татаро-литовских дворян, то они сохранялись как служилое сословие, не совсем полноправная часть шляхты, постепенно утрачивающая высокий статус, но сохраняющая свои привилегии и особое положение басурман, мусульман, находящихся на литовской службе, вплоть до конца этого государства. Примерно с конца XVI века они переходят с татарского языка на западнорусский или польский.

Роль тюрков Липка в амбициях Польши и Литвы

На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Татары составляли значительную часть конных войск Великого княжества Литовского. Татарские войска участвовали в сражении при Грюнвальде. Грюнвальдская битва - решающее сражение Великой войны 1409—1411 годов, происшедшее 15 июля 1410 года. Союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского под предводительством короля Владислава II Ягайло и великого князя литовского Витовта одержал решающую победу над войском Тевтонского ордена. В состав войска Великого княжества Литовского также входило по разным источникам от 1 до 3 тысяч союзных татар под командованием сына Тохтамыша Джелал ад-Дина. В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков.

Первоначально татарские знамёна были и воинскими частями, которые позднее сформировали Полки Фронтовой гвардии Великого княжества Литовского. Татары в Великом Княжестве Литовском играли важную роль в охране границы. Они несли пограничную, посольскую и замковую службу. Толмачей из татар и беков татар отправляли в важные миссии для установления дипломатических отношений с сильными тюркскими государствами. Глинские играли важную роль в защите украинской границы от набегов крымцев. Представители этого рода отправлялись в дипломатические миссии в Большую Орду. Татарское происхождение рода, наоборот, было плюсом в глазах Джучидов и Глинских, они в целом воспринимали их как своих людей. Принятие же христианства открывало широкие карьерные перспективы.

Татарская конница (польск. Jazda tatarska) возникла в войске литовского князя Гедимина в XIV веке из татар, переселившихся на территорию Великого княжества Литовского во времена междоусобных войн ханов Золотой орды, в частности хана Узбека, введшего ислам. Значительный приток татар произошёл во времена Витовта. От него они получили привилегию на право владения полученными землями и свободу вероисповедания, в обмен на обязанность военной службы в кавалерийских хоругвях. Так в 1410 году в Грюнвальдской битве в составе литовского войска приняли участие татарские хоругви Джелал ад-Дина. При реорганизации королём Владиславом IV Вазой в 1630-х годах армии татарская кавалерия вошла в состав народного авторамента. С XVII века в хоругвях лёгкой татарской кавалерии кроме татар служили поляки, литовцы и русины, которые рекрутировались по товарищеской системе. Такие хоругви были распространены в частных войсках магнатов Подолья и низовья Днепра. Использовались для разведки, охраны, преследования врага. Кавалеристы не имели защитного снаряжения и вооружались луками и саблями, с 1676 года — короткими копьями. После Великой Северной войны в начале XVIII века из-за неэффективности против современных армий татарские хоругви пришли в упадок, но они послужили основой для нового вида лёгкой кавалерии — улан. Под таким названием их стали использовать в саксонской армии Августа II Фридриха, откуда они попали в армию Франции.

Взаимовлияние тюрков Липка с поляками и литовцами

В Великом княжестве Литовском татары называли себя Мусульманами, в турецко-османском произношении müslüman — покорный воле Бога. Прежде татары называли своё вероисповедание верой бисурманской, а себя — бисурманами. В актах и документах белорусских татар XVII в. неоднократно встречается подобное определение, например, «по нашему бесюрмянскому обряду», «у вере бесурмянской татарской будучи» и т. п. Однако после войн с турками слово «бисурман» (басурман) приобрело в устах христиан пренебрежительный оттенок и перестало употребляться татарами в качестве названия своего народа. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось татарское население Великого княжества Литовского, сыграло основную роль в формировании специфических черт в культуре и языке польско-литовских татар. Отсутствие мусульманских женщин вынуждало к смешанным бракам, способствовавшим быстрой языковой ассимиляции. Уже к концу XVI века перешли на белорусский язык, позднее произошёл переход на польский и русский языки. Для религиозной литературы использовался белорусский арабский алфавит.

Поскольку все литовские татары пользовались шляхетскими правами, а впоследствии были признаны и в российском дворянстве, применяется также термин «татарская шляхта», отражающий исторический статус литовских татар («народ–сословие»). Появление татар на службе великого князя Витовта польский хронист Ян Длугош и литовские исторические сочинения XV–XVII вв. датируют 1397 г., когда в окрестностях Вильно и Трок, на реке Ваке были поселены пленные, взятые во время похода за Дон. Этот поход был направлен против улусов, враждебных Токтамышу. Витовт поселил пленных в окрестностях Вильно и Трок, пожаловав им земли с обязанностью военной службы. На тех же условиях затем получали пожалования и довольно многочисленные добровольные переселенцы (царевичи, князья и рядовые воины–ордынцы). Всем этим татарам в Литве была обеспечена свобода вероисповедания, разрешено строить мечети. Важнейшей привилегией служилых татар стало право владеть крепостными крестьянами (и пожалованными, и приобретёнными). Первоначально разрешались и смешанные браки (женитьба татар–мусульман на христианках, причем потомство обычно сохраняло веру отцов); этими браками обычно объясняют и быструю утрату литовскими татарами родного языка (славянизация завершилась к середине XVI в.), и утверждение среди них уже к началу XVI в. обычая единобрачия. Благодаря своему привилегированному статусу татары, осевшие в Литве, вошли в состав той группы его населения, на основе которой формировалось шляхетское сословие, и стали его составной частью (хотя из–за вероисповедания так и не получили политических привилегий шляхты, права участвовать в сеймиках и сеймах, выборах королей). В Литве татарская знать жила в основном в деревнях-усадебах (околицах) или усадьбах. Татары, принадлежавшие великому князю Литовскому, получили от него по наследству земли. Татары были обязаны нести военную службу и имели некоторые дополнительные повинности. Они также служили курьерами, почтальонами, гвардейцами и дорожными рабочими. Татары, как и бояре, пользовались правом землевладения, но не имели политических прав. Татары были освобождены от государственных налогов, поскольку несли военную службу в обмен на земли, которыми владели. Те, кто не проходил военную службу, должны были платить подушную подать и другие налоги, когда это было нужно государству. Земля и поместья даровались частным лицам за хорошую службу. В Великом княжестве Литовском основной деятельностью татар была служба на военной и дипломатической службе. Флаг являлся административно-территориальной и налоговой единицей татарской общины. Его возглавил князь (Улан). Татарам удавалось сохранять свою идентичность в местах компактного расселения в Беларуси и Литве, а также на Волыни. Однако многие татары, получавшие земли в Великом Княжестве Литовском довольно быстро утрачивали этническую и религиозную идентичность.

Результаты исследования и их обсуждение

С XIII-XIV века происходит становление единой культурной общности тюрков на территории Польши и Литвы, которая вырабатывает общую мировоззренческую модель, основанную на единстве представлений тюркской общности. Это прежде всего историческое, географическое, культурное и языковое единство народа, населяющих регион.

Пространственно-хронологическая преемственность материальной и духовной культуры тюркского народа Польши и Литвы фиксируется как археологическими материалами, письменными источниками, так и генеалогией.

 Этногенез и этническая история, образование народности липка, формирующаяся идентичность – это результат около 800 летних этногенетических, миграционных процессов, тесно связанных, прежде всего, с Центрально-Азиатским и с Восточно-Европейским регионом.

Основное внимание обращено на исследование истории взаимоотношений тюрков с Польшей и Литвой в XIII-XV веках, а также на момент возвышения Речи Посполитой в XVI веке, когда тюрки стали довольно мощным аристократическим, военным двигателем исторических перемен Восточной Европы.

Историко-культурные взаимодействия тюркских и славянских народов на территории Польши и Литвы позволили тюркам оставить след в письменных исторических источниках, составленной историками, географами, путешественниками, дипломатами.

Важным является исследование культурно-исторических событий как упорядоченного закономерного процесса, приводящего к формированию культурной идентичности тюрков-липка. В данном контексте представляется актуальным применение новых методологических подходов по изучению ключевых периодов этногенеза и культурной идентичности – истории Западного похода на Европу, Золотой Орды, Польши и Литвы как важных составляющих процесса формирования тюркской этнокультурной идентичности в Восточноевропейском регионе. В настоящее время в архивах и библиотеках сохранились этнические карты, генеалогические древа, исторические источники являющиеся свидетельством этногенетических процессов, тесно связанных с Центрально-Азиатским и Восточно-Европейским регионом. Происходил процесс взаимодействия тюркской и славянской культур. Письменные свидетельства об исторических событиях сохранились в записках, описаниях историков, географов, путешественников, дипломатов.

Не менее важно возрождение и развитие культурной самобытности при всем разнообразии культурных процессов, происходящих в Восточно-Европейских областей, где проживают тюрки-липки. Так как по последним данным в Польше и Литве насчитывается около 15 тысяч представителей тюркской культуры, которые постепенно ассимилируются среди автохтонного населения. Это возможно при максимальном удовлетворении духовных запросов общества и конкретного человека в отдельности, сохранении культурного наследия народа, охватывающего как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования. Таким образом, возникает своеобразная иерархия крупных культурных пластов в эволюционном развитии тюркского народа Польши и Литвы. Здесь наиболее полно отражающим поликультурную ситуацию в регионе может быть подход быстрой адаптации к меняющейся культурной ситуации в мире при сохранении национальной культурной самобытности.

Вывод

В заключении, взаимосвязь тюркской и славянской цивилизаций отчетливо прослеживается через историко-культурные пласты Восточной Европы. В настоящее время, актуализация этнического самосознания и одновременно в связи с идеями развития связей тюркских народов является важным и необходимым исследовательским направлением в исторической науке.

Отношения в гуманитарных областях имеют огромное значение в налаживании диалога Восток–Запад по сравнению с политическими и экономическими проблемами. В связи с этим, особое значение имеют малоизученные исторические исследования, касающиеся истории Польско-Литовских тюрков липка в контексте взаимоотношений восточной и западной цивилизаций.

Список литературы:

1. Зайцев И. Польско-литовские татары-липка в XIV—XIX вв. – Казань, 2014. – 763–771 с.

2. Krakowski Polska w walce z najazdami tatarskimi w XIII wieku. – Warszawa, 1956. – 305 s.

3. Tyszkiewicz J. Tatarzy na Litwie i w Polsce. Studia z dziejów XIII – XVIII w. – Warszawa: Bellona, 1989. – 343 s.

4. Миргалеев И. М. Войны Токтамыш-хана с Аксак Тимуром. – Казань: Институт истории АН РТ, 2003. – 88 с

5. Канапацкая З.И. Мечети татар Беларуси, Литвы и Польши: история и современность. – Казань: Институт истории АН РТ, 2006. – 6–24 с.

6. Leszek P. Tatarzy. Od Czyngis-chana do XX wieku. – Warszawa: Bellona, 2010. – 240 s.

7. Warmińska K. Tatarzy Polscy. Tożsamość religijna i etniczna. – Kraków: Universitas, 1999. – 238 s.

8. Dariusz K. The Crimean Khanate and Poland-Lithuania. – Boston: Brill, 2011. – 1135 s.

9. Piotr B. Tatarzy w dawnej Rzeczypospolitej. – Warszawa: Ludowa Spółdzielnia Wydawnicza, 1986. – 317 s.

10. Гришин, Я.Я. Польско-литовские татары (Наследники Золотой Орды). – Казань: Татарское книжное издательство, 1995 г. – 195 с.

11. Borawski P. Tatarzy w dawnej Rzeczypospolitej. – Warszawa: Ludowa Spółdzielnia Wydawnicza, 1986. – С. 66.

12. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – 505 с.

13. Шенников А.А. Червленый яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в 14-16 вв. Л.: Наука, 1987. – 139 с.

14. Шенников А. А. Княжество потомков Мамая. Л.: ИНИОН, 1981. – 20–22 с.

15. Adas J., Galim S., Stanislav D. Lietuvos totoriai istorijoje ir kultūroje. – Kaunas: Antrasis, pataisytas ir papildytas leidimas, 2012. – 307p.

16. А. Мухлинский. Исследование о происхождении и состоянии литовских татар. – Санкт-Петербург, 1857. – 15-16 с.

17. Plewczyński M. Żołnierz jazdy obrona potoczna za panowania Zygmunta Augusta. – Warszawa, 1985. – 311 s.

18. Гришин Я.Я. Польско-литовские татары: взгляд через века: Ист. очерки. – Казань: Тат. кн. изд-во, 2000. – 130 с.

19. Гришин Я.Я. Татарский след в истории Литвы и Польши (XIV-XIX вв.) – Казань: Казанский гос. ун-т, 2005. – 145 c.

20. Tyszkiewicz J. Z historii tatarów polskich 1794-1944: zbiór szkiców z aneksami źródłowymi – Pułtusku, 2002. – 188 s.

21. Антонович, В.Б. Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. – М.: Издательские архивы, 1885. – 359 с.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар