Гений с пеленок

КГКП «Ясли-сад №33 Күншуақ»,
город Сатпаев, Карагандинская область
Педагог-психолог Султанова Гулим Оразалиевна

Проект: «Гений с пеленок»

Основание для разработки:

•    Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995г. (с изменениями и дополнениями внесенными Законом РК от 02.02.2011г.)
•    Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016 г.)
•    Закон РК «О правах ребенка» 08.08.2002г. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержденный постановлением Правительства РК от 13.05.2016г. №292 (ГОСДВО)
•    Государственная программа развития образования и наукив Республике Казахстанна 2016–2019годы.(Указ Президента РК
•    Государственная программа развития образования и наукив Республике Казахстанна 2016–2019годы.(Указ Президента РК 01.03.2016 №2015)
•    Устав КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» (Постановление №20/21 акимата города Сатпаев от 30.10.2014г.)
•    Концептуальные основы воспитания. Приказ №227 от 22.04.2015 года
•    Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года №499
•    Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию иэксплуатации дошкольных организаций образования от 17.03. 2015 №217

Заказчик проекта: администрация КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» города Сатпаев;

Продолжительность:долгосрочный;

Сроки реализации: сентябрь 2016 г. – май 2019 г.

1 этап: Подготовительный (организационный) этап (1 год):

Сроки: сентябрь 2016г. - май 2017 г.

2 этап: Исследовательско-диагностический, развивающий (2 год)

Сроки: сентябрь 2017 г. – май 2018 г

3 этап: Аналитико-рефлексивный:

Исполнители: Педагоги, родители, дети.

 

Содержание.

Пояснительная записка

1.1.Концептуальные подходы проекта
1.2.Цель и задачи реализации проекта
1.3.Планируемые результаты освоения проекта
2. Основное содержание проекта
2.1.Этапы реализации проекта
2.2. Формы работы с детьми
2.3. Планирование образовательных отношений
3. Список использованной литературы

1. Пояснительная записка

Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.

Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь именно на этих детей будет опираться наука. Однако существуют проблемы диагностики и развития талантливых детей на всех этапах обучения. Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Однако деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений говорят о том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками.

Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, выделяется кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

Проект «Гений с пеленок» направлен на создание условий интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 6 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности.

Новизна проекта - создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с высокоинтеллектуальным развитием в нашем дошкольном учреждении.

Проект по развитию одаренных детей старшей группы разработан в соответствии с дошкольным образовательным учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, в соответствии с введением в действие ДО. Проект обеспечивает интеллектуальное развитие детей в возрасте от 4 до 6 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности.

Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностного и практико ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

•    Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995г. (с изменениями и дополнениями внесенными Законом РК от 02.02.2011г.)
•    Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016 г.)
•    Закон РК «О правах ребенка» 08.08.2002г.
•    Государственный обще обязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержденный постановлением Правительства РК от 13.05.2016г. №292 (ГОСДВО)
•    Государственная программа развития образования и наукив Республике Казахстана 2016–2019годы.(Указ Президента РК 01.03.2016 №2015)
•    Устав КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» (Постановление №20/21 акимата города Сатпаев от 30.10.2014г.)
•    Концептуальные основы воспитания. Приказ №227 от 22.04.2015 года
Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года №499

1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одаренности

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

•    Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
•    Степень сформированности.
•    Форма проявлений.
•    Широта проявлений в различных видах деятельности.
•    Особенности возрастного развития.

1. По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
•    Общие интеллектуальные способности;
•    Конкретные академические способности;
•    Творческое или продуктивное мышление;
•    Лидерские способности;
•    Художественные и исполнительские искусства;
•    Психомоторные способности

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

•    Теоретическая (для детей-познавательная);
•    Практическая;
•    Художественно-эстетическая;
•    Коммуникативная;
•    Духовно-личностная.

2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

•    актуальную одаренность;
•    потенциальную одаренность.

3. По критерию «Формам проявления»

•    явная
•    скрытая

4. По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»

•    общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
•    специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности(музыка, живопись, спорт и т.д)

5. По критерию «Особенности возрастного развития»

•    ранняя
•    поздняя

1.2. Цели и задачи реализации проекта

Цель: Создание эффективной системы выявления и развития способностей одаренных (талантливых) детей в ДО, на ранних ступенях развития, способствующей реализации их потенциальных возможностей.

Задачи.

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Создать банк одаренных детей.
3. Выявить и поддержать детей с предпосылками одаренности.
4. Повысить компетентность воспитателей, родителей и других взрослых по вопросам сопровождения и развития одаренных (талантливых) детей.

1.3. Планируемые результаты освоения проекта

1. Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.
2. Создание условий для самореализации одаренных с интеллектуальными способностями.
3. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
4. Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.
5. Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях .
6. Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
7. Пропаганда и распространение психолого-педагогического опыта работы с одарёнными детьми.
8. Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс воспитания и развитие одаренных детей.
9. Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1.Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный (организационный) этап (1 год):

Цель: Изучить, систематизировать теоретический материал и подобрать диагностический инструментарий по проблеме одаренности детей

•    Подбор накопление, изучение психолого-педагогической, методической литературы по работе с одарёнными детьми.
•    Изучение современных технологий, методов, приёмов работы с одарёнными детьми.
•    Подбор диагностического инструментария. (психолог)
•    Разработка (подбор) методических, психолого-педагогических материалов (воспитатель).
•    Обеспечение материально-технической базы.
•    Организация информационных выставок по вопросам одаренности (воспитатель, психолог)

Работа с педагогами

Проведение консультаций с педагогами по вопросам одаренности:

•    «Типология одаренности»
•    «Структура и признаки одаренности»
•    «Социально-психологические трудности одаренных детей»
•    «Проблема одаренности в современной педагогике»
•    «Современные подходы к вопросам одаренных детей»

Проведение семинаров по темам:

•    «Понятие одарённости в педагогике и психологии»;
•    «Формы и методы работы с одаренными детьми»;
•    «Роль семьи в выявлении и развитии одарённых детей».

Работа с родителями:

Подготовка консультативных материалов для родителей об одаренных детях и их воспитании:

•    «Одаренность в дошкольном возрасте»
•    «Как воспитать одаренного ребенка?»
•    «Как родителям вести себя с одаренным ребенком»
•    «Как не надо родителям вести себя с одаренным ребенком»
•    Составить картотеку игр и занятий для родительского всеобуча
«Талантам надо помогать»:
•    «Составь рассказ от имени другого персонажа»
•    «Сколько значений у предмета»
•    «Придумай животное с заданными свойствами»
•    «Пять точек»
•    «Фруктово-овощная геометрия»
•    «Изобрази и узнай»
•    «Почемучка» и др.

2 этап: Исследовательско-диагностический, развивающий (2 год)

Цель: Распознать одаренных детей, и начать работу по развитию их задатков и способностей.Обеспечить психолого - педагогическую подготовку родителей, необходимую для успешного стимулирования и развития потенциальных возможностей одаренного (талантливого) ребенка

Работа с детьми: Выявление одаренных детей-задача достаточно трудная для педагога, педагога-психолога. Трудности связаны с тем, что в дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически, не все в одинаковой степени.

Необходимо учитывать, что одаренность часто проявляется не в достижениях, которые ребенок делает в специально организованной взрослым деятельности, а в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Поэтому работа по выявлению одаренности у воспитанников должна отвечать следующим требованиям:

-ступенчатости;
-разнообразие методов - важно использовать множество источников информации;
-динамичности-необходимо анализировать процесс развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени.
Выделяются следующие этапы:
•    номинация (называние) имен «кандидатов в одаренные. На заседаниях педагоги обсуждают свои педагогические наблюдения и определяют, кто из воспитанников возможно обладает признаками одаренности;
•    выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности. Организуется целенаправленное изучение особенностей их в деятельности;
•    изучение условий и истории развития ребенка в семье, его интересов, увлечений, сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его необычайных способностях с помощью анкет, бесед;
•    оценка особенностей развития ребенка педагогами и родителями как экспертами;
•    включение детей в специальные игровые и проблемно ориентированные занятия;
•    оценка работ, продуктов деятельности ребенка, прежде всего результатов творчества;
•    психологическое тестирование.

Педагогическая диагностика одаренности дошкольника

1. Карта наблюдений за деятельностью детей (по М.В. Ильиной)
Цель: изучить проявления одаренности в разных видах детской деятельности.
2. Анкета для родителей (модифицированный вариант анкеты М.В. Ильиной)
Цель: изучить проявления одаренности
3. Опросник для родителей (Е.С. Белова)
Цель: изучить индивидуальную структуру одаренности на основе фактов ее проявлений.

Психологическая диагностика одаренности дошкольника
1. Методика «Изобретатель» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: изучить способность к созданию оригинальных идей.
2. Методика «Выведение следствий» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: изучить способности к воображению и словесно-логическому мышлению.
3. Методика «Незаконченные рисунки» (вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: выявить способность к воссоздающему воображению и целостному восприятию.
4. Методика «Найди ошибку» (адаптированный вариант методики Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой)
Цель: выявить способность к сознательному регулируемому восприятию.
5. Методика «Посмотри и запомни» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность к произвольному запоминанию и воспроизведению информации с использованием приема смысловых связей на основе зрительной памяти.
6. Методика «Значение слов» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность объяснять значение слов.
7. Методика «Составь предложение» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность к установлению синтаксических связей в предложении.
8. Методика «Назови слова» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: изучить способность оперативно переводить слова из пассивного словаря в активный словарь.
9. Методика «Четвертый лишний» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность обобщать, дифференцировать объекты по различным признакам и свойствам, обосновывать свой вариант решения задачи.

По итогам проведенной диагностики определяем индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, которая показывает, в какой сфере ребенок более успешен, а в какой не успел себя проявить.

Это дает возможность разработать индивидуальное содержание развития задатков ребенка, которое реализуется через психолого – педагогические технологии, через рекомендации педагогам, родителям.

Одной из важных задач деятельности нашего коллектива является также разработка авторских образовательных программ педагогами ДОУ, развивающих не столько одаренность, сколько в целом личность ребенка – носителя этой одаренности. Считаем, что все дети от природы одаренные, поэтому уже с 3-х лет стараемся выявить задатки одаренности каждого малыша, создавая условия для их проявления, разрабатывая методики диагностики.

Работа с педагогами:

•    анкетирование и тестирование педагогов с целью получения первичной информации об одарённых детях, уровне готовности педагогов к работе с ними;
•    разработка практических рекомендаций по организации воспитательно-образовательного процесса для индивидуального развития одаренных детей.
•    отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, ознакомление с ними педагогов.
•    систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, плановое проведение разнообразных познавательно-развивающих, творческих мероприятий;
•    психолого-педагогическая, методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
•    поэтапное отслеживание результативности (промежуточная диагностика, сравнительный анализ), коррекция;
•    обновление банка данных «Одаренные дети», методических материалов, диагностических методик;

Работа с родителями

•    Первичная диагностика одаренных детей посредством родительского наблюдения за детьми
•    анкетирование родителей с целью получения дополнительной информации об одарённых детях.
•    Анкетирование родителей одаренных детей, выявление проблем в их воспитании.

Прогностический этап определяет:

•    сроки реализации Проекта (3 года);
•    сроки реализации каждого этапа (1 год);
•    прогнозируемые результаты;
•    критерии оценивания результатов по этапам работы

3 этап: Аналитико-рефлексивный включает:

•    Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей.
•    Динамику интеллектуального и личностного развития детей с предпосылками одаренности.
•    Анализ деятельности педагогов по организации работы с одаренными детьми. Обобщение лучшего педагогического опыта.
•    Обобщение полученных результатов, их соответствие поставленным целям и задачам.
•    Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения, разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
•    Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации Проекта в целом.

2.2. Формы работы с детьми

1. Современная игровая, экспериментальная деятельность воспитателя и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.
2. Самостоятельная творческая деятельность детей, где они выбирают привлекающие их виды работы для реализации своих замыслов.
Проект предусматривает обучение одаренных детей:
•    В обычной группе (вместе со всеми детьми, индивидуальная работа, работа в микро-группах, в парах)
•    обучение по индивидуальным планам (программам);
•    обучение совместно с другими одаренными детьми (в малых группах).

Список литературы:
1. “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
2. «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.- Волгоград:Учитель,2014.
3. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
5. Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
6. Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
7. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
9. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
10. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
11. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова.


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз

Сертификат алу. Сертификат, алғыс хат пен диплом алу жөнінде мәлімет
ҰБТ(онлайн тест)