Северо – Казахстанская область
Айыртауский район
Саумалкольская казахская средняя школа
учитель русского языка и литературы
Жанахметова Бахыт Айтжановна
Тема: Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных по значению.
Цель: научиться определять разряды имен прилагательных по значению из текста.
Задачи: повторить и закрепить ранее изученный материал об имени прилагательном; расширить и углубить знания по данной теме, развивать речь учащихся, мышление, внимание; чувствовать радость от проделанной работы при достижении цели.
Тип урока: повторение и закрепление пройденного материала.
Форма работы: групповая, коллективная.
Оборудование: компьютер, карточки, доска, тексты (С. Михалков. Стихотворение «Шоссе» )
Методы работы: практический, словесный, творческий.
Ход урока
I.Организационный момент.
Психологическая установка через диалог.
Учитель
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
II. Повторение пройденного материала с использованием текста «Как обозначить признак предмета». Группам раздаются карточки с текстом.
I группа (I часть текста) , II группа (II часть текста), III группа (III часть текста).
I группа
В названии части речи «прилагательное» есть намёк на то, что это слово должно к чему – то «прилагаться», присоединяться. К каким же словам присоединяются прилагательные? Ответить на этот вопрос нетрудно.
Посмотрите в комнате на любой предмет, например, на стол. Что можно о нем сказать? Каждый ответит по- разному, но обязательно к слову «стол» присоединяет какое – нибудь прилагательное (круглый, квадратный, маленький, большой, деревянный и др.)
Вопрос: к какой части речи присоединяются прилагательные?
(прилагаются, присоединяются к именам существительным)
II группа
А для какой цели прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы в речи?
Вспомним несколько сценок из жизни. Уходя на работу, мама торопливо отдает приказания:
- Маша, свари, пожалуйста, кашу, а ты, Коля, сходи в магазин за хлебом.
Но вдогонку ей слышится вопрос:
- Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшёную или гречневую?
И Коля спешит спросить:
- А какого хлеба купить, белого или чёрного?
И мама уточняет: кашу сварить рисовую, а хлеба купить белого.
Вопрос: Зачем мы употребляем в нашей речи слова, которые «прилагаются»?(только прилагательные сделали ясным смысл задания).
III группа
Как беден был бы наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия. Мы говорим «комната», и в нашем сознании уже готовы слова, которыми мы можем её охарактеризовать: большая, просторная или, напротив, маленькая, тесная.
Нас всюду сопровождают вопросы: какой? какая? какое? Отвечая на эти вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет. Человек какой? Добрый, хороший, злой, внимательный, умный и т.д. Погода какая? Солнечная, холодная, ветреная, дождливая, морозная и т.д.
Все эти слова, которые «прилагаются» к именам существительным для обозначения различных признаков, получили название прилагательных.
Вопрос: Как называются слова, которые «прилагаются» к именам существительным?
Значит тема нашего сегодняшнего урока называется …… .
(для обозначения различных признаков)
После выполнения задания учащиеся сдают карточки. Учитель по правильным рисункам определяет правильность ответов и, следовательно, уровень усвоения учащимися данного материала.
III. Групповая работа. Составление и обсуждение кластера на тему «Имя прилагательное» в группах. Каждая группа составляет свой кластер.
IY. Работа с текстом. С. Михалков. Стихотворение «Шоссе». Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, определите разряд прилагательных..
Асфальтовое, новое
Через леса сосновые,
Через луга медовые,
Через поля пшеничные,
Во всей своей красе,
Дождем умыто, росами,
Укатано колесами,
Раскинулось шоссе!
Веселые, печальные,
То ближние, то дальние
И легкие, и торные,
Прямые, пешеходные,
Воздушные и водные
Железные пути.
Асфальтовое шоссе - относительное; новое шоссе – качественное; сосновые леса – относительное; медовые луга – качественное; пшеничные поля – относительное; веселые, печальные – качественное; ближние, дальние – относительное; легкие – качественное; прямые – качественное; пешеходные – относительное; воздушные – относительное, водные – относительное; железные пути – относительное.
Кожаная посуда
I группа
Прочитайте и сформулируйте основную мысль текста. Составьте к тексту вопросы.
Издавна казахи делали из кожи бытовые предметы. Изготовляли из нее всевозможные сосуды для хранения, перевозки и приготовления кумыса. Кожаные ёмкости были разных размеров и форм. На одни шло несколько лошадиных шкур, на другие хватало небольшого барана.
С годами металлическая посуда вытеснила кожаную, и она заняла место в музейных экспозициях.
Художники – прикладники Казахстана продолжают работать с кожей, делают из нее всевозможные предметы.
На изготовление сосудов для кумыса – торсыков идёт свежая, ещё сырая кожа лошади, коровы или верблюда. Художник из кожи вырезает выкройку будущего сосуда, предварительно нарисованную на бумаге. Для того, чтобы торсыку придать необходимую форму, внутрь набивается сухой песок. Сосуд раздувается. После этого его можно украшать орнаментом.
II группа
Прочитайте текст. Выберите из текста два словосочетания прилагательное + существительное. Просклоняйте их.
Издавна казахи делали из кожи бытовые предметы. Изготовляли из нее всевозможные сосуды для хранения, перевозки и приготовления кумыса. Кожаные ёмкости были разных размеров и форм. На одни шло несколько лошадиных шкур, на другие хватало небольшого барана.
С годами металлическая посуда вытеснила кожаную, и она заняла место в музейных экспозициях.
Художники – прикладники Казахстана продолжают работать с кожей, делают из нее всевозможные предметы.
На изготовление сосудов для кумыса – торсыков идёт свежая, ещё сырая кожа лошади, коровы или верблюда. Художник из кожи вырезает выкройку будущего сосуда, предварительно нарисованную на бумаге. Для того, чтобы торсыку придать необходимую форму, внутрь набивается сухой песок. Сосуд раздувается. После этого его можно украшать орнаментом.
III группа
Прочитайте текст. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, определите разряд прилагательных.
Издавна казахи делали из кожи бытовые предметы. Изготовляли из нее всевозможные сосуды для хранения, перевозки и приготовления кумыса. Кожаные ёмкости были разных размеров и форм. На одни шло несколько лошадиных шкур, на другие хватало небольшого барана.
С годами металлическая посуда вытеснила кожаную, и она заняла место в музейных экспозициях.
Художники – прикладники Казахстана продолжают работать с кожей, делают из нее всевозможные предметы.
На изготовление сосудов для кумыса – торсыков идёт свежая, ещё сырая кожа лошади, коровы или верблюда. Художник из кожи вырезает выкройку будущего сосуда, предварительно нарисованную на бумаге. Для того, чтобы торсыку придать необходимую форму, внутрь набивается сухой песок. Сосуд раздувается. После этого его можно украшать орнаментом.
Подведение итогов урока.
1. Назовите морфологические признаки имен прилагательных.
2. Назовите основные разряды прилагательных по значению.
Рефлексия: Закончите фразы: Чему я научился...... Могу похвалить себя за ..... или одноклассника......
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі