Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: культурология
Студентка 4 курса культурологии: Сейдильда Самал Канатовна
Руководитель: Каупенбаева Самал Мухаметалиевна
Тема: Роль фольклора в формировании казахской национальной литературы. Связь народной поэзии и фольклора в XV-XVI веках.
Фольклор играет важнейшую роль в формировании казахской национальной литературы, являясь её духовной основой и источником вдохновения. Это культурное наследие, вбирающее в себя богатство народной мудрости, ценностей и мировоззрения, стало основой для развития письменной литературы и её жанров. Фольклор не только отражал жизнь и быт казахов, но и формировал эстетические и нравственные ориентиры, которые впоследствии стали частью национальной литературной традиции.
В XV–XVI веках, когда казахская культура переживала период становления и укрепления, фольклор являлся главным способом сохранения и передачи знаний, опыта и художественного видения мира. Основной формой его существования была устная традиция, что особенно важно для кочевого народа, не имевшего единой письменности. Песни, легенды, предания и эпические произведения выполняли функции исторической хроники, сохраняя память о событиях, подвигах героев и значимых явлениях прошлого. Эти устные произведения не просто передавали информацию, но и создавали поэтическую картину мира, насыщенную символами, образами и нравственными идеалами.
Связь народной поэзии и фольклора в XV–XVI веках особенно ярко прослеживается в жанре жыров (песен-эпосов), которые занимали центральное место в духовной жизни казахского общества. Жыры исполнялись акынами и жырау — народными поэтами-импровизаторами, которые не только сохраняли и передавали традиции, но и создавали новые произведения, отражающие дух времени. Эти поэтические произведения были посвящены героическим деяниям батыров, мудрости правителей, любви к родной земле и борьбе за справедливость. Жыры соединяли элементы исторического повествования и художественного вымысла, что делало их универсальными носителями как фактической, так и эмоциональной памяти.
В фольклоре этого периода отражались ключевые аспекты мировоззрения казахов. Центром фольклорного повествования всегда был человек, его связь с окружающим миром, родиной и традициями. В песнях и преданиях подчёркивались ценности коллективизма, уважения к старшим, преданности своему народу и готовности к самопожертвованию. Эти идеи, впоследствии перешедшие в письменную литературу, стали важными элементами национальной идентичности.
Фольклорные традиции в XV–XVI веках также неразрывно связаны с устной поэзией, которая выполняла не только художественную, но и социальную функцию. Акыны и жырау были не просто поэтами, но и хранителями народной памяти, исполнителями обрядовых песен, наставниками и летописцами. Их произведения исполнялись на праздниках, во время обрядов, а также в повседневной жизни, что способствовало их широкому распространению и закреплению в сознании народа.
Эпические произведения, такие как «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Алпамыс батыр», стали не только литературными шедеврами, но и важными источниками исторических знаний. Они передавали память о борьбе казахов за независимость, о героях, защищавших свой народ, и о традициях, которые укрепляли дух кочевников. Через эпос формировались представления о героизме, чести, преданности своему народу и идее справедливости.
Связь фольклора с народной поэзией проявлялась также в тематике и стиле произведений. Образность, ритмика и музыкальность народных песен и эпосов оказали влияние на стиль казахской литературы в целом. Повторы, параллелизмы, символика и метафоричность, характерные для устного творчества, стали важными элементами национального литературного языка.
Особенностью казахского фольклора и народной поэзии этого периода является их синкретический характер. Музыка, слово и исполнение были неразделимы, что придавало произведениям эмоциональную силу и делало их частью повседневной жизни. Музыкальное сопровождение кобыза или домбры подчёркивало ритм и мелодику стихов, создавая особую атмосферу, в которой происходило погружение в мир фольклора.
Фольклор XV–XVI веков стал фундаментом для развития письменной литературы в последующие эпохи. Его мотивы, образы и жанровые формы были перенесены в творчество поэтов XVIII–XIX веков, таких как Бухар жырау, Махамбет Утемисов, Шортанбай Канайулы. Эти поэты продолжили традиции народного творчества, обогащая его новыми идеями и стилями.
Таким образом, фольклор сыграл ключевую роль в формировании казахской национальной литературы, выступая не только как источник вдохновения, но и как основа для развития её жанровых форм, стиля и содержания. Связь народной поэзии и фольклора в XV–XVI веках укрепила национальное самосознание и создала культурный фундамент, на котором строилась литература будущих поколений. Народное творчество стало не только способом сохранения исторической памяти, но и важным инструментом передачи нравственных ценностей, которые продолжают вдохновлять и сегодня.
http://www.kaznu.kz
#farabi.university
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі