Материал подготовлен в рамках участия в конкурсе, организованный Управлением по делам религии города Алматы.
Аннотация: данная статья посвящена проблемам деструктивного характера религиозного радикализма, а также о его негативном влиянии на общество и культуру. В статье приводятся различные примеры террористических и экстремистских актов произошедшие в ХХ и ХХI вв. Выявляются причины и факторы распространения религиозного радикализма.
Религия всегда была одним из сильнейших орудием управления народа. Она выступает как средство воспитания человека в обществе. Люди всегда заинтересованы вопросами об основании религии. Ранними формами религии принято считать некую совокупность верований, обрядов и ритуалов. К ним относятся тотемизм, шаманизм, анимизм, миф, табу и фетишизм. Все эти перечисленные верования несли в себе не только религиозный характер, но, а также социально-культурный аспект. Они регулировали нормы в общинах, а также давали представление людям о нашем мире и о неизведанных силах природы. Ссылаясь на психологию человека, нужно отметить, что человеку всегда важно верить во что-либо. И как раз-таки эти верования и мифы давали ответы на вопросы человека, который ищет Первопричину всего. Эту же Первопричину люди видели в силах природных явлений, а в дальнейшем в Богах. Всем известно, что политеизм возник раньше монотеизма. Люди сами наделяли Богов высшими силами. По этой же причине они боялись гнева Богов, и помилование они видели в обрядах и ритуалах. Ритуалы присутствуют во всех религиях мира и во всех сферах жизни человека. Функция ритуалов важна для социальной жизни человека, так как связывает общество воедино. Таким образом, религия возникает сразу в сочетании различных форм, и обычная вера во что-либо сверхъестественное превращается в религиозный институт.
Людям свойственно смотреть на мир через бинарную оппозицию. Такие как жизнь-смерть, добро-зло, хороший-плохой, белый-черный и т. д. Религия тоже попадает под бинарную оппозиция. То есть религию делят на плохую и хорошую сторону. Тут важно понять то, что не сама религия плохая, а именно её течения. Обычно такие течения принято считать радикальными. Радикальные идеи и действия существовали всегда, но само понятие сформировалось лишь несколько столетий назад. Радикализм – это стремление и желание изменить уже существующую систему общества или государства в его корне; это решительные действия направленные на коренное изменения общественных институтов и систем. Этот термин распространяется на все сферы жизнедеятельности человека: на политику, культуру, социум, а также религию. Сам радикализм не предполагает собой определенно позитивного или негативного значения. В политике и власти радикальные решения и действия могут привести как к благополучным, так и неутешительным результатам. Однако религиозный радикализм в значительной степени подразумевает собой изменение устоявшегося уклада жизни и отказ от любых других воззрений кроме религиозных. В случае отказа соблюдения религиозных ценностей и норм будет, то принуждение приобретет насильственный характер. В дальнейшем мы будем рассматривать ранние формы религиозного радикализма в нашем обществе, а также нынешнее положение некоторых стран Ближнего Востока.
Религиозный радикализм остается самой актуальной темой не только в нашей стране, но, а также в странах Центральной Азии и Ближнего Востока. Его актуальность в том, что эти деструктивные течения распространяются стремительно быстро. Общество неосознанно попадает под влияние этих течений. Это можно объяснить тем, что религия несет в себе доминирующий характер. Там где возникает и приживается религия, национальные ценности и нормы становятся менее приоритетными. Данное явление можно заметить в нашем казахстанском обществе. Сейчас общество разделилось на 2 лагеря: те, кто продвигают национальные ценности и те, кто поддерживают религиозные. Распри между этими 2 лагерями порой доходят до больших конфликтов. Сторонники национальных и культурных ценностей призывают народ вернуться к своим истокам. Данная сторона транслирует в массы культурные ценности, при том порой категорически отказываясь от религии Ислам Б уверовавшись в тенгрианство (религия предков народов Великой степи). Вторая сторона же согласна с тем, что в далеком прошлом наши предки веровали тенгрианство. Однако они считают это языческой религией и то, что ей нет места в нашем обществе. Также можно заметить тенденцию того, что глубоко религиозные люди начинают постепенно отказываться от своих традиционных ценностей, которые столько десятилетий передавались от поколения в поколение. К примеру, ссылаясь на священные писания Корана, теперь и такая национальная ценность как игра на домбре начали считать как нечто «неправильное» и «грешное». Именно здесь можно заметить «первые звоночки». Людям пытаются внушить то, что они считали национальной гордостью и частью своей жизни является неправильным и что им теперь надо отказаться от них. Дело не в отказе от материальных ценностей, а в том, что таким образом «им» удастся изменить коренную сложившуюся систему. Приведенный пример не единственный, есть и более масштабные, которые касаются уже привычного уклада жизни, культурных традиций и обычаев. Поэтому неправильно понимать религиозный радикализм только как политический аспект. Он одновременно касается культуры и социума. Как только само общество попадёт под влияние радикальных идей, то «им» уже легче будет прибрать к рукам власть и мощь. Чем больше сторонников религиозного радикализма, тем больше их сила.
Анализируя ситуации происходившие и происходящие в странах Ближнего Востока хотелось бы отметить то, что радикальные исламисты смогли придти к власти, воспользовавшись политической нестабильностью страны. Всеми известное исламистское радикальное религиозно-политическое движение «Талибан», которое запрещено в некоторых странах и имеет статус террористической группировки, сейчас как уже 3 год находятся у власти в Афганистане. Данная группировка изначально сформировалась в конце XX века с целью превратить Афганистан в Исламский халифат Афганистан. Их идеология гласит: «Жить жизнью нашего Пророка Мухаммеда с.а.в., придерживаясь средневекового и патриархального уклада жизни». Начиная отсюда, я бы хотела сделать упор на культурные аспекты жизни афганцев. Как и ранее было упомянуто исламисты поддерживают патриархальный строй, а это означает, что у женщин с каждым разом уменьшаются возможности и ограничивается свобода. Самый первый запрет в их первое правление (1996-2001гг) был запрет, касающийся обучения женщин. Теперь же им запрещалось получать образование и работать. С течение времени запретов становилось больше и больше. Женщинам пришлось иммигрировать в западные страны, что уберечь себя от угрозы исходящее от талибов. Порой им приходилось делать тяжелый выбор – бросить своих детей и бежать из страны. Это было ещё в их первое правление. Сейчас же положение женщин в стране намного хуже. Нынешние издающиеся талибами законы выходят за рамки рационального. Теперь же женщины не смогут носить одежду, открывающую их лица, в общественных местах; женщинам запрещено выступать публично; им нельзя будет выходить из дома и ездить на транспорте в одиночку; девочкам нельзя посещать школу после 4го класса и т. д. Все эти законы притесняют свободу женщин и делают их как материально, так и психологически зависимыми от мужчин. Также хочется отметить увеличение ранних браков с приходом талибов к власти. Минимальный возраст девочек, вступающих в брак уменьшается с каждым разом. Ранний браки оправдываются тем, что Айше вышла замуж за Пророка Мухаммеда с.а.в. в 9-летнем возрасте. Этими словами они пытаются оправдывать себя и ранний брак. Перед нашим глазами «процветает» чистой воды педофилия, которую и ещё пытаются узаконить в близлежащей стране, в Ираке. Талибы модифицировали шариатские законы под себя, вобрали всё, что им показалось нужным и обязали общество соблюдать их. В противном же случае будут предприняты крайние меры. Также были приняты законы касающегося запрета музыки и фотографии живых существ (включая людей). Таким образом, некогда цветущая страна со своим восточным национальным колоритом превратился в страну мрака и страха. Страна, где процветает жестокость, насилие и невежество. Афганистан и есть яркий пример религиозного радикализма, который в скором времени достигнет своей точки невозврата.
Помимо влияния религиозного радикализма на культурный аспект, теперь обратим внимание и на политический. Здесь будет уместно упомянуть ранее сформированную цепь «радикализм — экстремизм— терроризм». Согласно словам доктора философских наук А. А. Хоровинникова «религиозный экстремизм один из разновидностей политического, который маскируется догматами…». В. Д. Лаза утверждает, что религиозный экстремизм формируется на основе духовного невежества. Основная цель религиозного экстремизма принуждение и признание другими первенства своей религии и подавление других различных конфессии посредством принудительного принятия своей религии. Последним и жестоким этапом экстремизма является терроризм. Сейчас молодые исследователи призывают называть терроризм новой формой войны XX века. Исламский терроризм основывается на таком понятии как «джихад». Это слово с арабского языка переводится как «усилие», «рвение» и изначально подразумевало преодоление трудностей и препятствия. Однако как мы знаем, что Коран был «спущен» в VI веке и с этого момента прошло много столетий. И как результат, толкований Корана было много и невозможно отрицать некие искажение смыслов текстов (слов). Теперь же «джихад» люди воспринимают как «борьбу за веру». Якобы это дает людям право убивать «неверных» на пути распространения веры в Аллаха. Исламисты представляют себя воителями, которые находятся в священной войне против абсолютного зла и язычества, и таким образом они оправдывают свои насильственные действия. Многие религии призывают к любви и миру, при этом могут проявлять насилие и жестокость. К примеру, те же крестовые походы, которые происходили на религиозной почве. Хоть и буддизм не одобряет насилие, сторонники данной религии отмечают неизбежность насилия. В 1959г. буддистский монах-террорист убил премьер-министра Шри-Ланки. Основой проявления терроризма на Ближнем Востоке является палестинская проблема. До середины XX века конфликт не проявлял террористический характер. Уже начиная с 40-годов еврейская подпольная сторона прибегает к террористическим методам. Крупнейший террористический акт произошел 11 сентября 2001г. на территории США. 22 марта 2024г. совершен терракт в торговом центре Крокус, Россия. Террористических актов истории было много и их количество растёт в геометрической прогрессии.
Также надо разобраться в причинах распространения религиозного радикализма, в последствии экстремизма и терроризма, а также почему люди быстро попадают под влияние. Вернемся в историю 1990-х годов, когда СССР объявил о роспуске стран, тогда же все страны «поплыли» во свояки. Наша молодая страна не была готова идеологически. На месте советской идеологии была пустота наподобие вакуума. Это пустота была заполнена религиозной идеологией, как и в остальных постсоветских странах. То есть, отсюда стоит понимать, что страна не может без идеологии. Когда общество потеряно и обездолено, когда политическое и экономическое состояние страны расшатано, тогда люди начинают искать опору в других местах (сферах). Также можно и объяснить процесс информационной вербовки радикалами молодых и потерянных поколений. Человек начиная с подросткового периода начинает испытывать разного рода кризисы: духовное, материальное, психологическое и т.д. В такие моменты люди очень уязвимы. Сознанием и душой таких людей легко овладеть. На данный момент соц. сети являются самым распространенным методом вербовки людей. Всеми известный первый шаг, который используют радикалы либо деструктивные течения в процессе «гипноза» — это вопрос о вероисповедании человека. Естественно, человек бессознательно начинает входить в контакт. В результате сам не понимает, как стал сторонником радикального течения. Проблема ещё в том, что «загипнотизированные» люди не понимают, что они вступили на неправильный путь. Они убеждены, что их жизнь ранее была «грешной» и что остальных тоже надо спасти от этой «грешной» жизни. Мы понимаем, что они в частности имеют в виду под «спасением». Теперь мы точно можно назвать факторы, которые могут привести к распространению экстремизма и терроризма:
• низкий уровень жизни населения;
• недостаточное количество поддержки и помощи молодому уязвимому поколению;
• растущая безработица;
• романтизация террористической деятельности;
• неэффективная молодежная политика;
• религиозная безграмотность;
• географическая близость со странами Ближнего Востока, где процветает религиозный радикализм.
Казахстан является страной, где остро не стоит проблема терроризма. По результатам исследований международных организаций, Казахстан находится в списке стран с низкой степенью угрозы терроризма. Однако это не означает, что его и вовсе не было. Ссылаясь на исследования Е. Карина, в Казахстане эволюцию угрозы терроризма можно разделить на 3 периода.
Первый период – конец 90-х – начало 2000-х годов – это период беглых террористов, когда они бежали из других соседних стран, пытаясь найти у нас укрытие.
Второй период – период вербовки с 2006 по 2010 год, когда среди граждан пытались пропагандировать идеи «джихада» и терроризма на территориях других стран. В качестве примера можно привести операцию Жусан, которая произвелась в 2018г. Наши соотечественники оказались в горячей точке, такие как Сирия и Ирак. Как же они оказались там? Так как в то время
Третий этап – формирование отдельных групп, которые пытались спланировать террористические акты.
Подводя итоги надо сказать, что религия вещь очень сильная. Если не следить и не контролировать действия религиозных конфессий и сообществам наша страна может последовать за странами Ближнего Востока. Религиозное Просвещение должно идти на всех уровнях общества, особенно социально-уязвимых. Религиозное невежество является началом разрушения культурной почвы.
Список использованных источников и литературы
1. История и теория религии : учебное пособие / Е. В. Иванова, О. М. Фархитдинова, Е. В. Мельникова [и др.] ; под общ. ред. Е. В. Мельниковой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 224 с. 40 экз. - ISBN 978-5-7996-2742-3. Текст: электронный – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78084/1/978-5-7996-2742-3_2019.pdf
2. Лопушанский И. Н. Радикализм: теория и практика : учебное пособие для магистратуры / И. Н. Лопушанский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. — 48 с. – Текст: электронный – URL: https://www.procuror.spb.ru/izdanija/2016_03_03.pdf
3. Ауган М.А., Байкушикова Г.С. Причины распространения идей терроризма и религиозного среди молодежи стран Центральной Азии – Алматы, 2017. – Текст: электронный – URL: https://www.gov.kz/uploads/2023/12/11/99cf88b9b85c37f655e8f4a31ff87280_original.3579764.pdf
4. Семедов С.А. ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. – Москва, 2010.
5. Д.Б. Малышева. «ЖЕСТКАЯ СИЛА» АФГАНСКИХ РАДИКАЛ-ИСЛАМИСТОВ В АЗИИ. – Москва, 2023. –
Текст: электронный – URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/06_2023/11-MALYSHEVA.pdf
6. ОСИПОВ В.Г. РАДИКАЛИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ. К МЕТОДОЛОГИИ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ. — Ереван, 2018. – Текст: электронный – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/radikalizm-ekstremizm-i-terrorizm-k-metodologii-problematizatsii/viewer
https://cyberleninka.ru/article/n/radikalizm-ekstremizm-i-terrorizm-k-metodologii-problematizatsii/viewer
7. Ланцов С.А. ТЕРРОРИЗМ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ. – Санкт-Петербург, 2020. – Текст: электронный – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-na-blizhnem-vostoke-osnovnye-etapy-evolyutsii/viewer
Абдурахманова Хилола
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі