Суть в том, чтобы, вобрав в себя опыт прошлого, жить сознательно, думая о будущем
Ч. Айтматов
Со дня окончания войны пройдет шестьдесят пять лет, а победа не постареет. Пройдет сто лет, а она не постареет, будет такой же молодой, как и в сорок пятом, потому что молодыми были солдаты, защищавшие родную землю. Мы никогда не забудем слезы и горе военных лет, как бы давно не закончилась Великая Отечественная. И сейчас, отдавая дань уважения ветеранам, вновь вспоминаем подвиг тех людей, кто достойно нес призвание – защищать Родину. Войну мой отец встретил на Алтае. Вместе со взрослыми, не разгибая спину, он работал на полевом стане, сеял кукурузу, пшеницу. А вечером его ждали голодные сестренки и братишка. Сиротская доля отца выпала на военное лихолетье. Другой мой дедушка, Корней Жанзаков, пехотинцем дошел до Берлина. После войны он работал учителем. Их уже нет среди живых, но память о них останется в делах.
Казалось бы, всю глубину того горя, которое несет война, может понять лишь человек, прошедший через нее, что это горе, эту нечеловеческую жестокость и несправедливость невозможно выразить словами. Как на бумаге передать боль человека, потерявшего на войне лучшего друга, брата или сына так, чтобы боль эта передалась каждому, кто прочитал эти строки? Как бы мне хотелось, чтобы прошлое стало предостережением для будущего. В детстве, рассказы дедушки о войне, заронили в моей неокрепшей душе чувство патриотизма, ненависть к террору, к насилию. Но сейчас я наблюдаю обратное. Я вижу, что кто - то натравливает один народ на другой, люди убивают друг друга в безумном ослеплении, покоряясь чужой воле, не ведая, не зная за собой вины. Я вижу, что лучшие умы человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова, чтобы еще более утонченно оправдать его. И вместе со мной это видят все люди моего возраста, у нас и у них. Наблюдая за старшим и младшим поколениями, я поняла, что урон, нанесенный войной, исчисляется не только числом убитых и раненых, но и числом загубленных душ, сломанных судеб. Можно восстановить заводы, заново отстроить города, разрушенные войной, возвести мосты. Мы научились даже реки поворачивать, но повернуть вспять жизнь, не дано никому. Люди, прошедшие войну, либо становятся грубыми материалистами, либо, сохранив в себе духовные начала, оказываются обреченными на вечные угрызения совести. Именно так получилось и с нашими ребятами, прошедшими Афганскую войну. Мы называли их громким именем воины - интернационалисты, гордились ими и даже не задумывались, как живется им теперь. Им, вернувшимся из того военного кошмара, в нашу мирную, спокойную и размеренную жизнь. Никто не замечал, а кое - кто просто не хотел видеть их потерянности, горя, обид. Прояви мы чуточку внимание и заботу, подлинное милосердие, и кто знает, может кому - то из них это поможет вырваться из тяжелого кризиса. Еще не поздно начать борьбу за их жизнь, не поздно учиться милосердию. Стоит слегка потеснить добро, как зло тут же укрепляет свои позиции. Как жаль, что мы до сих пор не придаем этому значения. Остается удивляться тому, до какой же степени безнравственны все те, кто ставит молодые жизни в условия борьбы со смертью, все те, кто, будучи наделенными политической властью, втягивают народы в неправедные войны. Поводом для написания таких слов послужил фильм «9 рота», основанный на реальных событиях, произошедших в Афганистане. Кровь стынет в жилах от увиденного. Часовой, после изнурительных боев с душманами, уснул на посту. Заметивший его политрук, одурманенный дикой злобой и ненавистью, жестоко избил беспомощного солдата. Его голос сорвался на крик: «Из-за таких, как ты, приходят сюда духи и режут, режут наших. За ночь могут вырезать 30 пацанов. Здесь двойки не ставят, здесь убивают». И политрук был прав, у войны не женское лицо, она никого не милует, не щадит ни юность, ни старость. Из 9 роты выжил только один, война для них была закончена. Тогда еще солдаты многого не знали, не знали они, что через два года исчезнет страна, за которую воевали, и станет немодным носить ордена несуществующей державы. А их самих жестоко разбросает новая жизнь: кого в князья, а кого на самое дно. Сердце разрывает боль за человеческие взаимоотношения, за нравственную атмосферу того времени. Понятия честность, верность в наше время приобретают иное качество. Честность – это уже не веление собственной совести, а умение сказать нужные слова. Верность – преклонение перед одной личностью. В истории есть масса примеров к чему может привести смещение духовных ценностей, когда именем добра прикрываются жестокость и бесчеловечность. Пример тому фильм об Афганистане «Грозовые ворота». Радостный солдат, только что услышавший весть о Победе, бежит к чеченцу, по прозвищу Шах, воевавшему на стороне наших ребят.
Солдат:
- Может, вы все - таки с нами. День – то какой! Мой дед до Берлина дошел.
- А мой под Пермью сидел.
- Что не воевал что ли? – укоризненно спросил солдат.
- Воевал. Был приставлен к званию Героя Союза… Советского. А получил 10 лет лагерей. Чеченец…
То, что произошло с Шахом, еще раз убеждает нас в том, что изломанность и искалеченность судьбы в детстве обязательно проявятся в зрелые годы. Страх разделить участь отца оказался сильнее его желания вернуться к нормальной жизни. Шах сразу понял, что он не советский человек. В то время каждый выживал как мог...
Только теперь я понимаю, что значит для меня счастье – это жить на родной земле в независимом государстве, свободно выражать свои мысли и поступки. Поэтому мы не должны повторять страшные уроки истории. И здесь нам нужна поддержка ветеранов. Их рассказы, безусловно, нужны нам для воспитания нравственности. В них наша история, ее надо знать и принять такой, какой бы она ни была. Довольно обходить и пропускать темные страницы летописи. Пора смотреть правде в глаза, дать реальную оценку произошедшим событиям. И лишь тогда можем надеяться, что подобное не повторится.
Судьба людей неразрывно связана с жизнями прошлых поколений, и нить эту невозможно порвать. Без опыта прошлых лет остается риск повторить и сделать новые ошибки. Тот, кто глядит в прошлое, видит и будущее.
Известно, что жизнь каждого человека не проходит зря. Она оставляет о себе память в делах, даже в словах, сказанных когда - то, а память эта остается жить в сердцах людей. Я с гордостью хочу рассказать о нашем президенте Нурсултане Абишевиче Назарбаеве. Мысли и поступки гения ХХ столетия можно записать в великую книгу истории. Перемены, происходящие в Казахстане, не только привели нашу страну к конкурентоспособности, но и позволили занять достойное место среди Европейских стран. До этого грядущего времени мы всегда оставались для Запада дикой страной с отсталой культурой. Благодаря умелому руководству нашего лидера, Казахстан стал процветающей страной и в плане туризма, и в экономике, и в культурной жизни. О нас заговорили как о великой державе с многовековой культурой. Культура – это умение оставаться человеком вопреки всему... Как только наступит пауза в ее развитии, это немедленно скажется на его человеческой сути. Кризис гуманизма не должен стать катастрофой нового тысячелетия. ХХ век сделал человечество свидетелем освоения космоса, научных достижений, но нельзя не считаться с тем фактом, что он также привел к снижению духовно - нравственных ценностей, доставшихся нам по наследству. Понимая, что прошлое - это основа для будущего, мои односельчане бережно относятся к традициям. Как весело и задорно проводят в нашем селе Масленицу! Бабушки поют частушки на украинском, казахском, татарском языках. Надевают национальные костюмы, готовят блюда разных народов. Празднование Наурыза для нас особый праздник. К нему готовятся задолго. Белят дома, очищают арыки. В дни праздника нельзя применять силу, проявлять неуважение, отказывать странникам в подаянии. Старики, помня пословицу: «Срубил дерево – посади десять», сажают деревья возле Иртыша. К вечеру устанавливаются качели Алтыбақан. Всю ночь веселится молодежь. А утром дружно идем встречать рассвет. Перед священной ночью Қадір – түні, аульная молодежь идет в мечеть. В эту ночь сбываются все мечты и желания. Я тоже желаю президенту и народу Казахстана благополучия и процветания.
Мои подруги и друзья встретились здесь как одна семья
Разные народы в селе живут, язык свой, обычаи свято чтят
И русский, и немец, татарин, казах общаются здесь на равных правах.
Вот такие люди живут в моем ауле. Мое село – моя гордость.
Гордость моей страны – это столица. А сколько сил и энергии президент страны вложил в этот грандиозный, по своей масштабности проект. Ведь никто не верил, что это возможно было сделать в кратчайшие сроки. А сколько нужно было переубеждать всех в правильности выбранной стратегии! Это еще раз говорит о дальновидности политика. В моем понимании, гений Нурсултана Абишевича идет в сравнении лишь с Петром I, который воздвиг на болоте столицу. Но его реформы оставили кровавый след в истории. Политика моего президента миролюбивая. Поэтому я считаю, что лидер Казахстана, достоин стоять во главе ОБСЕ. Казахи всегда отличались мудростью, щедростью и гостеприимством. Нурсултан Абишевич, как достойный преемник казахского народа, сумеет найти правильный, стратегически верный путь, без которого ни один ветер не будет попутным. Только у великой нации с таким настоящим может быть великое будущее! В будущем Казахстан станет маяком для тех, кто собьется с пути, даст кров нуждающимся и страждущим, станет оплотом слабым. А возьмем мы эту жизненную силу, живительную влагу из священной земли казахов, овеянной героическими легендами. Я еще раз убеждаюсь в том, что нет дороже Родины. Человек без нее – потерянный манкурт. Но у каждого есть любимый уголок, которого ничто в мире не заменит. Вот и мое детство прошло в селе, с красивым названием Кудайколь, затерянного в бескрайних степях Казахстана. Мысленно представьте себя посреди степи. Она прекрасна во все времена года, особенно хороша степь весной. Вся земля кажется зеленым ковром, в котором утопают миллионы незатейливых цветов. По небу плывут легкие прозрачные облака, резвый ветер – шалун колышет верхушки тяжелых колосьев пшеницы. Летом, в пойме Иртыша, расцветает многоцветный, душистый ковер бесконечных лугов. Так и хочется босиком пробежаться по утренней росе. Многообразный мир сельской природы поражает наше воображение.
Простой сельчанин, выводивший в ночное пастбище табун лошадей, уже никогда не забудет мерцание далеких звезд, черное небо и плывущую по нему луну – серп. Но мне по душе тихая ясная ночь в безветренную погоду, когда в воде дрожит лунный диск, а за аулом слышится шелест сухой травы, веселое стрекотанье кузнечика, пение петухов. Звезды манят, притягивают взор, зовут к себе. Мне верить хочется, что звезда, зажженная однажды, всегда кому-то будет освещать путь. Хочется схватить одну, другую, третью. Поймать все сразу и утонуть в лавине бегущих дум, скачущих нервов.
Люди! Остановитесь, оторвитесь от повседневной суеты, послушайте шелест луговых трав, вдохните запах свежескошенной травы, посмотрите на рождение нового дня. Ведь может случиться так, что это мгновение никогда не повторится!
Каждый, кто побывает здесь, откроет для себя удивительный мир цветов, звуков и запахов.
Минута грусти становится минутой счастья. Как дороги они для меня, когда я ловлю себя на мысли, что еще не раз буду приходить сюда, припадать к земле сердцем и душой, обретая энергию для будущей жизни. Я не устану повторять слова любви к моей Родине. Это земля моих дедов, она дорога мне памятью о тех счастливых днях, проведенных вместе с моими родителями. В трудную минуту буду вновь и вновь возвращаться к святым местам, чтобы поклониться милому сердцу краю, обрести нравственную силу и душевный покой. Осознание ценности и неповторимости Родины, я впитала с молоком матери, к одним оно приходит с годами, а другим необходимо расстаться с ней, чтобы осознать свою любовь. Да и как не любить ее?
Казахстан - это обширные пастбища с дикими мустангами. Это белоснежные горы, где обитает символ нашего края – снежный барс. Это леса под голубым куполом неба, где прячутся в зарослях священные маралы, хранители тайны предков и прадедов. Это и Каспий с розовым фламинго, и поющие барханы в пустынях.
Как многого мы добились, как много нами сделано! И сколько еще предстоит сделать! На память приходит высказывание Р. Брэдбери: «Каждый должен что – то оставить после себя...Что – то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив...»
Я жить люблю!
Я жить люблю!
Я петь люблю!
Люблю, когда смеются дети
Я так хочу, чтоб жизнь мою
Ласкали счастья звуки эти
Люблю, когда журчит родник
Когда тропинка змейкой вьется,
Когда гроза весной гремит
И песня радостная льется
Я счастье всем хочу дарить
Хочу, чтоб взрослые и дети
Могли всю жизнь свою прожить
Не зная бед на этом свете!
Я люблю, понимаете, впервые я люблю!
Преподаватель английского языка: Бекбергенова Нургуль Сатболатовна
КГУ «СШ Достыкского сельского округа города Аксу»
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі