Нұр-Сұлтан қаласы
Назарбаев Зияткерлік мектебі
Мұғалім: Дөненбекова Әйгерім Черизатқызы
Классный час
Тема: Мои права.
6 класс
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Подготовительная работа с детьми: подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках.
Оформление класса: на доске написать:
20 ноября – Всемирный день прав детей
Конвенция «О правах ребенка»
Дети – все человеческие существа до 18 лет.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Занятие.
Учитель:
Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир «Права».
Давайте вместе подумаем над возможными последствиями тех или иных поступков, как вести себя в различных жизненных ситуациях; узнаем, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.
Потому что «Право» существует для того, чтобы мы жили в согласии, и оно всегда отстаивает наши справедливые интересы.
Право – согласие и справедливость
ситуация
поступок
закон
Помните, в любой жизненной ситуации вы должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон.
Именно, правые знания помогут вам поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни тебе, ни твоим родителям, ни другим окружающим тебя людям.
1. Игра «Имена»
20 ноября – это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах детей.
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
— Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
— А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
— Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
— Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Республики Казахстан. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
На доске записаны права. Нужно зачитать записи.
— Право на жизнь
— Право на имя при рождении
— Право на медицинскую помощь
— Право на образование
— Право на отдых и досуг
— Право иметь имущество
— Право свободно выражать свои взгляды
— Право на свободное перемещение
— Право на заботу и воспитание родителями
— Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
— Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
4. Ролевая игра «Юридическая консультация»
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»
Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
— Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.
Следующий литературный герой – Гарри Поттер
Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
— Как вы думаете, почему права детей не всегда соблюдаются?
5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
— Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Сценка 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
— Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Сценка 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
— Разъясните Иванову его права и обязанности.
Сценка 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
— Правильно ли рассуждает Петров?
— Давайте выведем простые правила взаимообщения:
1. Нужно знать свои права.
2. Нужно уважать права других людей.
3. Нельзя забывать об обязанностях.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
АНКЕТА
1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________
2. Что обязан делать ученик?_____________________________
3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_______________________________
4. Что такое права?_____________________________________
5. Что такое обязанности?_______________________________
6. Зачем придумали права людей и обязанности?____________
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі