Өлең, жыр, ақындар

Г.Д. Гачев "Национальные образы мира. Евразия- космос кочевника, земледельца и горца"

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ

Магистрант 1-го курса Еділбаев Диас

В данной работе рассмотрена идея Гачаева, определяющая общую конструкцию философии культуры, которая разрабатывалась на протяжении  его творческой деятельности. Каждую этническую культуру Гачев рассматривает как национальный образ мира, как сложно организованную систему, содержательными характеристиками которой являются ментальность народа, его язык, индивидуальный образ его этно-национального мышления, и т д.

Автор связывает с трансформациями в духовной жизни, ее стремлением приобщиться к ценностям, которые очень близки ей. Так, например в первой главе, автор затрагивает различные аспекты такие как музыка, спорт пища, животный мир, религия, дом и т д. Мы можем с одной стороны увидеть, тенденцию к развитию межкультурного диалога, то есть выстраивание процесса взаимопонимания, а с другой — растет интерес каждой нации к своему национальному бытию, к собственным истокам, необходимым для самоидентичности.

Это позволяет нам понять  национальный характер различной страны. Национальная индивидуальность сказывается, прежде всего, в психологических признаках: в языке, религии, поэзии, искусстве, памятниках, мнении, которое нация имеет сама о себе, и мнении, которое составилось о ней у других народов, наконец, в героях и исторических представителях. История народа открывает также его характер при условии тщательного изучения различных моментов и выведения того, что называется «исторической средой».

Сам  Гачев обосновывает собственное толкование национального понимания мира. Определяющее для него — местоположение народа в мировом бытии. К примеру, рассуждает он, для немцев предельно важно основание — твердая поверхность или основа  генеалогическое древо индоевропейской науки, триада Гегеля: зерно — тезис, стебель — антитезис, а взаимосоединяющий их созревший колос — синтез, выступающий в роли отрицания отрицаний. В русском народе такие лингвосимволы бытуют в устном фольклоре, поэзии и прозе — ширь, путь, дорога, огромное пространство, тянущееся в бесконечность. У англичан, островного народа, окруженного водою, где «мой дом — моя крепость», предельно важен корабль — Ковчег — возможно, как архетип из Ветхого Завета, вспомним «Левиафан» Гоббса.

Проще говоря каждый народ видит мир особым образом. Зависит это от того участка мирового бытия, который предоставлен каждому народу в качестве жизненного пространства: от особого сочетания первостихий — земли, воды, воздуха, огня  которое отлилось и в составе человека (этническом и духовном), и в быту, и в слове. Оттого и история народов своеобразна, и особы в ней извивы и сочетание общей миру цивилизации и исконно выросшей у народа каждого культуры.

Таким образом природа каждой страны есть текст, исполненный смыслов. Народ так скажем супруг Природины (Природы + Родины). В ходе труда автор  разгадывает зов и завет Природы и создает Культуру, которая есть семейная жизнь. Природа и Культура находятся в диалоге: и в тождестве, и в дополнительности; Общество и История призваны восполнить то, чего не даровано стране от природы.

Научный руководитель д.и.н., профессор Хабижанова Г.Б.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Жазбаға пікір жазуға рұқсат жоқ.


Қарап көріңіз