Карагандинская область, Шетский район, Мухтарская средняя школа
Заливако Олеся Генадьевна
Тема: «Чистый воздух – залог здоровья»
Цели: Изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.
Задачи: дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни; развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать коммуникативные умения, сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока. Комбинированный урок.
Вид урока. Исследовательский проект.
Оборудование: презентация, для опыта: спички, колба, 2 свечи, презентации, фильм «Загрязнении воздуха» - 3.45 минут, карточки с задачами.
Ход урока.
I. Психологический настрой
Дыхательная гимнастика.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
- Почему урок начали с дыхательной разминки? (кислород попадает в кровь через лёгкие и улучшает работу мозга)
II. Актуализация знаний и целеполагание
- К нам пришла необычная телеграмма с пометкой «ЭКОЛОГИЯ».
- Что такое экология? (на столе у каждой группы определение из словаря Ожегова
Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.
- Исходя из понятия ЭКОЛОГИЯ, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? Тот, кто зависит от чистоты воздуха (растения, вода, животные, человек).
Что значит фраза «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»? А бывает ГРЯЗНЫЙ воздух?
Проблема – загрязнение воздуха
Гипотеза – воздух загрязняет человек.
Цель. Найти пути решения проблемы (как сохранить воздух).
- Как называют людей. Которые решают такие проблемы? (экологи)
- В словаре Ожегова написано, что экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
– Чтобы реализовать цель урока, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.
Учащиеся читают пункты плана:
П л а н.
1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.
2. Исследование факторов загрязнения воздуха.
3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.
4. Изучение способов очистки воздуха.
1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.
Назовите основные понятия, которые относятся к теме «Воздух» (поочерёдно от каждой группы)
ВОЗДУХ
Игра «Карусель» (диалоговое обучение – вопросы низкого порядка)
В коробке лежат вопросы с цифрами от 1- 12 по теме «Воздух». Спикер достаёт номер вопроса, учитель зачитывает вопрос, а группа отвечает (для каждой группы по 3 вопроса).
взаимопроверка в парах.
Критерии оценивания:
«5» - все ответы верны
«4»- четыре правильных ответа
«3»- три правильных ответа
ниже, чем три – не доучил
1. Что такое воздух?
A) газ
Б) особая жидкость
B) смесь газов
2. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
3. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
4. Какими свойствами обладает воздух?
а) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
5. Что происходит с воздухом при нагревании?
а) кипит
б) превращается в воду
в) расширяется
III. Исследовательский проект.
3. Исследование факторов загрязнения воздуха
Изучите текст и ответьте на вопросы:
- Что загрязняет атмосферу? (1 группа)
- Как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека? (2 группа)
- Как влияет загрязнение воздуха на растения? (3 группа)
- Рассмотрите фотографии и назовите основные источники загрязнения воздуха.(4 группа)
Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух.
Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Вот почему так легко дышится в лесу.
В помещении грязнее в 10 раз.
- Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных,
ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и
микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные
формы аллергии.)
- Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?
Правила здоровья:
1.Старайся меньше находиться вблизи дороги, а если это необходимо,
старайся не дышать глубоко, дыши только носом.
2. Лучше гулять в парках подальше от дорог.
3. Воздух в квартирах очень грязный из-за скопления пыли, поэтому
комнаты нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны быть в это время в другой комнате.
4. Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под окнами стоят много работающих машин, особенно по утрам, когда
водители прогревают моторы .
Деятельность человека иногда приносит огромный вред планете.
Отходы от заводов и фабрик Cлайд «Дым фабрик и заводов»
Лесные пожары Cлайд «Пожары»
Загрязнение городов Cлайд «Смог городов»
Множество машин Cлайд «Машины», Слайд «Вырубка лесов»
- Опыт «Горение свечи»
Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?
Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать металлическую ложку?
Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.
(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)
Проведение опыта:
Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой стал палец?
Вывод: такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.
А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)
Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Этот газ называется углекислым газом, для дыхания он непригоден.
Нам для дыхания нужен кислород, также как и растениям .Вот только днём они вырабатывают кислород, а ночью наоборот выделяют углекислый газ, поэтому в помещении, где вы спите, нельзя держать много цветов.
А в городе тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
Физминутка.
Игра «Что загрязняет воздух?» (хлопок в ладоши)
Лес, костёр, пластиковые бутылки, птицы, выхлопные газы автомобилей, сигареты, животные, дым заводов, травы, вспаханные земли, насекомые.
4. Решение экологических задач (работа в группах).
Реши задачу:
1 группа. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из - за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город Рудный, в котором проживает 100 000 человек? (1 000 000 больших деревьев)
2 группа. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе? (в 2 раза. Лучше сажать лиственные деревья)
3 группа. Дубовая роща выделяет в год 830 кг. кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая? (на 290кг больше)
4 группа. Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25 000 видов)
5 группа. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью? (5 человек=15 хвойных деревьев)
- Исходя из результатов задач, сделайте вывод по третьему пункту нашего плана.
К сожалению, с зелёными насаждениями города часто бывают проблемы: выбирают не те породы деревьев, которые требуются для города.
5. Просмотр фильма «Загрязнение атмосферы»-3 мин. 45 сек
Что мы можем сделать для сохранения чистого воздуха? (ответы учащихся)
От кого зависит чистота нашей планеты?
6. Индивидуальная работа. Показать стрелочками, что загрязняет воздух.
IV. Постер «Чистый воздух – залог здоровья»
Дети заранее приносят иллюстрации, материал из газет, журналов, и в группе делают постер по теме.
V. Рефлексия.
Урок
Я на уроке |
Итог |
|
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично |
3.помогал другим |
3.не понял |
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение
|
||||||
1. Мое настроение в начале урока |
||||||
2. Мое настроение в конце урока |
||||||
Отметь знаком «+» , оцени себя |
Хорошо |
Не очень |
Плохо |
|||
1. Данную тему я усвоил (а) |
||||||
2. На уроке я работал (а) |
||||||
(дети с помощью стикера показывает, как усвоен материал)
ТЕМА НЕПОНЯТНА -
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ –
Я ВСЁ ПОНЯЛ –
Нарисовать рисунок на формате А-4, написать не менее 5 правил: «Как сделать город чистым».
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі