Школа для одаренных детей «Мурагер»
педагог-психолог школы:
Ганиева Меруерт Рустемовна
ЦЕЛЬ: сохранение психического и физического здоровья; развитие эмоциональной регуляции поведения детей; повышение самооценки и уверенности в себе; развитие умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей; раскрытие ресурсов ребёнка;
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: каждое занятие состоит из разминки, основной части и заключительной
Разминка (приветствие и упражнения на контакт)
Цель: сохранение во время занятия доброжелательного отношения детей друг к другу; тактильное соприкосновение друг с другом; развитие положительной самооценки;
Основная часть
(игры, направленные на повышение самооценки и уверенности в себе, коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка)
Заключение
Цель: закрепление положительных эмоций от работы на занятии
УЧЕБНО-ТЕМАТИЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия |
Содержание |
Кол-во занятий |
|
1 |
Чувственное восприятия себя |
1 |
|
2. |
Распознавание и регуляция своего состояния |
1 |
|
3. |
Повышения самоуважения |
|
|
4. |
Умение читать настроение другого |
|
|
5. |
Навыки взаимодействия |
|
|
6. |
Такие разные настроения |
1 |
|
7. |
Чем мы отличаемся друг от друга |
|
|
8. |
Умение успокоить другого |
|
|
9. |
Как стать уверенными в себе |
|
|
10. |
Саморегуляция |
|
|
11. |
Самооценка. Социометрия. |
|
|
|
Итого |
|
ЗАДАНИЕ 1
ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ
Разминка
1. «Ласковое имя»
Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо»
2. «Что я люблю делать»
Чтобы получше узнать друг друга, предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму (словарная работа), мы можем начать высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте я начну игру.
3. «Ласковое имя»
4. «Мне нравится…»
Надо по кругу обратиться к соседу, сидящему слева, со слонами: «Сашенька, мне нравится…», то есть похвалить соседа за что-то, сделать ему комплемент (словарная работа).
5. «Барометр настроения»
Основная часть
6. «Стул любви»
В центре ставится стул. Это - стул любви. Дети по очереди садятся на него с закрытыми глазами и не открывают без команды. Остальные дети тихонько подходят к сидящему и гладят его по ручкам, спинке, ногам. Затем глаза ребёнок открывает и рассказывает, понравилось ли ему получать тепло и любовь одноклассников, понравился ли «стул любви»
7. «Царевна Несмеяна»
В центр ставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая.
Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.
Заключение
8. «Автопортрет» Арт - терапия
9. «Доброе тепло»
ЗАНЯТИЕ 2
РАСПОЗНОВАНИЕ И РЕГУЛЯЦИЯ СВОЕГО СОСТОЯНИЯ
Разминка
1. «Берёзка»
- Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Тянитесь всем телом вверх, как будто вы сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. По истечении 10 секунд руки плавно опускаются. Сделайте 2 - 3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение.
2. «Сорви яблоко»
- Представь, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотри на меня, я покажу, каким образом ты можешь их срывать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Нагнись и положи его на траву. Медленно выдохни. То же делаем другой рукой.
3. «Ласковые слова»
Надо повернуться к соседу слева и сказать ему ласковое слово, а затем ждать, когда он другое ласковое слово скажет тебе. Ведущий начинает: «добрый» «красивая»...
4. «Барометр настроения»
Основная часть
5. «Нет!»
Под музыку ведущий говорит спокойно и медленно.
- Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Дышите ровно и медленно. Вдох сила, выдох - уверенность и спокойствие. Эти силы помогут вам всегда. Ваше зело почувствовало силу. Вообразите. что ваш голос говорю: «Нет!» Все силы, которые вам нужны, находятся в вас. Это ваша сила!
Теперь пошевелите пальцами, рукой. Откройте глаза и произнесите: «Я могу сказать «нет!», когда это нужно!»
6. «Гроза»
- Ребята, кто боится грозы? Хотите уменьшить свой страх? Бекхан, ложись на пол. Мы будем охранять твой сон. А теперь закрой глаза.
Далее ведущий молча, показав только курой, предлагает детям занять места возле лежащего. Он произносит слова и делает определённые движения руками, создавая шум. Тоже повторяют за ним дети.
Зашуршала трава, закапал мелкий дождик.
Дождь стал усиливаться.
Загремел гром. Посыпался град. Полил проливной дождь.
Пошел мелкий дождик.
Подул легкий ветерок.
И наконец, выглянули первые лучики солнца. Просыпайся, малыш. Как ты себя чувствуешь? А страх твой перед грозой уменьшился?
7. «Доброе животное»
Дети встают в круг в берутся за руки.
- Поиграем в игру, которая называется «Доброе животное». Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперёд, стук - шаг назад.
Заключение
8. «Поддержка»
9. «Моё имя» Арт - терапия
ЗАНЯТИЕ 3
ПОВЫШЕНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ
Разминка
1. «Эстафета хороших новостей»
2. «Прочисти мозги» (Дополнительно после упражнения можно провести дыхательную гимнастику для «прочищения мозгов». На счёт ведущего «Раз, два» - дети делают вдох. «Раз, два, три» - задерживают дыхание. «Раз, два, три, четыре, пять» - выдох, одновременно произнося звук «Ы». звук «Ы» как бы вызывает вибрацию головного мозга)
Основная часть
3. «Самоуважение»
- Можете ли вы сказать, каким образом вы замечаете, что кто-то считает вас хорошим? Как вам показывает это мама? Теперь сядьте поудобней и закройте глаза. Вдохните три раза глубоко… теперь мысленно отправьтесь в то место, которое вы считаете самым замечательным. Осмотритесь как следует. Что вы там видите? Что слышите? Как там пахнет? Что хотите там потрогать? (15 сек). Скоро вы увидите там людей, которые любят и ценят вас, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть добрыми и внимательными… посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими… (15 сек) … Послушайте, что они скажут… теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрыми и оживлёнными. Потянитесь и откройте глаза… что вы можете рассказать о том, что пережили? Что сказали эти люди? Кто они? И т.д.
4. «Три лица»
5. «Охотник и заяц»
Играют два ребёнка: один - охотник, другой - заяц. Они встают напротив друг другу. Обоим завязываются глаза, им придётся рассчитывать только на свои уши. Все остальные выстраиваются по краю поля, чтобы охотник и заяц нигде не ударились. И ведут себя очень тихо. Заяц пытается пробежать через поле. Если он окажется на другой стороне - он в безопасности. Охотник пытается идти точно в то место, где он слышит зайца, чтобы его поймать
6. Заключение
7. Метафорический портрет «я в образе животного» Арт-терапия
8. «Костёр дружбы»
ЗАНЯТИЕ 4
УМЕНИЕ ЧИТАТЬ НАСТРОЕНИЕ ДРУГОГО
Разминка
1. «Мне нравится…»
2. «Волшебная котомка»
3. «Что я люблю делать»
4. «Барометр настроения»
Основная часть
5. «Цветопись настроения»
Детям объясняется, что настроение может соответствовать определенному цвету:
- красный цвет - соответствует восторгу;
- оранжевый - выражает радость. веселье;
- желтый — соответствует светлому, приятному настроению;
- зеленый — спокойному состоянию;
- синий - грустному, неуверенному состоянию;
- фиолетовый - тревожному, напряженному состоянию;
- черный — соответствует упадку, унынию;
- белый - страху.
Далее дети мимикой изображают цветопись настроения.
6. «Краски»
Это упражнение проходит в виде ролевой игры. Раздаются роли:---- покупатель, продавец, — все остальные дети — краски, которым предлагается с помощью мимики изобразить заданный или выбранный цвет.
(Смотри игру «Цветопись настроения».)
Приходит покупатель, стучится.
Продавец:
- Кто там?
- Покупатель
- Зачем пришёл?
- За краской
- За какой?
- За…
Продавец должен постараться по настроению, которое изображает ребенок, определить заданный цвет. Если он ошибается, то становится «краской».
Побеждает тот, кто сумел отгадать больше красок.
Заключение
7. «Поддержка»
8. «Доброе тепло»
9. «Костёр дружбы»
ЗАНЯТИЕ 5
ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСТРОЕНИЯ
Разминка
1. «Эстафета хороших известий»
2. «Посылай и воспринимай уверенность»
- Есть ли среди вас кто-нибудь, кому прямо сейчас пригодилось бы немного уверенности или веры в себя? Пусть эти ребята встанут в середину круга. Сейчас мы все вместе сделаем вам хороший подарок, дождитесь, пока вы его почувствуете. Все закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Теперь представьте себе, что над вами чудесное сияющее солнышко, которое медленно опускается... Солнышко ласковое и дружелюбное, от его теплого света вам становится хорошо и приятно. Свет солнца соединится сейчас с вашим собственным чувством уверенности. И те чувства мы сейчас пошлем... (назвать имена детей, стоящих в кругу). Пусть солнце спускается сверху, и пусть оно наполняет вас своим теплом и уверенностью... Вот вы уже ощущаете это тепло, эту уверенность. Теперь пусть солнышко опустится на лицо. согревая лоб, глаза, уши... От затылка тепло разливается по плечам и рукам, по груди и животу... Ощутите. как уверенность струится по телу и делает вас сильнее и сильнее.
Пусть уверенность наполняет ноги, колени и ступни... Почувствуйте, как всё тело наполняется уверенностью, и вы ощущаете себя все более и более сильными...
Теперь, ребята, сосредоточьте все свое внимание на... (имена). Поделитесь наполняющей вас уверенностью и вместе с теплыми лучами солнца пошлите ее... (имена).
(Имена), принимайте, направленную к вам уверенность. Ощутите, как внутри вас самих возникает все больше и больше уверенности. Сохраните в памяти до того времени, когда вам понадобится уверенность, — для самих себя или чтобы поделиться с другими.
Теперь медленно возвращайте свое внимание сюда, в эту комнату. Потянитесь, выпрямитесь, подвигайте пальчиками рук и ног, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь откройте глаза и вернитесь к нам бодрыми и свежими.
Основная часть
3. Конкурс «Хвастунов»
- А теперь я предлагаю провести небольшой конкурс на лучшего «хвастуна». Но хвастаться нужно не своими успехами, а другом, который стоит справа. Посмотрите внимательно на своего соседа, подумайте и скажите:
- Какой он человек, какое у него сердце? Что он умеет делать и что у него хорошо получается?
Высказывание детей
- Что вам понравилось больш - говорить хорошие слова о друге или слушать, как рассказываю о тебе?
Высказывания каждого ребёнка
- А теперь давайте выберем лучшего «хвастуна»
4. «Иди ко мне!»
5. «Гроза»
Заключение
6. «Распустившийся бутон»
- С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не так хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызвать у себя приятные ощущения.
Сядем все в круг на пол. Возьмем друг друга за руки и закроем глаза... А теперь каждый пусть представит, что он какой-нибудь цветок, один из нераспустившихся бутонов. Постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы оболочка этого бутона раскрылась, и вы потянулись навстречу теплому солнечному свету...
А теперь ты можете представить себе, как бутон постепенно раскрывается. Давайтеподышим более глубоко и постепенно «раскроемся».
Дети ложатся на пол, руки в стороны.
Цветок распустился. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка... Рассмотрите цвет его лепестков.. Посмотрите, как ярко они сияют ... Если хотите. Можете понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышите, они говорят : «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите эго приятное чувство и поместите его в свое сердце.
А теперь потянитесь, расслабьтесь. Откройте глаза и вернитесь к нам в группу добрыми и отдохнувшими.
ЗАНЯТИЕ 6
УМЕНИЕ УСПОКОИТЬ ДРУГОГО
Разминка
1. «Ласковое имя»
2. «Ласковые руки - добрый взгляд - приятная улыбка»
3. «Ласковые слова»
4. «Барометр настроения»
Основная часть
5. «Одюдюка»
- Сейчас я расскажу вам одну историю... Жил был сказочный лес. В жаркую погоду укрывал всех своих жителей от палящих лучей солнца. В дождь давал странникам пристанище и защиту. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же. Каждое утро щенок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные ветки и следил за чистотой пруда. У него был друг медвежонок Тимка, который осматривал все деревья в лесу и отмечал, какое из них выросло, какое зацвело, а какое нуждается в медицинской помощи. А еще в лесу жил дядюшка медведь - Михайло Иванович, и был он самым мудрым, добрым и внимательным зверем в лесу. Если случалась беда, он всегда приходил на помощь.
И вот однажды идет щенок Пиф по тропинке и слышит: «У-гу-гу». Попятился он, да вдруг прямо перед ним с ревом пролетело «Оно» и стало Пифа пугать. От страха шерсть на щенке встала дыбом. Он залаял, но страшилка не пропала, а продолжала летать вокруг и толкаться. Пиф побежал искать своего друга медвежонка Тима. А Тим в это время осматривал елочки, которые растил для предстоящего Нового года. И вдруг сзади на него кто-то налетел и толкнул изо всех сил. Медвежонок упал и увидел что-то мохнатое. Эго «что-то» летало вокруг и завывало страшным голосом. Медвежонок испугался и побежал на поиски друга. Встретились они у дома дядюшки медведя и стали думать, что же им дальше делать. Тут выходит из дома Михайло Иванович и спрашивает:
- Что произошло?
Стали друзья наперебой рассказывать, а напоследок решили:
- Поймаем того, кто нас напугал, накажем и выгоним из леса.
Так и сделали. Поймали и хотели было взгреть хорошенько, но дядя Миша предложил не наказывать страшилку, а подружиться с ней, — может быть, что-то и получится.
Окружили ее звери и сорвали покрывало, под которым «Оно» пряталось. И предстала перед всеми страшилка Одюдюка во всей своей красе и давай ругаться.
- Чего вам от меня надо? Видно, мало я вас попугала!
- Да погоди ты, не ругайся, лучше расскажи, зачем в наш лес пришла.
Видит Одюдюка: деваться ей некуда, пришлось рассказывать о себе. История получилась очень печальная.
— Мама и папа у меня потомственные Одюдюки. Мы всегда всех пугаем. Мама - папу и меня, папа - меня и маму. Мне за всю жизнь никто доброго слова не сказал. Вот и решила я навредить всем в этом добром лесу. Не хочу, чтобы все дружно жили, чистоту и порядок везде наводили… А сейчас делайте со мной что хотите. Хотите - напугайте, хотите - поколотите, а хотите - придумайте что-то страшное, чтобы у меня кровь в жилах застыла.
Стали звери совет держать. Думали-думали, как ее лучше наказать, а потом вдруг кто-то предложил ее пожалеть. Ведь никто и никогда не говорил ей добрые слова. (как вы думаете, какие слова говорили звери Одюдюке?) А потом звери научили Одюдюку улыбаться и перестала она быть злой и страшной. Вы можете научить Одюдюку улыбаться? Замечательно!
Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнёмся друг другу.
6. «Гроза»
7. «Постукивающий массаж»
Заключение
8. «Распустившийся бутон»
9. «Доброе тепло»
ЗАНЯТИЕ 10
САМОУПРАВЛЕНИЕ (САМОРЕГУЛЯЦИЯ)
Разминка
1. «Скажи, что хочешь»
Каждый может сказать все, что хочет, чтобы знали все. Игра идет по кругу.
2. «Коробка переживаний» (коробка страхов)
- Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.
3. «Волшебная подушка»
- Еще я принесла волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внимательно его слушать.
4. «Разбуди дух»
- Встаньте широким кругом и, не сгибая коленей, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Потом я начну считать от одного до десяти. На каждый счет вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счет десять ваши руки буду подняты вверх, к небу. Сначала, стоя с опущенными вниз руками и дотрагиваясь до ступней, вы можете почувствовать усталость. Но чем выше будут подниматься ваши руки, тем бодрее будет становиться ваш дух. Готовы? Начали!
ведущий выполняет это упражнение вместе с детьми, считая при этом громко и медленно
5. «Цветочный дождь»
- Вы слышали, что сегодня Алеша пережил сильный стресс (словарная работа)? Мы все можем помочь ему прийти в себя и стать снова веселым и бодрым. Алеша, встань, пожалуйста, в центр, и мы все встанем вокруг тебя. Опусти спокойно руки и закрой глаза. А вы все посмотрите на Алешу и представьте, как на него падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам или крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, львиный зев, подсолнухи, колокольчики и другие. Представьте их красоту, почувствуйте, как пахнут эти цветы. Быть может, Алеша тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов и ощутить источаемый ими аромат (30—60 секунд). Мне кажется, вы всё очень здорово делаете, и Алеша может полностью насладиться вашими цветами. Алеша, ты не хочешь еще цветов?
А теперь вы можете остановить цветочный дождь, а Алеша может выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Спасибо.
Основная часть
6. «Я сильный - я слабый»
- Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения:
Саша, вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...
Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.
7. «Скучно-скучно»
Дети садятся на стульчики вдоль стены. Как только ведущий произносит стишок:
Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться и местами поменяться.
Надо добежать до противоположной стены, дотронуться до нее рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик.
Ведущий в это время убирает один стульчик.
Эту игру можно проиграть до конца, то есть до тех пор, пока не останется один, самый ловкий ребенок.
Выбывшие дети могут выполнять роль судей: смотреть за соблюдением правил игры.
Заключение
8. «Аплодисменты по кругу»
- Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта? Возможно, он чувствует аплодисменты не только ушами, во и всем телом, всеми фибрами своей души, и это приятное волнение. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-то из игроков, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят, встают перед ним и аплодируют. Затем эта тройка выбирает следующего претендента на овации.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом игра продолжается, а овации становятся все громче в громче.
9. «Спасибо за приятный день»
- Пожалуйста, вставьте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии (словарная работа), которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку в произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний человек. Замкните круг и завершите церемонию безмолвным троекратным крепким пожатием рук. Этим игра и завершается.
ЗАНЯТИЕ 11
САМООЦЕНКА 1. Самооценка «Лесенка»
Стимульный материал теста «Лесенка»
Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигуру ребенка. Для удобства могут быть зарезаны из бумаги фигурки мальчика и девочки, одну из которых можно ставить на лесенку, в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция
- Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (ведущий показывает) ставят хороших детей, чем выше тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывает), еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? учитель?
Проведение теста
Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов
Прежде всего обратите внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе и неуверенности в собственных силах.
Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут выполнять все требования взрослых, то, естественно, в этих условиях они начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома.
Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос, куда их поставят взрослые — папа, мама, классный руководитель. Для нормального комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку.
В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит учительница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от учителей.
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі