Өлең, жыр, ақындар

Экспериментирование в кино: работа со звуками и шумами. Влияние звукопластического фона на развитие драматической идеи фильма

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: культурология
Студентка 4 курса культурологии: Сейдильда Самал Канатовна
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна

Звук в кино — это не просто сопровождение к изображению, а мощный инструмент, способный усиливать эмоции, раскрывать характеры и создавать уникальную атмосферу. С появлением звукового кино режиссёры и композиторы начали активно экспериментировать со звуками и шумами, что привело к созданию новых форм повествования. Звукопластический фон — это искусство комбинирования шумов, музыки и диалогов для усиления драматической идеи фильма, что стало важной частью кинематографического языка.

В эпоху немого кино звуки создавались в реальном времени: аккомпанементы пианистов, оркестровые выступления и шумовые эффекты обеспечивали атмосферу. Это были первые попытки привнести звуковую выразительность в кинематограф.

В 1927 году фильм «Певец джаза» стал первым звуковым полнометражным фильмом, открывшим новую эру в киноискусстве. Появление синхронизированного звука не только изменило подход к повествованию, но и дало возможность режиссёрам создавать более глубокие и эмоциональные фильмы.

Кинематографисты начали понимать, что звук — это не просто дополнение к визуальному ряду, а самостоятельный инструмент, способный влиять на восприятие фильма:

•   Орсон Уэллс в «Гражданине Кейне» (1941) использовал эхо и искажённый звук, чтобы подчеркнуть изоляцию главного героя.

•    В работах Сергея Эйзенштейна (например, «Александр Невский», 1938) звуковая партитура Прокофьева стала частью визуального монтажа, усиливая драматический эффект.

Звук в кино может быть двух видов: диагетический (исходящий из мира фильма) и недиагетический (наложенный на изображение, как музыка). Эксперименты часто играют на грани этих категорий, создавая новое восприятие реальности.

1. Искажение реальности: Использование звуков для передачи психологического состояния персонажа.

•    В «Реквиеме по мечте» (2000) Даррена Аронофски звуки — например, сердцебиение или ускоренные щелчки — создают тревожную атмосферу.

•    В «Дюнкерк» (2017) Кристофера Нолана звук тикания часов и гул самолётов усиливает напряжение.

2. Создание уникальных шумовых образов:

•    В фильме «Звуки метрополии» (1928) Уолтера Рутмана звуковые и шумовые эффекты симфонически переплетены, отображая жизнь города.

•    «Бегущий по лезвию» (1982) Ридли Скотта: звуковые эффекты создают образ мрачного футуристического мегаполиса.

3. Шум как центральная тема:

•    В «Тихом месте» (2018) звуки и их отсутствие играют ключевую роль в сюжете. Фильм использует тишину и минимализм для создания ужаса, акцентируя внимание на каждом звуке.

•    В «Звуках металла» (2019) история глухоты главного героя передана через субъективное восприятие звуков.

Музыка в сочетании с шумами становится частью звукопластического фона. Например, в «Интерстеллар» Ханса Циммера органические звуки переплетаются с синтетической музыкой, отражая тему космического одиночества и надежды.

Звукопластический фон в кино работает как невидимый “рассказчик”, который может:

•    Акцентировать драму: Саунд-дизайн в «Начале» (2010) Нолана использует ритмичные звуковые волны, создавая напряжение и подчёркивая слои реальности.

•    Создавать контраст: В «Апокалипсисе сегодня» (1979) музыка The Doorsпротивопоставляется хаосу войны, усиливая абсурдность происходящего.

•    Раскрывать эмоциональное состояние персонажей:

•    В «Чёрном лебеде» (2010) Даррена Аронофски звуковые эффекты передают постепенное погружение героини в безумие.

•    В «Пианисте» (2002) Романа Полански шумы войны подчёркивают трагизм изоляции.

Звуки работают на подсознательном уровне, создавая эмоциональную вовлечённость. Например:

•    Высокочастотные шумы вызывают тревогу (часто используются в фильмах ужасов).

•    Низкочастотные звуки, едва различимые для слуха, усиливают ощущение напряжения и опасности.

•    «Матрица» (1999): звуковые эффекты синхронизированы с замедленными сценами, подчёркивая динамику.

•    В фильмах Андрея Тарковского, таких как «Сталкер» (1979), звук служит метафорой. Шорохи воды или металлический звон усиливают философскую глубину.

Сергей Эйзенштейн и теория монтажа аттракционов

Эйзенштейн считал, что звук должен быть в конфликте с изображением, создавая “третий смысл”. Например, в «Александре Невском» (1938) звуковая партитура контрастирует с боевыми сценами, усиливая трагизм.

Альфред Хичкок – мастер звукового саспенса

В «Птицах» (1963) Хичкок отказался от музыкального сопровождения, заменив его звуковыми эффектами птичьих криков. Это создало уникальную атмосферу ужаса.

Кристофер Нолан и гиперреалистичный саунд-дизайн

В «Тенете» (2020) Нолан использует обратные звуковые эффекты, отражая тему времени. Эти звуки не только сопровождают действие, но и становятся его частью.

Экспериментирование со звуком и шумами стало важной частью кинематографического искусства. Звукопластический фон позволяет режиссёрам усиливать драматизм, передавать эмоции и даже менять восприятие реальности. Как и монтаж или актёрская игра, звук становится самостоятельным элементом повествования, влияющим на развитие основной идеи фильма.

Эти эксперименты продолжают вдохновлять режиссёров и саунд-дизайнеров, открывая новые горизонты для кинематографа. Звук, как невидимый герой, доказывает свою способность быть столь же значимым, как и визуальный ряд, делая киноискусство более глубоким и многогранным.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз