Өлең, жыр, ақындар

Политико-правовая система Золотой Орды: особенности трансформации и развития

Политико-правовые основы Золотой Орды были заложены ещё в Монгольской империи. В организации административно-территориальной системы монголы, как представители кочевой цивилизации, руководствовались историческим опытом предшествующих кочевых государств на территории Центральной Азии. Например, у них сохранилось деление территории на три основных части (правое и левое крыло, центр), которое было известно со времен гуннов. У монголов это деление выражалось в терминах «западное крыло» (барун гар – «западная рука»), «восточное крыло» (дзун гар – «восточная рука» и «центр» (töb, oul – «коренной» монгольский улус). [1] Согласно сведениям Абулгази в монгольской традиции левая сторона считалась почетнее правой. Крылья в свою очередь делились на улусы. К 60-м годам XIII века образовалось четыре самостоятельных улуса, распределенных между сыновьями Чингиз-хана. [2]

В начале XIII века была учреждена десятичная система деления монгольской армии и населения на тумены, тысячи, сотни, десятки. Такое деление держалось на аилах, которые помимо феодальных хозяйственных повинностей своим нойонам, несли и военную службу. Таким образом, во главе таких крупных подразделений стояли представители кочевой аристократии. [3]

Говоря о политической системе монгольских улусов еще до великих завоеваний Чингиз-хана, стоит обратиться к изысканиям известного исследователя Е. И. Кычанова. Он приводит следующие особенности: во-первых, существовало социальное расслоение монгольского общества, выделялись знатные роды и бедное население, а также имелся институт рабства; во-вторых, улусы имели разноэтничный состав, возглавлялись ханом, у которого были нукеры; в-третьих, власть передавалась по наследству, а в улусах действовали нормы обычного права. [4]

Важнейшим источником права в Монгольской империи и государствах ее преемников, в частности Золотой Орды, является «Великая Яса» Чингиз-хана. Яса означает «закон», «постановление», и представляет собой кодификацию обычного монгольского права. Считается, что Яса была принята на курултае 1206 года одновременно с провозглашением Темучина великим ханом Монголии. Однако в дальнейшем она ещё дополнялась и расширялась.

Владимирцев Б.Я. считает, что в конце XII века кочевое скотоводческое хозяйство монголов вступило в начальную стадию развития феодальных отношений, в результате чего появляется необходимость в закреплении новых классовых отношений в монгольском обществе с помощью установления такого свода законов как Яса. [5]

Согласно устоявшейся точке зрения, законы «Великой Ясы» впервые были обнародованы в 1206 г. на Великом курултае при провозглашении Чингиз-хана великим монгольским ханом. [1] В законе Великая Яса говорилось о традициях и нормах, пришедших из древних времен. Таким образом, можно сделать вывод, что закон Великая Яса имеет весьма конкретные положения, относящиеся к определенным областям, таким, как ханское государство, природа, охота и добыча в условиях военного времени, вопросы уголовного, административного и гражданского права, вопросы международные и дипломатические, и в каждом из них очень четко определена мера и степень наказания. [6]

Также правовыми нормами являлись билики (билиги) – изречения Чингисхана, дополнявшие «Великую Ясу». В.А.Рязановский отождествлял одни билики с отрывками из самой «Ясы», в то время как другие – с пояснением общего духа законодательства Чингиз-хана. С.Г. Кляшторный и Т.И. Султанов определяют билики как процессуальный кодекс, согласно которому осуществлялся суд над нарушителями «Великой Ясы». Принимая во внимание содержание дошедших до нас биликов Чингиз-хана и гипотезу о китайском происхождении обычая записывать изречения хана и издавать их после его смерти, мы можем предположить, что назначение биликов также заключалось в сохранении и аккумуляции политической мудрости правителя, необходимой для управления огромной империей. [7]

Слово «ярлык» (по-монгольски jarlig), явившееся заимствованием в монгольском языке из тюркского, означает «повеление», «указ», «приказ». Соответственно, понятием «ярлык» в средневековых монгольских государствах обозначались акты волеизъявления верховного правителя – хана, являвшиеся обязательными для всех его подданных. В 1970-е гг. востоковед А.П. Григорьев доказал, что ярлык являлся неотъемлемым атрибутом ханской власти – власти суверенного государя и не издавался подчиненными ему улусными правителями. [5, 62 с.]

Первые упоминания об издании ярлыков в Золотой Орде относятся к началу 1250-х гг., когда ордынский правитель Бату стал официальным соправителем великого хана Монке. Правитель Золотой Орды получил право выдавать ярлыки (а не просто «грамоты») вассальным государям, духовенству и торговцам, о чем содержат сведения исторические источники XIII–XIV вв.: «султанам Рума, Сирии и других стран он жаловал льготные грамоты и ярлыки». Как и указы ханов Монгольской империи, ярлыки Бату представляли собой административные акты и пожалования, а основным источником права в Золотой Орде оставалась Великая Яса Чингиз-хана и ясы его преемников – основное законодательство Монгольской империи.

В 1240 году после нашествия Батыя под властью монголов оказались русские земли. Первой под власть монголо-татар в 1237 году пала Рязань: рязанские князья просили о помощи Владимир и Чернигов, но помощи не последовало. За три года армия Батыя поработила все русские земли и в 1240 году захватила Киев.

Золотая Орда обложила Русь данью. Помимо денежных платежей, ханы требовали, чтобы русские князья постоянно отправляли на службу Орде воинские отряды. Русские князья, чтобы взойти на престол, должны были приехать с поклоном в Золотую Орду и получить ярлык на княжение. Деятельность князей контролировали ордынские баскаки, они обеспечивали сбор дани и проводили набор воинов в монгольскую армию. Русь находилась в полной политической и экономической зависимости от Золотой Орды. Выплата дани наносила колоссальный урон русским землям. При Иване Даниловиче Калите Русь избавилась от наместников. Калита получил право сбора дани с русских земель, чтобы доставить ее в Золотую Орду. В период его правления Золотая Орда не нападала на Русь. [8]

Некоторые из пост-ордынских государств до некоторой степени стали преемниками Золотой Орды не только в политическом и правовом отношении, но и сохранили некоторые традиции юридической науки. Наибольшее развитие правоведение получило в Крымском ханстве, где и в XVIII в. переписывались и комментировались юридические трактаты, созданные золотоордынскими учеными. Сохранялись научные традиции и в Казанском ханстве, правда, в нем ученые больше склонялись к богословию, чем к правоведению. Имеются косвенные сведения о том, что мусульманская правовая наука существовала и в Касимовском ханстве – маленьком государстве, которое в течение всего времени своего существования (1445–1681) являлось вассалом Московского государства. [9]

Использованная литература

1. Базаров Б. В. Государство Чингисхана и Чингисидов
2. Трепавлов В.В.  Государственный строй Монгольской империи: XIII в.: Проблема исторической преемственности.— М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.— 168 с.
3. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – 505 с
4. https://mse.msu.ru/history/18/book/text-18-02.pdf
5. Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды / Редактор И.М. Миргалеев. – Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. – 260 с.
6. https://history-of-kazakhstan.blogspot.com/2014/04/Ih-Zasag-Velikaja-Jasa.html
7. Нолев Е. В. Имперские принципы в монгольском законодательстве периода правления Чингис-хана
8. http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/orda.htm
9. Почекаев Р. Ю. К истории юридической науки в Золотой Орде


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Пікірлер