Өлең, жыр, ақындар

Политические репрессии в Казахстане по архивным источникам

Проблема осмысления и правовой оценки репресии и массового нарушения прав человека в сталинский период, на наш взгляд, в исторической и юридической литературе до сих пор слабо изучена. Впервые в Казахстане к этой проблеме обратились в 1993 году, когда была создана парламентская комиссия под руководством академика М.К.Козыбаева. Эта комиссия проделала огромную работу, но в реальностях того времени, ее работа была вскоре ограничена по ряду обстоятельств. Новый импульс работе по реабилитации жертв политических репрессий был дан Указом Президента Респулики Казахстан К.К. Токаева по созданию комиссий по окончательному выяснению данного вопроса. В свете вышесказанного мне бы хотелось дать ряд предложений по организации работы комиссии.

Данная работа на наш взгляд должна проводиться по следующим аспектам.

Первое. Необходимо провести правовую экспертизу политических актов и нормативных документов, ставших основой для проведения репресии.

Второе. Провести анализ документов не только в архивах НКВД и партийных комитетов, но и просмотреть материалы правоохранительных органов с 1917 года по 1991 год, так как подавление прав человека было присуще всей политике советских властей.

Третье. Необходимо просмотреть документы пограничных войск, особенно 30-ых годов, когда войска использовались для репрессивной политики тех «откочевников», которые из-за голода и притеснений властей были вынуждены уходить за «кордон».

Четвертое. Репрессивная политика властей касалась и духовной, и религиозной жизни граждан. Немалое число граждан были осуждены за их политические взгляды и религиозные верования, что противеречило всем международным нормам, и даже положениям самой Конституции СССР. 

Репрессии, как инструмент политики, стали использоваться партией большевиков начиная с прихода их к власти в 1917 году. Порочный курс в отношений крестьян был дан ноябрьским (1929 г.) пленумом ЦК ВКП (б). 5 января 1930 г. был утвержден и график проведения сплошной  коллективизации. Основными пунктами данной политики должна была стать «ликвидация кулачества как класса», и создание коллективных хозяйств (колхозов), крестьянских, вместо индивидуальных ячеек. В целом, вся проведенная политика коллективизации оказалась для страны пагубной, особенно для южных районов России, Украины и Казахстана. По данной теме, в последние годы, особенно в период перестройки, был опубликован ряд серьезных работ. Но первым о трагедии крестьянства написал англо-американский историк Роберт Конквест, долго работавщий в Гуверовском институте (архиве) войны, революции и мира. Коллективизацию в Казахстане в своем обобщающем труде «Жатва скорби», когда погибло не менее двух миллионов крестьян, Р.Конквест назвал «колоссальной человеческой трагедией казахов», подчеркнув при этом, что всю вину за провал курса, большевики «как и полагается» возложили на партию «Алаш-Орда», распущенную еще в 1919 году, и, естественно, не имевшую никакого отношения к политике коллективизации. В фондах Б. Николаевского, проводя исследования в Гуверовском архиве, я неожиданно обнаружил статью неизвестного автора «Восстание Османа батыра». Автор с симпатией описывает быт и традиции казахского народа, и, в целом, высоко оценивает организацию хозяйственной жизни кочевников Евразии. Несмотря на ряд географических неточностей, автор совершенно точно определил причины волнений в степи. До проведения курса коллективизации, казахи занимались традиционными ремеслами и совершенно индеферентно относились к Советской власти. Она была чуждой для них, они хорошо понимали и знали, что эту власть в степь принесли из глубин России воевавшие солдаты и шумная группа большевиков. Кстати, даже книги классиков советской казахской литературы С.Сейфуллина, Б.Майлина и особенно С.Муканова (трилогия «Мои университеты») подтверждают данный факт, не говоря уже о классическом труде Мустафы Шокая «Туркестан под властью Советов». Первые годы после революционных событий 1917 года и после завершения гражданской войны были сравнительно мирными. Но в 1921- 1923 годы были потоплены в крови волнения в Сибири, где активное участие принимало русское крестьянство. Попытки большевиков втянуть степняков в бесконечные классовые распри и поиски врагов были восприняты местными казахами без воодушевления.

Лидер казахской интеллигенции А. Байтурсынов назвал подобные лозунги «абсурдными», и совершенно чуждыми миропониманию казахов. Однако «широкое наступление социалистических элементов по всему фронту», начавшееся в 1929 году, докатились и до Казахстана. Уже с 1930года над казахами нависла страшная угроза: потерять свой вековой уклад жизни, освященный традициями предков, отказаться от кочевок, от хозяйственной самостоятельной семьи и подчиниться ненавистным принудительным порядкам колхозной жизни. «Власть, – пишет автор записки «Восстание Османа-батыра», – за короткий срок и насильственным путем решила сверху донизу перевернуть вековые традиции свободного, гордого и воинственного народа». Бесчисленным потоком направлялись сюда различные уполномоченные. Прежде всего, были брошены сюда, так называемые, «двадцатипятитысячники», т.е. уполномоченные из числа 25000 партийных рабочих, мобилизованных на предприятиях (главным образом, из Москвы, Ленинграда и других городов европейской части России) для проведения коллективизации. Кроме них прибывали бригады областных и районных уполномоченных, состоящие из советских служащих, мобилизованных уже в данной местности. Их заданием было подорвать экономическую основу кочевой жизни казахов, путем обобществления скота и организации колхозов.

Какими же практическими путями осуществлялась эта задача? Массовая коллективизация началась осенью 1928 года, когда кочующие аулы осели на зимовку. Первоначально применялся тот же самый метод воздействия на крестьянство, который практиковался в европейской части СССР, и якобы дал там «положительные» результаты. В этом смысле никаких поправок на местные условия не было сделано, и все шло по заранее определенному порядку (кстати сказать, руководил этим курсом Первый секретарь Центрального комитета Компартии Казахстана Шай Голощекин, приобретший себе печальную известность, как один из организаторов убийства царской семьи). В аулах подбирался соответствующий актив из бедноты. Из людей, смекнувших, что из всего этого дела можно извлечь немалые выгоды (такие люди всегда и везде находились), хотя бы в виде получения теплых местечек во вновь образованных колхозах, сформировались группы активистов. Затем на месте были организованы специальные выезды уполномоченных и целые бригады милиции. Проводили общие собрания, на которых агитировали крестьян переходить на коллективные формы хозяйствования, как и везде, в СССР. Но агитация никакого успеха не имела, тем более, что приезжие работники были совершенно чужды местному населению, и не умели говорить по-казахски. Тогда заработал налоговый пресс, и пустили в ход твердое задание по сбору сельхозпродуктов. На зажиточных казахов налагались обязательства по сдаче в порядке мясопоставок такого количества скота, которое, выбывая из хозяйства, сразу превращало бая (кулака) в кедея (бедняка).

Ерлан Русланұлы


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз