Актюбинская область
Айтекебийский район
с. Толыбай
Жамбыл орта мектебi
Учитель русского языка и лит-ры
Диханбаева Гульнар Адиловна
Русский язык 7 класс
Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе.
Тип урока: Сообщение новых знаний
Цели: 1.Научить учащихся распознавать падежные окончания как ударных так и безударных.
2. Обеспечить развитие логического мышления, орфографической зоркости, письменной речи.
3. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при работе в тетрадях.
Ход урока
1.Орг момент
2. Проверка д/з ( взаимопроверка)
3.Проверка ЗУН учащихся
А) ( зимний) дорога, ( высокий) дерево, ( соседнее) деревня, ( тихий) утро, ( ранний ) весна, ( синий) море.
( поставить имя прилагательное , в том же роде , что и существительное, просклонять на выбор одно словосочетание)
Б) Двое учащихся работают по карточкам
1-карточка 2-карточка
Хорошего человека Ближним лесом
Высокому дереву Горячего солнца
О жарком лете В летнем лагере
Весенним ручейком Открытое море
( определите падеж прилагательного, выделите окончания, поставьте ударение к прилагателным.)
-Ребята, какие окончания у прилагательных?
( дети отвечают, что окончания безударные)
4.Постановка цели урока.
5. Изучение нового материала.
- Ребята, безударные окончания пишутся так же, как ударные. Прочитайте правило на стр 52
- Давайте просклоняем словосочетания с ударным и безударным окончанием прилагательного.
Золотой браслет ( м.р.) красивое платье ( ср.р.), мы знаем, что прилагательное мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания, кроме И.п. и В.п.
И.п. золотой браслет И.п. красивое платье
Р.п. золотого браслета Р.п. красивого платья
Д.п. золотому браслету Д.п. красивому платью
В.п. золотой браслет В.п. красивое платье
Т.п. золотым браслетом Т.п. красивым платьем
П.п. о золотом браслете П.п. о красивом платье
- Ребята, давайте сделаем вывод: ( безударные окончания прилагательных пишутся одинаково , как ударные окончания прилагательных.)
- Совпадает ли написание безударных и ударных окончаний с окончанием падежных вопросов имён прилагательных?
Ответ: Да
Например: какого? Золотого, красивого.
6. Закрепление
А) Самостоятельная работа по учебнику, выполнение упражнения
Б) Запись под диктовку
С первым робким снежком к нам на зимовку прилетают с севера снегири.
Часто можно увидеть в зимнем лесу, снегирей.
( найдите прилагательное, выделите окончание, определите какое окончание, ударное или безударное.)
В) Письмо по памяти
Рожь наливается зерном
Тяжёлым, урожайным.
И солнечным погожим днём
В поля идут комбайны.
( Найдите прилагательное, определите падеж)
7. Итог урока. Проверка понимания
А) Как пишутся безударные окончания имён прилагательных?
( так же, как и ударные окончания)
Б) Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?
( одинаковые)
В) Что обозначают имена прилагательные?
( признак предмета)
Г) Опишите признак этого предмета. ( карандаш)
- деревянный, простой, зелёный, тонкий, острый, качественный, дорогой.
8. Домашнее задание
Просклоняйте
Глухой лес – с ударным окончанием
Высокий дуб – с безударным окончанием
(Сравните окончания, сделайте вывод)
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі