Салихова Айгуль Канатбаевна
учитель русского языка и литературы
Пригородной средней школы города Актобе
Материал экспериментальной работы на тему "Углубление интереса к литературе и развитие творческого потенциала учащихся"
Противоречие в изучении литературы в национальных школах заключается в том, что школьники готовы принять готовые знания, но не добывать самостоятельно, тем более заниматься исследованием...
Главное достижение:
- организовать творческое чтение;
- изучить мнение окружающих;
- анализировать произведения.
Эффективность заключается в том, что растёт количество книголюбов и участников различных конкурсов. Литература необходима для саморазвития личности, раскрытия внутреннего потенциала ребенка. Но уже с начала 90-х годов происходит утрата традиций чтения, разрушение сложившейся годами коммуникативной культуры людей. Сейчас как раз то время, когда общество осознало, что нужно развить творчество в человеке. Творчество человека – многогранно. У творчества можно выделить три этапа:
1. адаптационный этап развития творческого потенциала; (5–7 классы)
2. этап индивидуальной творческой работы; (8–9 классы)
3. этап совершенствования творческого потенциала. (10–11 классы)
На первом этапе прививается интерес к деятельности, обучение навыкам работы с литературным текстом, развитие навыков организации творческой деятельности.
На втором этапе ребята выполняют задания, развивающие творческие умения, то есть ученики уже вовлекаются в творческий поиск. На третьем этапе у учеников пробуждается интерес к практической деятельности, они овладевают умениями, позволяющими творчески подходить к предстоящей работе по профессии.
Содержание опыта:
Талант и творчество являются двигателем интенсивного развития личности. Как научить вчитываться и впитывать слово? Творческое изучение литературы требует много работы как с учителя, так и с ученика. Систематические специальные занятия с учащимися для развития творческого потенциала приводят к поисковой работе самих учащихся.
Условия, направленные на развитие творческого потенциала у учащихся.
1) человеку сначала надо настроиться, включиться в деятельность (создание атмосферы раскрепощенности);
2) потом надо понять, осмыслить содержание предстоящей твор-ческой работы (обращение к своим способностям, желание их продемонстрировать);
Сам процесс творчества.
1) своеобразная творческая рефлексия:
* Первая фаза – фаза создания творческой атмосферы;
* Вторая фаза – обращение к своим способностям, желание их продемонстрировать;
* Третья фаза представляет собой сам творческий процесс;
* Четвертая фаза – фаза рефлексии.
Важно научить работать учеников с различными видами информации (текстами учебника, с документами, с иллюстративным материалом и т. д.). Приемы работы с текстовым и иллюстративным материалом:
- Объяснительное и комментированное чтение текста.
- Ответы на вопросы по тексту.
- Беседа по тексту.
- Подбор доказательств к уже сформулированному выводу.
- Сопоставление двух текстов.
- Работа над формулировками, выводами.
- Подготовка творческих работ и их выполнение.
Но, не менее важно научить их излагать свои мысли на бумаге. Приемы творчества могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа – как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения некоей проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя. Ученики не только продемонстрируют усвоение нового материала, но и сделают попытку оценки своих представлений о мире и себя в нем. Главное здесь - надо проделать работу постепенно, иначе ученик испугается и у ребёнка пропадёт стремление к самореализации.
Методы и формы развития творческого потенциала.
Методы и формы развития творчества можно использовать во всех традиционных и нетрадиционных уроках.
Средства реализации опыта:
В качестве примера рассмотрим урок внеклассного чтения Сказки "Цветик-семицветик" по творчеству В.П. Катаева в 7 классе.
Урок внеклассного чтения Сказки "Цветик-семицветик" по творчеству В.П. Катаева в 7 классе.
Метод"Мастерская писателя"
Цель урока:
Образовательная: создание условий для усвоения учащимися литературных фактов поступков девочки Жени.
Развивающая: развитие творческого мышления.
Воспитывающие: воспитание активной жизненной позиции, ответственности за получаемые знания, креативость, формирование коммуникативных и творческих навыков.
План урока: I-шаг- ученики 7 класса выбирают тему;
II шаг- предтекстовая стадия, которая подразумевает работу по сбору мыслей и информаций по цветам радуги, добрых дел. чудесам сказочным; обдумывание подачи материала, последовательности изложения;
III шаг- текстовая стадия
* создание первичного текста-письмо через интервал-место для правки текста;
* чтение стене (каждый обучаемый вполголоса читает свою работу вслух "стене" и слушает, как звучит наслух составленный им текст);
* правка и написание вторичного текста;
* просмотр впарах, группе (чтение текста, вопросы и советы слушающих).
IV шаг; послетекстовая стадия - публикация"авторский стул".
* вопросы - комментарии (после прослушивания каждой работы, аудитория может задать один вопрос автору и сделать один комментарий по работе).
В заключение надо сказать, что учащимся нравятся именно те уроки, на которых в большей степени проявляются их творческие способности. Отмечая положительные стороны таких уроков, ученики указывают на большее количество новых знаний, расширение их интеллекта, словарного запаса языка, на развитие интереса к предмету, на получение навыков самостоятельной обработки информации, на развитие внимания творческих способностей.
Библиография.
1. Литературный энциклопедический словарь/Под. общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия. 1987.
2. «Литература в школе» (подборки журналов)
3. Журнал «Филологические науки»
4. № 6 2000 – В. Г.Трифонова, Н. В.Макарова «Творческое развитие индивидуальных способностей учащихся»
5. Основные современные концепции творчества и одаренности: - М.: Молодая гвардия, 1997. С.124
6. Сказка"Цветик - семицветик" В.П. Катаев
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі