Өлең, жыр, ақындар

Модернизм в современном искусстве Казахстана

В XIX веке искусство Европы было охвачено новым и оригинальным течением под названием модернизм. Данное течение внесло свою лепту в каждое из направлений искусства: будь это живопись либо же  литература. Естественно как и всякая новизна, модернизм сперва был раскритикован, но позже признан как самостоятельное течение, которое сыграло огромную роль в истории искусства. Теперь же узнаем, что представляет собой модернизм. 

Модернизм – огромный комплекс художественных направлений в искусстве, который ещё называется «другим искусством». Главной целью для основоположников модернизма было полное отрицание и разрушение  классических канонов. Он пришел на смену реализму и дал свободу мысли и творчества. Такое искусство может быть абсурден, но а также полон сюжета и смысла. 

Больше всего модернизм в Казахстане нашёл своё место в архитектуре и живописи. В инфраструктурах двух наших мегаполисов, таких как Астана и Алматы можно заметить архитектурные футуристические постройки. Кратко говоря, футуризм–модернистское течение, основным принципом которого было разрушение всего старого и формирование нового. Футуристов считали бунтарями, потому что они  призывали полюбить новый индустриальный мир. Архитектуре футуризма присуще монументальность, масштабность, технологичность и неоднозначность форм. Приоритетными материалами являются металл и стекло. 

Бульвар Нуржол, который находится в столице является ярким примером футуризма. Здесь находятся здания государственных органов: Правительство РК, Мажилиса РК, Сената РК и т.д. И самое главное, символ казахского народа и нашей столицы– монумент Байтерек. Это огромное футуристическое дерево высотой 105м, выполнен из стекла «хамелеон», который благодаря солнечному свету меняет цвет. Та самая «зажигалка» (административный комплекс Транспорт Тауэр) тоже является ярким примером модернизма. Многие футуристические сооружения Астаны стали воплощением идей британского архитектора Нормана Фостера. Норман Фостер является одним из популярных экспериментаторов в современной архитектуре. Его основными работами являются вышесказанный монумент Байтерек, Дворец мира и согласия и Хан Шатыр. Для проведения Съезда лидеров мировых и традиционных религий была построена «пирамида», полностью облицованная стеклом. В основе здание лежит принцип «золотого сечения Фибоначчи». Данное сооружение можно назвать футуристическим благодаря его нестандартной форме. Ведь в частности здания бывают квадратными либо прямоугольными. Ещё самой главной особенностью является лифты, которые построены под углом 90°С. Хан Шатыр является самым большим купольным зданием в СНГ. Хан Шатыр – городок под энергосберегающим куполом. Уникальность данного сооружения в том, что в нём есть слияние модернистского и национального характера. 

Что же касается живописи, модернизм и тут смог оставить свой след. Современные отечественные художники ловко применяют принципы модернистского течения в своих работах. При том художники не просто копируют модернистские картины Западной Европы. В их работах можно найти сплав наших культурных и в тот же момент модернистских особенностей. К примеру, в том году проходила авторская выставка казахстанского художника Оралбека Кабоке. На выставке было представлено более 90 работ. Как говорил сам художник, он хотел своими работами передать внутреннее состояние людей и народа. В частности герои его работ грустные и задумчивые. Этими героями, в некоторых случаях бывают бабушки и дедушки, это можно понять по окруженным их детьми. Его работы пропитаны любовь к своей Родине и народу, а также психологии человека. Писать картины его вдохновляет сюжеты из обыденной жизни и обычаев. В его картинах есть место как сюжету, так и абсурду, присущее модернизму. 

   
 

Модернизм пришел в Казахстан чуть позже чем в Европе. Но это не означает, что его вовсе и не было. Как раз таки сейчас он актуален среди деятелей искусства. Они пытаются совместить наше мировосприятие с канонами модернизма. 
 

Казахский национальный университет им. Аль-Фараби 

Студент 3 курса факультета философии и политологии 

Абдрурахманова Хилола


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар