-Здравствуйте, Екатерина спасибо, что согласились на интервью!
-Здравствуйте!
- Екатерина, расскажите о себе?
- Я выпускница Казахского национального университета, факультета журналистики, специальности “Связь с общественностью”. Закончила бакалавриат в 2015 году и поступила в магистратуру в США по программе “Болашак”, отучилась 2 года, и сейчас по распределению преподаю в
КазНУ, надеюсь поделиться своими знаниями, зарубежным опытом.
- Вы учились в Бостонском университете. В чем особенность данного учебного заведения в системе образования?
- Я хотела бы сказать, что в принципе система образования США отличается от мировой. Американская система образования более ориентирована на практические занятия. Это означает, что занятия ведут профессора, которые имеют большой опыт практики по специальности, например, в сфере PR, журналистики, коммуникации. Учебный процесс построен таким образом, что студент учится на практике. Лекции в классическом понимании нет. Если нужна какая-либо информация, есть определенный перечень литературы, по которому вы изучаете предмет самостоятельно. А в аудитории осуществляется формирование практических навыков.
- Расскажите, как вы выбирали профессию? Вы мечтали учиться по этой специальности или это получилось спонтанно?
- Если честно, я не хотела изучать математику и все, что связано с ней. Это был только второй год, когда в КазНУоткрыли специальность “Связь с общественностью”. И поступив на первом курсе, я не совсем понимала, что я буду изучать. Во время обучение, побывав на занятиях практиков Алишера Еликбаева, Куата Домбая, я поняла что, да, это то, чем я хочу заниматься. Далее планировала получить зарубежный опыт, чтобы развивать PR и сферуcommunication в нашей стране.
- Какие у вас планы на ближайшее время, скажем, на ближайшие 5 лет? Вы планируете работать за границей, или останетесь в Казахстане?
- Я останусь в Казахстане. Планирую преподавать в течениеэтих 5 лет и работать со студентами в сфере PR, либо маркетинга. Я немного поменяла свой concentration, изучала не только связи с общественностью, но и маркетинг, в частности digital-маркетинг. Это социальные сети, веб-сайты, корпоративные сайты и так далее. То есть, промоушен через интернет. В этой сфере я и вижу себя ближайшие 5 лет. В отечественной или международной компании в Казахстане.
- Легко ли найти работу по специальности после окончания университета, в особенности для иностранных студентов?
- Думаю, это скорее зависит от человека. Могу с уверенностью сказать, что зарубежное образование не особо влияет при приеме на работу. Внимание обращают на личностные качества, такие как, целеустремленность, ответственность, и, конечно, на опыт работы. Я бы посоветовала студентам бакалавриата проходить как можно больше практики. Я знаю, что у студентов есть свободное время именно во время учебы, есть возможность полдня стажироваться. Даже если работа не будет оплачиваться, это будет играть огромную роль при трудоустройстве. Если у выпускника бакалавриата «чистое» резюме, нет ни одной публикации, ни одной практики, конечно, будет трудно устроиться на работу.
- Расскажите о возможностях программы академической мобильности?
- Честно говоря, не знаю, как это работает сейчас. Во время моего обучения в КазНУ много студентов ездили в европейские университеты по обмену. Сейчас насколько я знаю, есть программа MDPI, которая сотрудничает с университетами в США, Европы и Китая. Каждый год, если не ошибаюсь, два раза в год студентов отправляют по обмену на один семестр в один из университетов этих стран. Пару недель назад наши студенты уехали в Нью-Йорк на ознакомление с ООН, на выступление Главы государства, которое прошло в ООН. Сейчас для студентов предоставляются очень большие возможности по академическому обмену, по международным стажировкам и т.д.
- Что вы можете сказать о системе образования по Болонскому процессу? По какой системе образования вы учились в США?
- Система образования по Болонскому процессу была введена в Казахстане в 2010 году, если я не ошибаюсь. Думаю, был выбран правильный курс образования, новые стандарты оценки студентов, новые стандарты преподавания. Зарубежные профессора в рамках сотрудничества по Болонскому процессу приехали в Казахстан поделиться опытом. В США более демократическая система образования. Студенты выбирают собственную траекторию обучения, курсы. Нет определенной системы, которой нужно следовать. То есть, изучая математику, вы можете проходить курсы по музыке, литературе и т.п., то есть большие возможности в плане разностороннего образования. Нет какого-то строгого учебного плана, которого обязательно нужно придерживаться. Наши колледжи не входят в категорию высшего образования, в США колледжи и университеты на одном уровне, но все зависит от престижа учебного заведения. Например, в Бостоне есть Бостон-колледж, который на одном уровне с Гарвардом, несмотря на то, что он называется колледж. Но, есть также другой уровень колледжей, это community колледжи, которые дают образование уровнем ниже.
- Какие трудности во время учебы в США у вас возникали? Были ли моменты, когда вам хотелось все бросить и вернуться в Казахстан?
- Нет. Не могу сказать, что у меня были серьезные трудности. Наверное, еще и потому что в Бостоне, очень много студентов из Казахстана. Для сравнения, только в университете, в котором я училась, около 70-ти казахстанских студентов, поэтому я чувствовала себя как дома. Если нет проблем с английским языком, нет языкового барьера, все нормально. Люди в Бостоне достаточно добрые. Не было никаких проблем и в общественных местах, транспорте, супермаркетах и т.д. Могу сказать, что в США все условия комфорта и свободы, нет притеснений,что ты с другой страны. Все равноправны. Очень много иностранных студентов, особенно из Китая, и мы с ними, можно сказать, жили как братья. Отношения между Китаем и Казахстаном очень хорошо развиваются. Одним словом, у меня не было никаких трудностей. Даже адаптации не было.
- Советуете вы студентам бакалавриата продолжить учебу в магистратуре за границей?
- Обязательно. Магистратура в Казахстане хорошо развита. Во многих университетах имеется магистратура, но получение международного опыта бесценно. Кроме того, учась и живя за границей, вы знакомитесь с людьми, другой культурой, традициями, у вас появляются новые ценности. Для студентов есть прекрасная возможность работать в кампусе университета, проходить стажировку. Если появится шанс обучения за рубежом, конечно, им надо воспользоваться.
- Вы карьерист?
- Нет.
- Какое место в вашей жизни занимает карьера на фоне остальных ценностей?
- Карьера для меня как способ дальнейшего обучения. Нельзя «сидеть на месте», не изучая чего-то нового. И работа будет следующим этапом в плане обучения. Возможность получения новых навыков, знакомство с новыми людьми. Карьера для меня не на первом месте. На первом месте скорее семья. Карьера, как бы дополнение, возможность самореализовываться, заниматься чем-то интересным.
- По вашему мнению, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела?
- Быть ответственным, нацеленным на результат. Возможночто-то не получится с первого раза, но, чтобы достичьрезультатов, вы должны проделывать это много раз пока не придете к цели. В США преподаватели придерживаются принципа “life non learning” - “обучение продолжительностью в жизнь”. Всегда надо учиться чему-то новому, даже если это не профессиональные навыки. Это могут быть занятия, которые улучшат личные качества. Не останавливаться на достигнутом, не нужно считать это пределом. У человеческого организма, у человеческого ума нет предела, поэтому никогда не нужно останавливаться. Чем дольше вы работаете, чем дольше вы узнаете что-то новое, заниматься новыми делами, тем дольше вы живете, тем больше вы можете дать окружающим.
- Приходилось ли вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
- У меня не было как таковой профессиональной деятельности. Я закончила бакалавриат, сразу же поступила в магистратуру, прошла несколько стажировок в Бостонском университете во время обучения. Но я думаю, непереступила бы. Не очень хорошая работа, если вам приходиться переступать через свои принципы, и быть не тем человеком, которым вы являетесь на самом деле. Думаю, если вам придется с этим столкнуться, то вам лучше попрощаться с такой работой.
-Ваш девиз?
- Мой девиз… Наверное, не переставай учиться! Для меня это очень важно.
- Да, вы правы, очень важно самореализовываться, совершенствоваться. Благодарю вас за интервью, всего доброго!
- Вам спасибо за приглашение!
КазНУ им.аль-Фараби
Студенческий пресс-центр
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі