Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: культурология
Студентка 4 курса культурологии: Сейдильда Самал Канатовна
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна
Теория цивилизации Арнольда Тойнби основывается на анализе восприятия цивилизаций как живых организмов, которые проходят циклы роста, расцвета и упадка. Тойнби выделяет восемь основных цивилизаций, каждая из которых сталкивается с вызовами, определяющими их судьбу. Он акцентирует внимание на роли креативного меньшинства, которое решает эти вызовы, и на том, как ответ на эти вызовы формирует дальнейшее развитие общества. Тойнби также рассматривает факторы, способствующие как прогрессу, так и регрессу цивилизаций, подчеркивая важность духовных и культурных аспектов в этом процессе.
Арнольд Тойнби, в своей работе "Изучение истории", предлагает концепцию, согласно которой цивилизации развиваются циклически. Он выделяет восемь основных цивилизаций, включая Западную, Восточную, исламскую и другие, каждая из которых сталкивается с вызовами, определяющими их развитие. Ключевым понятием является "креативное меньшинство", которое, отвечая на вызовы, создает новые идеи и институты, способствующие росту цивилизации. Однако со временем это меньшинство может потерять свою инновационность и стать частью "контр-демократии", что приводит к упадку.
Тойнби также подчеркивает роль внешних факторов, таких как география и климат, в судьбе цивилизаций. Он утверждает, что успешные цивилизации успешно адаптируются к изменениям и сохраняют внутреннюю единство и духовные ценности. Однако, когда они теряют эту способность, начинается процесс деградации. В конечном итоге, Тойнби рассматривает цивилизации как живые организмы, проходящие через стадии рождения, роста, расцвета, упадка и исчезновения.
Теория Тойнби также подчеркивает важность взаимосвязи между цивилизациями. Он отмечает, что они влияют друг на друга, что может привести к синергии или конфликтам. В своей работе Тойнби анализирует, как культурные и религиозные элементы способствуют сплочению общества, а также как внешний давление, например, войны или колонизация, может вызвать распад. Тойнби критикует материалистические подходы к истории, утверждая, что духовные и моральные аспекты играют решающую роль в жизни цивилизаций. Он рассматривает цивилизации как динамичные системы, где культурные достижения могут быть использованы как ресурс для решения новых вызовов. Также интересным аспектом его теории является концепция "самосохранения".
Он утверждает, что успешные цивилизации должны постоянно переосмыслять свои ценности и адаптироваться к изменениям, иначе они рискуют столкнуться с упадком и исчезновением. Тойнби верит, что история — это не просто последовательность событий, а сложный процесс, где культурные, экономические и политические факторы взаимодействуют и влияют на развитие человечества. Теория Тойнби делит цивилизации на три поколения, каждый из которых проходит определенные этапы развития.
Первое поколение: Восходящие цивилизации
1. Создание: Возникает основная идея или ответ на вызов, что приводит к формированию новой цивилизации.
2. Рост:Развивается социальная структура, создаются институции, появляются культурные и научные достижения.
3. Цветение: Цивилизация достигает своего апогея, характеризующегося высокими уровнями искусства, науки и философии.
Второе поколение: Зрелые цивилизации
1. Стабилизация: Установление крепкой власти и социальной структуры, с акцентом на сохранение достигнутого.
2. Инновации: Появление креативного меньшинства, которое начинает генерировать новые идеи и подходы, но также сталкивается с вызовами.
3. Деградация: Утрата способности адаптироваться, конфликты внутри общества, возможные внешние угрозы.
Третье поколение: Упадочные цивилизации
1. Кризис: Углубление внутренних противоречий, рост недовольства, потеря доверия к институтам.
2. Сложный упадок: Ослабление культурных и социальных основ, снижение уровня жизни и ухудшение качества управления.
3. Исчезновение: Цивилизация либо трансформируется в другую, либо полностью исчезает, уступая место новым формам социального устройства.
Эти этапы отражают циклическую природу развития цивилизаций по Тойнби и подчеркивают, что каждая цивилизация сталкивается с уникальными вызовами на каждом этапе своего существования.
Движущие силы цивилизаций по Тойнби включают несколько ключевых факторов, которые определяют их развитие и эволюцию:
1. Вызов и ответ
Каждая цивилизация возникает в ответ на определённые вызовы — природные, социальные, политические или экономические. Успех цивилизации зависит от способности общества адаптироваться и реагировать на эти вызовы. Творческие ответы меньшинства становятся катализаторами изменений.
2. Креативное меньшинство
Креативное меньшинство — это группа людей, способная генерировать инновационные идеи и решения. Их влияние на развитие культуры, политики и экономики критично для роста цивилизации. Однако, если это меньшинство теряет свою креативность или становится изолированным, это может привести к упадку.
3. Духовные и культурные ценности
Тойнби подчеркивает, что духовные и моральные основы играют важную роль в единстве общества. Ценности, религия и культура формируют идентичность цивилизации и способствуют её внутреннему сплочению.
4. Социальная структура
Социальные иерархии и институты обеспечивают организацию общества и распределение ресурсов. Эффективная структура способствует стабильности и развитию, в то время как ее разложение ведет к конфликтам и кризисам.
5. Взаимодействие с другими цивилизациями
Цивилизации развиваются в контексте взаимовлияния. Контакты с другими культурами могут привести к обмену идеями, технологиями и ресурсами, но также могут вызвать конфликты и войны.
6. Экономические факторы
Экономические условия, включая доступ к ресурсам, торговые пути и технологии, играют значительную роль в развитии цивилизаций. Экономический рост может привести к культурному и научному процветанию.
7. Исторический контекст
Каждая цивилизация существует в определённом историческом контексте, который влияет на её путь. Географические, климатические и временные факторы формируют уникальные условия для развития.
Эти движущие силы взаимодействуют друг с другом, создавая сложную динамику, определяющую судьбу цивилизаций на протяжении истории.
Теория ответного вызова Арнольда Тойнби утверждает, что развитие цивилизаций происходит в ответ на внешние и внутренние вызовы. Каждый вызов, будь то природный катаклизм, война, экономический кризис или социальное напряжение, требует от общества активных действий для преодоления трудностей.
1. Вызов: Цивилизация сталкивается с проблемами, которые угрожают её существованию. Эти вызовы могут быть как экзогенными (внешними), так и эндогенными (внутренними).
2. Ответ: Успех цивилизации определяется способностью её креативного меньшинства формулировать эффективные решения. Это может включать инновации в культуре, науке, политике и социальной организации.
3. Созидательные и разрушительные ответы: Некоторые цивилизации отвечают на вызовы конструктивно, создавая новые институты и ценности. Другие могут реагировать деструктивно, что приводит к конфликтам и распаду.
4. Циклы роста и упадка: Если ответ на вызов успешен, цивилизация может процветать и расти. Однако, если вызовы накапливаются, и общество теряет способность адаптироваться, начинается процесс упадка.
Теория ответного вызова подчеркивает динамичность и адаптивность цивилизаций, акцентируя внимание на том, что их развитие — это не линейный процесс, а результат взаимодействия с окружающим миром.
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі