Карагандинская область, город Сатпаев
воспитатель,
КГКП «Ясли - сад №33 «Күншуақ»
Шарченко Татьяна Николаевна
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Сказочные герои имеют права» |
Основание для разработки:
|
• Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995г. (с изменениями и дополнениями внесенными Законом РК от 02.02.2011г.) |
Заказчик проекта: |
Администрация КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» города Сатпаев |
Тип проекта |
Творческий, личностно – социально, практико - ориентированный. |
Продолжительность |
Долгосрочный |
Сроки реализации: |
Январь 2017 г. – декабрь 2019 г. |
Автор |
Воспитатель первой категории Шарченко Т.Н. КГКП «Ясли-сада №33 «Күншуақ» г. Сатпаев. |
Участники проекта: |
Педагоги, родители, дети |
Цели проекта |
• Формировать основы правового сознания дошкольников через ознакомление с произведениями народного и авторского творчества, на примере сказочных героев. |
Задачи проекта |
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности |
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов.
Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Недостаточная разработка данной проблемы в программах дошкольного воспитания и в теории педагогики, востребованность грамотной правовой личности определили тему работы над проектом: «Сказочные герои имеют право»
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
И поэтому педагогам, воспитателям надлежит быть наиболее грамотным в этой области, и делиться своими знаниями. Именно взрослые вносят с первых лет жизни в сознание детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делают самое важное дело – закладывают фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и Конвенции ничего не сделают.
Проблема
Недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах; недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста. Необходимо сформировать в детях на примере литературных и сказочных произведений правовую культуру и осознание себя, как социального субъекта имеющего свои права и обязанности. Которые защищаются основным законом о «Защите прав ребёнка».
Актуальность
Права и достоинства ребёнка защищает международное законодательство и законодательство Республики Казахстан. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе. И начинать работу по правовому воспитанию необходимо уже с дошкольного возраста, ведь уже в детстве ребенок чувствует и осознает себя личностью, человеком, имеющим равные со взрослым права и свободы. Знать свои права ребенок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нем высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребенка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному развитию, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети дошкольного возраставсей душой верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне, в том числе в аспекте правового воспитания и обучения, правового самосознания.
Гипотеза
Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.
Если знакомить детей с народными сказками и другими произведениями для детей, объясняя правовую сторону взаимоотношений героев сказок; разъяснять нарушения прав и свобод посредством сюжетов сказок – дети в доступной форме усвоят все права человека, будут с уважением относиться к окружающим людям независимо от их происхождения, языка, пола и возраста. Научатся быть истинными гражданами правового государства, уважающими его Закон и умеющими отстаивать свои права и права окружающих.
Цель – Формировать основы правового сознания дошкольников через ознакомление с произведениями народного и авторского творчества, на примере сказочных героев.
Задачи
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.
1. Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
2. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, возраста, пола.
3. Дать детям понятие, что все люди рождены равными, обладающие правами, которые принадлежат человеку с рождения:
- Право на заботу в семье;
- Медицинскую помощь;
- Образование;
- Жизнь и личную неприкосновенность;
- Жилище и собственность;
- Труд и отдых;
- Свободы и тайну личной жизни.
4. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с документами по защите прав человека: Конституция РК, Всеобщая Декларация Прав Человека, Конвенция о правах ребёнка.
5. Развивать социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства.
6. Учить детей замечать в повседневной жизни и в произведениях для детей и сказках ситуации, в которых соблюдаются или не соблюдаются нравственно-правовые нормы поведения.
7. Учить соблюдать нравственно-правовые нормы в своём поведении.
8. Побуждать детей высказываться по поводу нарушения прав и свобод человека, соблюдение нравственно-правовых норм поведения героями сказок и произведений для детей.
9. Воспитывать в детях нравственно-правовую культуру.
10. Использовать в жизни полученные знания по правовой культуре и соблюдать их в социуме.
Для решения поставленных задач, работа над проектом организована по 3 направлениям:
- С педагогами (выступления на педсовете, консультации и т.д.)
- С родителями (родительские собрания, консультации и т.д.)
- С детьми (ОУД, чтение сказок, дидактические игры, игровые ситуации и т.д.)
Ожидаемый результат для родителей:
1. Вовлечение родителей в процесс правового воспитания детей.
2. Беседы в домашних условиях.
3. Повышение педагогических знаний, практических умений и навыков родителей в области воспитания детей.
Ожидаемый результат для педагогов:
1. Повышение компетентности педагогов по правовому воспитанию дошкольников.
2. Улучшение социальной адаптации дошкольников в обществе с помощью знаний по праву
3. Эффективное взаимодействие с родителями по правовому воспитанию дошкольников.
Ожидаемый результат для дошкольников:
1. Приобретение детьми начальных правовых знаний.
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
3. Формирование у детей навыков организованного поведения, образовательной и трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада.
4. Воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнѐрские отношения.
Перспективноеплан работы по проекту «Сказочные герои имеют права» на 3 года(январь 2017г. – май 2019г.)
1 этап. Подготовительно-информационный. С января 2017 года –февраль 2017 г. Сбор информации, литературы и дополнительного материала. Подборка методической, справочной, художественной литературы; подбор сказок, стихотворений, пословиц и поговорок по теме правовое воспитание детей. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетных и дидактических игр по воспитанию правовой культуры у дошкольников и их родителей. Постановка цели и задач проекта. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Составление перспективного плана по данному проекту на 3 года по трём возрастным группам (младшая, средняя, старшая). Информирование родителей о реализации данного проекта. |
II этап. Практический- познавательный. Организация познавательной деятельности детей, с родителями и педагогами ДО. Проведение циклов мероприятий по трём возрастным группам детей с 2017 марта по май 2019 г. |
III этап Подведение итогов. (с марта по май 2019 года) Продуктивная деятельность: открытые мероприятия, ОУД, викторины, соревнования по правовой грамотности детей и родителей. Итоговый мониторинг всех участников проекта. Анализ ожидаемого результата. |
Список литературы:
1. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года №499
2. «Конвенция о правах ребенка» О ратифицировано постановлением Верховного Совета РК от 08.06.1994г
3. Закон «О правах ребенка» 08.08.2002г.
4. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов.учреждений – М.: Просвещение, 2006.
5. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
10. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
11. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
13. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
14. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі