Өлең, жыр, ақындар

Европоцентризм как пример для подражания

Европоцентризм – концепция, согласно которой научное, культурное, политическое, философское и т. д. развитие характерно лишь для Европы. Другими словами, это попытка возвысить свою культуру над другими культурами. Начиная со Средневековья культура и наука Европы приобретает динамичный характер. Развитие происходило очень быстро и динамично, что помогло Европе стать одной из развитых культур мира. Работы и идеи многих европейских философов пропитаны европоцентризмом. Внимание философов было заострено на европейской культуре. Такие известные философы как Г.Гегель, Ж. Мишле не придавали даже значения неевропейским культурам. Однако были и те, кто не поддерживал евпроцентрические взгляды. Они пытаясь показать необходимость взаимосвязи всех стран, культур и народов в создании мировой, общечеловеческой истории.

Сторонники идеи европоцентризма говорят о Гегелевской «свободе духа», стремлении человека постигнуть абсолютное знание, законы природы, стать ближе к Богу и встать на путь саморазвития. Эти процессы – культурный, духовный и экономический рост, – могут происходить в условиях, созданных Государством, ведь именно Государство является средой для развития внутренней свободы. С этой позиции – менее развитые, менее цивилизованные страны не могут создать благоприятные условия для развития свободной личности, а потому отстают (от Европы) в других сферах жизни и деятель ности. Выход из «застоя» является следование тропы развития Европы. Однако эти сторонники не берут во внимание то, что не всем государствам и обществам подойдет путь развития «передовой» Европы. У каждого общества свой темп развития, своя история и особенность. Один шаблон не может всем подходить. 

Идея свободы связывают со стремлением человека к свободе с прогрессом, знанием и рациональностью, но если оценивать идею «свободы» с другой позиции, то свобода может привести к отчуждению и, следовательно, к безразличию и невежеству. Освальд Шпенглер, в свою очередь, подчеркивал, что чувство власти порождает чувство свободы, которое проистекает из превосходства и в конечном счете из этого факта вырастает человеческая культура. Западная философия твердит, что человек должен доминировать над природой, а Восточная гласит, что надо с ним содействовать, быть в гармонии и имитировать его. Наши предки очень уважали и ценили природу. Также оне не пытались превзойти природу, а наоборот вступали в гармонию с ней. То есть, этим хочу подчеркнуть, что доминантная позиция Европы в этом случае не всем подходит. К тому же понятие свободы в нашем обществе ограничивается понятием «стыд» (ұят). В частности, люди принебрегают свободой и выходят за рамки дозволенного. Можно построить такую цепочку «зависимость– свобода – вседозволенность». Это как два конца одной палки. И чтобы, не пересечь эту грань в нашем обществе и ментальности существует это понятие. Также это другими словами называется “Shame culture”, он также характерен Японии. Человек должен думать не только о своем комфорте и свободе, но, а также ближнего. 

Подводя итоги, хочу сказать, что нельзя полностью вбирать в себя определенную концепцию какого-либо общества. Можно по немного вбирать хорошие качества и стороны из разных концепций и мировоззрений. Однако и не стоит думать, что европейская концепция — это плохо. В этой концепции тоже есть хорошие стороны, такое как развитие и самосовершенствование. Главное развиваться умеренно, а не рывками причиняя при этом угрозу окружающему и социуму. 

Студентка 4 курса Казну
Абдурахманова Хилола 
Руководитель: Кудерина А.Н.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар