Актюбинская область
Айтекебийский район
Белкопинская средняя школа
Преподаватель русского языка и литературы:
Сагындыкова Жайнагуль.Е.
На свете много стран большихИ много малых есть,
И для народносней любых
Язык свой – это честь.
Гордиться вправе ты, казах,
Казахским языком. Ты говоришь
Всегда, индус, на языке своем.
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн, -
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уже семнадцать лет.
(Л. Лапцуй)
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык – один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говорящий или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого.
Писатели, ученые, общественные деятели высоко ценили достоинства русского языка. Вот что писал, например, М.В. Ломоносов:
«Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе… Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Белинский говорил, что русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
Начиная, с середины ХХ века все больше распространяется изучение русского языка во всем мире… Развитие науки и техники, потребности экономического, научного, культурного взаимооборота, мировое значение русской литературы вызывает интерес к изучению русского языка и необходимость овладения им во многих странах.
Русский язык является одним из официальных языков Организации Объединенных Нации. Он изучается во многих странах мира.
В Казахстане русский язык является языком межнационального общения. Словарный запас русского языка постоянно пополняется новыми словами, заимствованными, а устаревшие слова выходят из повседневного обихода.
Изучение русского языка в школе проходит по следующим разделам: фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, стилистика.
Для чего нужны дидактические игры на уроках русского языка?
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры – развитие стремления к познанию, науке, книге, учению. В школьном возрасте игра занимает важное место в развитии ребенка. При включении на уроке дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, материал становится для них более доступным, работоспособность повышается.
Игра – это часть учебного процесса, которая формирует фонематическое восприятие слова, активизирующая мыслительную деятельность, стимулирующая речь. В результате чего у детей появляется интерес, не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку служат формированию орфографической зоркости школьника.
Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным?
При работе деятельности учителя русского языка возникают следующие вопросы: как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам любовные, разумное отношение к предмету? Огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Организатором игр на уроке, конечно же, является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность в языковой догадке. При этом характер занимательных заданий и упражнений по темам может быть очень разнообразным. Сразу станет ясно, какой материал усвоен учащимися, а какой нет, успешно ли идет процесс становления у учеников навыков грамотного письма.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
На уроках русского языка в 5-7 классах можно использовать различные игры. Например: «Сказка наизнанку». Вспоминаем хорошо известную всем сказку и предлагаем поменять характер у ее героев, положительный на отрицательный и наоборот. Предлагаем рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Например: Красная шапочка – злая, а волк – добрый.
Результат: Развивается воображение, оригинальность мышления, гибкость, анализ, самостоятельность, эмоциональная отзывчивость. Эту игру можно провести на уроке русского языка в 6 классе, когда проходим тему «Антонимы».
Игра «Салат из сказок».
Предлагаем соединить знакомые персонажи из разных сказок и придумать свою. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.
Игра «Цепочка слов».
Предлагаем составить длинный «поезд» из слов, где каждое слово «вагончик». Вагончики должны быть соединены между собой.
Пример: Слово-вагончик, зима – какая она? – снежная, холодная. Эту игру можно использовать при изучении темы «Согласование слов в предложении».
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отработать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографические навыки и многие другие.
Игра «Выбери три слова».
Ее можно использовать при изучении любых тем по русскому языку.
Цель: Проследить за формированием орфографических навыков работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов, например:
1 набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, гриб, чум.
2 набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, воробей, подъем, весна.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, кто соберет слова с одинаковой орфограммой.
Игра «Почтальон».
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, обогатить словарный запас, развивать фонематический слух и орфографическую зоркость.
Почтальон раздает группе детей (по 4-5 человек) приглашения.
город парк море школа столовая
гря…ки доро…ки пло…ды кни…ки хле…
петру…ка бере…ки фла…ки обло…ки пиро…
реди…ка ду…ки ло…ки тетра…ка сли…ки
морко…ка алле…ка остро…ки промока…ка голу…цы
Задания:
Игра «Шифровальщики».
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематических процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительных букв, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадывающего.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут пробовать силы в расшифровка словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
(лыжи) (санки) (коньки)
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из колонки слова. Например:
Игра «Клички».
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, фонетического грамматического разбора слов, правописание состав слова.
Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА.
Составить предложения со словами ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА.
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении слова (суффикс, окончание).
Игра «Лишнее слово».
Игровые приемы:
Цель: развивать умение выделить в словах общий признак, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
Мак, ромашка, роза.
Кошка, собака, воробей.
Малина, дуб, береза.
Лиса, корова, волк.
Задание: Выдели «лишнее» слово. Какие орфограммы вы встретили?
Военнослужащий, стоящий на посту, - часовой.
Ребенок, любящий сладкое, - сладкоежка.
Очень смешной фильм – комедия.
У Ромы и Жоры есть …
Однажды они пошли …
Вдруг из кустов ...
Потом ребята долго вспоминали как …
Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Заключение:
Важная роль занимательных дидактических игр составит еще в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, снижают собственную несостоятельность, создают положительные эмоции в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения и таким образом стимулирует правильную речь ученика.
Можно уверенно говорить, что фундамент грамотности закладывается в начальных и пятых, шестых классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом.
Надо, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.
Ведь, как сказано в Восточной мудрости, «Приобретать знания – храбрость,
Преумножать их – мудрость,
А умело применять – высшее искусство»
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі