Өлең, жыр, ақындар

История казахской философии

Казахский Национальный университет имени аль-Фараби
Факультет: Философии и Политологии 
Кафедра: Религиоведения и Культурологии 
Куратор: Каупенбаева Самал Мухаметкалиевна 
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамииовна
Студентка: Сейдильда Самал Канатовна

Моя статья будет посвящена книге «История казахской философии»! Тут я хотела бы поделиться своими впечатлениями и мнением об этой книге.

Здесь нужно начать с того, что казахская философия  это генезис тюркского мировоззрения. Стоит упомянуть и то, что философия наших предков также обогащалась и вдохновлялась философией и мировоззрением на арабском языке (фалсафа). Благодаря исламской философии в ранний Казахстан пришли труды таких значимых античных мыслителей, как Сократ, Аристотель, Платон и т.д. и это тоже внесло свой вклад в становление нашей тогдашней философии. Истинно казахская  философия берет свое начало с основанием казахского ханства в 15 веке. Конечно же, философия наших предков была и развивалась и до пятнадцатого века, но если мы будем говорить именно об «истинно казахской философии», о казахской истории, о казахском этносе, нации и государстве то всё-таки правильно будет начинать времяисчисление с 15 века когда Керей и Жанибек основали казахское ханство вдоль реки Шу. Казахская философия начинает свою историю с имен Асан Кайгы и Хайдар Дулати. Шокан Уалиханов назвал Асана Кайгы первым степным философом, считавшим, что земля – это главное, основополагающее понятие в истории становления национального самосознания и мировосприятия народа. Слово «Жерұйық» состоит из двух частей - «жер» (земля), «ұю» - (благодать). «ұю» широком смысле для Асана Кайгы означает понятие гражданственности, единства, едине­ния, этнической консолидации нации, объеди­нившейся под флагом государственности. Таким образом, Асан Кайгы является первым, кто заложил основы государственного обустройства Казахского ханства. Еще одним подтверждением того, что он является первым, кто положил начало казахской философии, является прибавление к его имени эпитета «қайғы» (печаль). Эпитет «қайғы» употребляется по отношению к людям высокого нравственного порядка, много видевшим, тонко чувствующим и мудрым. Асан говорит с печалью не только о своем времени, о том, что происходит вокруг повседневной жизни. Светлой печалью пронизаны его мысли о будущем. Его одолевают сомнения: смогут ли последующие поколения удержать независимость, укрепить государственность, смогут ли остаться обладателями «Жерұйық» - земли обетованной, доставшейся им в наследство от предков? Мировоззрение Асана Кайгы зиждется на размышлениях и определениях экзистенциа­листского содержания, и он выражает свои мысли в жанре қайғы. Говоря о нашей национальной философии, нужно выразить десять ее примечательностей:

1. Поклонение природе, очень близкие и уважительные отношения с ней. Казахи никогда не считали себя повелителями леса или природы как восточный народ. Они никогда не пытались поменять кардинально природу и подстроить ее под себя, они наоборот подстраивались под природу и всегда уважали ее.

2. В казахской философии больше уделяли время проблемам человека, а не гносеологии или онтологии.

3. Примечательно, что проблема человека в казахской философии рассматривалась именно с точки зрения экзистенциализма.

4. Казахи жившие вместе в общине стремились к равенству в материальном плане.

5.  Совесть и честь ( ар намыс) всегда ценились больше чем что либо еще. Это наши ценности испокон веков.

6. Коллективные и общие интересы народа ценились и ставились выше чем ценности какого либо одного человека.

7. Так как кочевой образ жизни подразумевал собой частое передвижение, население того или иного народа всегда подвергалось какой либо незначительной или значительной опасности. От этого у казахов взросление шло гораздо раньше, в 5 лет их уже сажали на лошадей, а в 14-15 лет дети уже мечтали стать великими завоевателями и батырами, в 20-25 же лет они уже выполняли свои мечты и брали большую ответственность на свои плечи.

8. Из-за вышеупомянутой опасности кочевого образа жизни, жизнь казахов была не столь длинной. Поэтому казахи всегда старались брать от сегодняшнего дня все, они буквально наслаждались каждым днем. Устраивали различные тои, соревнования и т.д. Их жизнь никогда не была скучна. 

9. Открытость к другим людям, и всегда большое желание помочь другим: даже некая жертвенность в этом плане.

10. Ну и конечно же, уважение к старшим, и приоритет их мнения.

Подводя итоги по данной книге, хочется сказать, что я была рада ее очень внушительному содержанию, и тому, что она хранит в себе буквально «сердце» нашей с вами истории!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз