Эссе және өлең-жыр байқауы

Односоставные предложения.

Тема урока: Односоставные предложения.

Цели: а) ознакомление с типами односоставных предложений, значениями предложений, морфологическими способами выражения их главных членов, закрепление знаний по теме; осмысление лексического материала, обогащение словарного запаса;

              б) развитие восприятия, воображения, логического мышления, переводческих умений и навыков; устной и письменной речи, памяти;

              в) привитие интереса к истории и культуре казахского народа, образу жизни предков, интереса к знаниям в целом, предмету в частности;

Вид: традиционный;

Тип: овладение новыми знаниями, умениями, навыками;

Методы: репродуктивный, индуктивный, словесный, практический;

Виды работ: индивидуальный, фронтальный опрос, выборочный диктант, творческий вид работы – перевод;

Наглядности: базовые листы с дополнительной  теорией, слайды к лексическому материалу «Обычаи казахского народа», таблица «Односоставные предложения»

ТСО: медиапроектор «Митсубиси»

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

             - проверка посещаемости;

             - подготовка к уроку;

II. Опрос домашнего задания, закрепление пройденного материала.

             Упражнение 142. Составить предложения, отвечая на вопросы. Какие члены предложения добавляются в ответы? Произвести синтаксический разбор сложного предложения.

             Подготовить ответы на вопросы самоконтроля о второстепенных членах предложения.

III. Новый материал.

             Односоставные предложения по наличию главного члена делятся на: глагольные и именные. Односоставные глагольные предложения делятся на следующие типы:

             Определённо-личные: в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо и обозначается при помощи сказуемых, выраженных глаголами в форме 1,2-лица ед. и мн. ч. изъяв. накл., 2-л., пов. накл. Они синонимичны с двусоставными предложениями.

             Под музыку осеннего дождя идём во тьме ночной. (К. Фофанов)

             Берёзы белоствольные, растите веселей!

             Шуми, земля привольная, ветвями тополей. (О. Высоцкая)

             И напрасно слова покорные говоришь о первой любви. (А. Ахматова)

             Неопределённо-личные: в которых деятель не назван, но мыслится как неопределённое лицо и обозначается сказуемыми, выраженными глаголами в форме 3-лица пр., наст., буд. вр., а также повел. и услов. накл.

             В России цену хлебу знают и нежно хлебушком зовут (О. Поскребыщев)

             В отряде Багратиона ничего не знали о ходе дел. (Л. Толстой)

             Зажгут или не зажгут мост?

             Пусть принесут воды.

             Сообщили бы надвигающейся буре вовремя.

             Обобщённо-личные: в которых деятель не назван, но мыслится как обобщённое лицо, действие является типичным, относится к любому лицу. Такое значение выражается глаголами в форме 2-лица изъяв., повел. накл. или редко в форме 1-го или 3-лица мн. ч.

             Сонливого не добудишься, ленивого не дошлёшься.

             Не будь тороплив, будь терпелив. (Пословица)

             Собираем в августе урожай плодов. (С. Маршак)

             Того не берут, чего в руки не дают. (Пословица)

             Безличные предложения обозначают действия или состояния, происходящие деятеля, сказуемые этих предложении исключают употребления подлежащего, выраженного в им. падеже.

             Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

(К. Паустовский)

             Пахнет почкою берёзовой, мокрым щебнем и песком. (К. Фофанов)

 

Дополнительно:

             Определённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение:

             а) субъект действия мыслится неконкретно, называемое в предложении действие моет относиться к любому лицу. Такие предложения чаще всего используются в пословицах, поговорках, афоризмах.

             Гармонии стиха божественные тайны не думай разгадать по книгам мудрецов. (А. Майков)

             б) действие конкретного лица при воспоминаниях, наблюдениях, передаваемых автором от II лица.

             Ветхую шубёнку скинешь с плеч долой, заберёшься на печь к бабушке седой. (И. Суриков)

             Сказку пишешь почти не дыша. (К. Паустовский)

             Неопределённо-личные  предложения (гл. в форме IIIлица) также могут иметь обобщённое значение:

             Рано снарядились, поздно в путь пустились.

             Злом не воюют во имя добра. (С. Михалков)

             В чужом доме не указывают.

 

             Сказуемое безличного предложения могут также выражаться:

а) сочетанием инфинитива с предикативным наречием;

б) словами пора, лень, грех и др.в сочетании с инфинитивом;

             Можно было слушать голосистые вопли деревенских петухов.

(К. Паустовский)

             Лень сойти с крыльца. (А. Пушкин)

 

            

             Назывные предложения нужно отличать от двусоставных.

             Белый снег.   Снег белый.

             Предложения, включающие второстепенные члены предложения, кроме определения, будут не односоставными, а двусоставными неполными.

             Вот за рощей деревня.

             Вон лесок на горе. За ним болото. (И. Тургенев)

 

IV. Закрепление нового материала.

             Выполнение упражнения 151. Спишите, вставляя пропущенные буквы, определите типы односоставных предложений. (Письменно, 6-8 предл.)

             Ознакомление с таблицей «Личные формы глаголов и безличные глаголы»

             Выполнение упражнения 154. Замените двусоставные предложения безличными. (Письменно, 5 учеников на доске)

             Показ слайда «Обычаи казахского народа»

             Выполнение упражнения 155. Прочитайте отрывки из произведений Б.Момыш-улы и сравните по степени  их обобщённости. В каком из них описывается обычай, а в каком – конкретное событие? Выделите в обоих текстах односоставные предложения. Какой тип односоставных предложений используется для каждого случая?

  1. Перед отправкой невесты обычно устраивают выставку приданного. (Н.-л.)

Собирают женщин из аула. Выбирают место, переносят туда приданое и  готовят его для обозрения. Её накрывают белыми кошмами. Затем вносятся сундуки. На пол стелются кошмы, ковры. Переходят к угощению.

  1. Сначала развернули ковёр. (Н.-л.)

         Рядом с ним положили ковёр поменьше.

Потом накрыли юрту.

Войди в своё жилище, светик мой! (Опр.-л.)

Начали убирать, стелить, укладывать.

Установили кровать, вытащили из сундуков свадебные одежды.

Постелили на пол кошмы.

Внесли самовар.

Со своей юртой, со своим хозяйством приедешь. Ни от кого не будешь зависеть. (Опр.-л.)

Выборочный диктант. Отметьте односоставные предложения из 8-ми.

  1. Повеяло вечерней прохладой.
  2. Запахло горными травами, пшеницей.
  3. Хотелось пить.
  4. Невозможно было остановиться на минуту и передохнуть.
  5. Трескались губы.
  6. Горячим потом заливало лицо.
  7. Люди чудом держались на ногах.
  8. Ведь их ждут в других аулах.

             Ответ: 1, 2, 3, 4, 6, 8.

             Выполнение упражнения 161. Переведите на русский язык. Определите типы предложений, охарактеризуйте способы морфологического выражения их главных членов.

V. Обобщение урока. Проиллюстрируйте таблицу «Односоставные предложения» примерами из упражнения 161.

             Прокомментировать предложения:

2.Нашу правду с открытой душою по далёким дорогам несём. (Е. Долматовский)

6.Так идёшь, идёшь, высматриваешь себе светлое пятнышко и надеешься на скорый выход из леса. (М. Пришвин)

7.Небеса над головой. (Н. Некрасов)

9.Дорога в степь. (М. Шолохов)

VI. Домашнее задание. Выучить теоретический материал, упражнения 153, 158.

VII. Подведение итогов урока.

 

Қызылорда облысы
Байқоныр қаласы
№ 2 К.Э.Циолковский
атындағы орта мектеп
Туешеева Сауле Рахметовна


Пікірлер (1)

Болыс

Аудандық диуана тауып беринизшм орыс тилинен

Пікір қалдырыңыз