Өлең, жыр, ақындар

Мирское в концепциях современной философии

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби

 

Факультет: философии и политологии

 

Кафедра: религиоведения и культурологии

 

Специальность: культурология

 

Студентка 4 курса культурологии: Сейдильда Самал Канатовна

 

Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна

 

Тема: Мирское в концепциях современной философии

 

Мирское как категория философии — это понятие, которое охватывает повседневную, обыденную реальность и человеческий опыт, не относящийся к сфере священного, трансцендентного или метафизического. В рамках современной философии мирское приобретает особое значение как объект анализа в контексте антропологии, социологии, феноменологии и политической философии. Рассмотрим основные подходы к осмыслению мирского в работах современных философов и исследователей.

Экзистенциальная философия, начиная с XX века, активно обращалась к осмыслению обыденного и повседневного. Например:

•    Мартин Хайдеггер в своей работе «Бытие и время» (1927) уделяет внимание повседневному бытию. Хайдеггер утверждает, что мирское проявляется через «заботу» (Sorge), которая является основной структурой человеческого существования. Повседневные заботы и взаимодействие с миром через вещи (инструменты, предметы быта) формируют основу бытия человека.

•    Жан-Поль Сартр в своей концепции свободы рассматривает мирское как сферу, где человек конструирует смысл своего существования. Согласно Сартру, мирская жизнь предоставляет человеку выбор и ответственность за его действия, превращая повседневность в пространство свободы и аутентичности.

Феноменологический подход концентрируется на непосредственном опыте человека в мире.

•    Морис Мерло-Понти в работе «Феноменология восприятия» исследует телесный опыт человека как основу взаимодействия с мирским. Он подчеркивает, что человеческое тело является точкой пересечения субъекта и мира, а восприятие мира происходит через повседневные действия, такие как движение, работа и взаимодействие с другими.

•    Эдмунд Гуссерль, основатель феноменологии, в поздних работах обращался к проблеме Lebenswelt (жизненного мира) — мира, каким он воспринимается человеком до всякой научной рефлексии. Жизненный мир представляет собой основу для всех наших знаний и практик, включая мирское как пространство человеческой деятельности.

Марксистская философия акцентирует внимание на социально-экономическом измерении мирского.

•    Карл Маркс и его последователи рассматривают мирское через призму материального производства и труда. Для Маркса мирское — это та реальность, в которой человек не только выживает, но и воспроизводит условия своей жизни через трудовую деятельность.

•    Современный философ Ален Бадью, развивая эту тему, обращает внимание на то, как в мирском преломляются идеологии и политические структуры. Он утверждает, что мирская жизнь — это пространство, где происходит борьба за справедливость, права и равенство.

Постструктурализм сосредотачивается на деконструкции концепции мирского, подчеркивая его изменчивость и контекстуальность.

•    Мишель Фуко исследует мирское через понятие власти и дискурса. В работе «Надзирать и наказывать» он показывает, как повседневная жизнь организована через механизмы контроля и дисциплины, начиная от образовательных учреждений и заканчивая тюремной системой.

•    Жак Деррида в своей философии деконструкции рассматривает мирское как текстуальную реальность, где каждая обыденная практика может быть переосмыслена через язык и контекст.

Современные философы, такие как Чарльз Тейлор, исследуют взаимодействие мирского и духовного в контексте секуляризации.

•    В книге «Секулярная эпоха» (2007) Тейлор анализирует, как в современном обществе мирское становится основным горизонтом человеческого существования. Он утверждает, что даже в секулярных культурах существуют «трансцендентные» элементы, такие как поиск смысла или этические принципы, которые проникают в мирскую жизнь.

•    Юрген Хабермас предлагает концепцию «постсекулярного общества», где мирское и сакральное сосуществуют. Он подчеркивает, что мирская жизнь обогащается через диалог между религиозными и нерелигиозными мировоззрениями.

•    Джейн Беннетт, представительница новой материалистической философии, в своей книге «Живая материя» (2010) утверждает, что мирское — это не только человеческий опыт, но и взаимодействие человека с объектами и окружающей средой. Беннетт акцентирует внимание на «агентности вещей», показывая, как предметы повседневной жизни влияют на наше поведение и мышление.

•    Бруно Латур в своей акторно-сетевой теории подчеркивает, что мирское состоит из множества взаимосвязанных агентов, включая людей, технологии, животных и природные объекты. Он утверждает, что мирская реальность не может быть сведена только к человеческому восприятию.

Современная философия рассматривает мирское как многогранное явление, включающее повседневный опыт, социальные структуры, материальные объекты и их взаимодействие с человеком. В концепциях различных мыслителей мирское выступает то как основа человеческой жизни, то как поле борьбы и эксперимента, то как точка пересечения сакрального и повседневного. Эти подходы подчеркивают, что обыденная жизнь не менее сложна и значима, чем абстрактные философские категории, и заслуживает глубокого анализа.

 

 

http://www.kaznu.kz

#farabi.university


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Пікірлер