Строение атома

Кушербаева Динара Еркеновна

учительница химии и биологии

№42 школы г.Алматы

 

 

Цель: Способствовать формированию представления о строении атома и атомного ядра.

Задачи:

- обеспечить усвоение строения атомов химических элементов в процессе использования различных способов деятельности с разными источниками информаций;

- обобщить и систематизировать знания по физике и химии, сформировать понятие об изотопах.

2. Развивающие:

        - способствовать развитию познавательных интересов у учащихся, развитие умений обобщать и систематизировать полученные знания, оценивать результаты выполненных действий, закрепить знание научного метода познания.

3. Воспитывающие:

      - воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.

Тип урока: Совершенствование знаний и способов деятельности.

Методы обучения: эвристическая беседа, анализ и синтез, метод контроля и самоконтроля.

Форма организации урока: индивидуально-групповая.

Межпредметные связи: физика, астрономия, биология.

Дидактическое обеспечение урока: Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», справочные материалы, карточки с индивидуальными заданиями, оценочные листы.

Технические средства обучения: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

- Приветствие, знакомство.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Динара Еркиновна.

На прошлых уроках вы уже познакомились с самой удивительной таблицей в мире таблиц, в которой отражены все законы природы, таблицей химических элементов Д.И.Менделеева. Это таблица как алфавит, если знать все буквы, из него можно черпать всю информацию об элементах. (слайд №1 Таблица)

2. Актуализация (фронтальный опрос по пройденной теме)

- Что можно узнать о таблице о химических элементах? Сколько групп? Сколько периодов? Сколько рядов?

- Сколько на сегодняшний день известно химических элементов? Каким образом ученый расположил эти элементы? Какую закономерность при этом наблюдал?

Вопрос: Почему в некоторых случаях (аргон, калий, кобальт и никель, теллур и йод) надо было отступить от общего принципа и расположить их не в порядке возрастания их атомных масс? (Слайд №2.Сравнительная характеристика атомных масс химических элементов калия-аргона, кобальта-никеля, теллура-йода).

Вот на этот вопрос мы сегодня постараемся дать ответ.

3. Формирование новых понятий и способов действия

Откройте тетради и напишите тему урока (Слайд №3) «Строение атома».

Какова цель нашего урока? (ответы учащихся)

Цель: знать строение и состав атома.

Древнегреческий философ Демокрит еще 2500 тыс.лет назад высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых и неделимых частиц-атомов. В переводе с греческого «атом» означает неделимый.  В середине XVIIвека великим ученым М.В.Ломоносовым было разработано учение о молекулах и атомах. В трудах известного английского ученого Джона Дальтона учение об атомах получило дальнейшее развитие.(краткая запись в тетрадях. Слайд №4)

Модель атома Томсона (Слайд №5). В начале века в физике бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома, которые не нашли четкого обоснования и лишь модель атома, предложенная Джозефом Томсоном (английский физик, открывший электрон, лауреат Нобелевской премии по физике) на долгие годы закрепилась в науке. Он считал, что атом представляет собой электронейтральную систему шарообразной формы радиусом, примерно равным 10-10м. Положительный заряд атома равномерно распределен по всему объему шара, а отрицательно заряженные электроны находятся внутри него. Через несколько лет в опытах великого английского физика Э.Резерфорда было доказано, что модель Томсона неверна.

Слайд №6. Опыт Резерфорда (рассказ об опыте)

В 1911 году английский физик Эрнест Резерфорд, исследовав состав и строение атома на основе радиоактивности, которая доказывала сложность строения атома, предложил ядерную (планетарную) модель атома. От радиоактивного источника, заключенного в свинцовый контейнер, α-частицы направлялись на тонкую металлическую фольгу. Рассеянные частицы попадали на экран, покрытый слоем кристаллов сульфида цинка, способных светиться под ударами быстрых заряженных частиц. Сцинтилляции (вспышки) на экране наблюдались глазом с помощью микроскопа. Наблюдения рассеянных α-частиц в опыте Резерфорда можно было проводить под различными углами φ к первоначальному направлению пучка. Было обнаружено, что большинствоα-частиц проходит через тонкий слой металла, практически не испытывая отклонения. Однако небольшая часть частиц отклоняется на значительные углы, превышающие 30◦. Очень редкие α-частицы (приблизительно одна на десять тысяч) испытывали отклонение на углы, близкие к 180◦. Этот результат был совершенно неожиданным даже для Резерфорда. Его представления находились в резком противоречии с моделью атома Томсона, согласно которой положительный заряд распределен по всему объему атома. При таком распределении положительный заряд не может создать сильное электрическое поле, способное отбросить α-частицы назад. Электрическое поле однородного заряженного шара максимально на его поверхности и убывает до нуля по мере приближения к центру шара. Если бы радиус шара, в котором сосредоточен весь положительный заряд атома, уменьшился в nраз, то максимальная сила отталкивания, действующая на α-частицу, по закону Кулонавозросла бы в n2раз. Следовательно, при достаточно большом значении n α-частицы могли бы испытать рассеяние на большие углы вплоть до 180◦. Эти соображения привели Резерфорда к выводу, что атом почти пустой, и весь его положительный заряд сосредоточен в малом объеме. Эту часть атома Резерфорд назвал атомным ядром. Так возникла ядерная модель атома.

Слайд №8. Анимация опыта.

Слайд №9. Теоретическое обоснование опыта.

Слайд №10. Планетарная модель атома Резерфорда.

Атом любого химического элемента – как бы крохотная Солнечная система, с положительно заряженным ядром в центре, подобно Солнцу и движущимися вокруг него отрицательно заряженными электронами вместо планет. Поэтому такую модель атома, предложенную Резерфордом, назвали планетарной. Экспериментально доказано, что сила притяжения электронов к ядру подобна силе притяжения планет к солнцу.

Слайд №11.Вывод по модели атома Резерфорда. (запись в тетради)

В центре атома находится положительное ядро, состоящее из положительных протонов и нейтронов, не имеющих заряда, а вокруг движутся отрицательные электроны. Частица с положительным зарядом и массой 1 называется протоном и обозначается буквой «р». Частица с отрицательным зарядом называется электроном и обозначается буквой «е». Частица, не имеющая заряда и массой 1 называется нейтроном и обозначается буквой «n».

Протон + нейтрон = нуклон ArAr= Z+N

Число нейтронов – NN= Ar-Z

Число протонов –Z

Слайды №12-16. Строение атомов лития, натрия и калия.

Слайд №17. Вывод (запись в тетради)

Физический смысл:

Порядкового номера – количество заряда ядра атома

Номер группы – валентность

Номер периода – количество энергетических уровней, занимаемых электронами. Теперь вы поняли, что важнейшей характеристикой атома является заряд ядра его атома. А теперь посмотрите на порядковый номер химических элементов кобальта и никеля. У кобальта заряд ядра меньше, чем заряд ядра никеля.

Дайте новую формулировку периодического закона (ответ учащихся)

Закон «Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядра атомов этих элементов».

Слайд №18. Задание. Работа в рабочих тетрадях (стр.100 №16,17,20,21)

Слайд №19. Проблемная ситуация. В природе существуют атомы с одинаковым зарядом ядра, но разными атомными массами, например хлор. Как вы думаете, почему у хлора дробная относительная атомная масса? (ответы учащихся)

Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющего одинаковое число протонов в ядре, но разную массу, называют изотопами. «Изотоп» означает «занимающий одно и то же место». (запись в тетради) Оказалось, что и другие элементы состоят из атомов с различной массой. У атома водорода три изотопа.

Слайд №20. Анимация изотопов водорода (протий, дейтерий, тритий)

  1. Применение. Формирование умений и навыков.

Флипчарт №1  «Моделирование атомов протия, лития, гелия».

               У изотопа атома водорода-протия 1 протон, 1 электрон.

                          У атома лития 3 протона, 3 электрона и 4 нейтрона.

                          У атома гелия 2 протона, 2 электрона и 2 нейтрона.

Флипчарт №2. Заполнить таблицу «Состав атомов химических элементов»

Характеристика химического элемента

Знаки химических элементов

О

Р

Al

I

Au

F

Be

Порядковый номер

 

 

 

 

 

 

 

Число протонов

 

 

 

 

 

 

 

Заряд ядра

 

 

 

 

 

 

 

Массовое число

 

 

 

 

 

 

 

Число нейтронов

 

 

 

 

 

 

 

Число электронов

 

 

 

 

 

 

 

 

Флипчарт №3. Тест «Найди и сфотографируй правильный ответ».

1. Автор периодического закона (Д.И.Менделеев)

2. Частица с положительным зарядом (протон)

3. Частица не имеющая заряда (нейтрон)

4. Сколько периодов (7)

5. Мельчайшая частица вещества….(молекула)

5. Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание. Учебник «Химия» 8 класс, автор Н.Н.Нурахметов,стр. 147 №,2,3,4, стр.149 №2,3,4.

6. Подведение итогов урока.

Знания о строении атома и ядра позволили ученым использовать их для развития ядерной энергетики. Различают управляемую цепную реакцию, которую используют в мирных целях, и есть неуправляемая – это атомные и водородные бомбы.

7. Рефлексия.Чтго нового узнали? Чему научились?(ответы учащихся)

На стикерах нарисуйте смайлики. Спасибо за сотрудничество.



Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз

nationalgeographic.kz
Сертификат алу. Сертификат, алғыс хат пен диплом алу жөнінде мәлімет
ҰБТ(онлайн тест)