Өлең, жыр, ақындар

Конкурс магистров (интеллектуальный марафон)

В рамках проекта Недели функциональной грамотности

Конкурс магистров (интеллектуальный марафон)

Цели:

  • Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  • Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
  • Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
  • Расширить  словарный  запас,   прививать  любовь  к  родному  языку.
  • Сформировать навыки учебной деятельности, глубокие знания по предмету.
  • Развивать логическое  мышление, речь, умение работать в группах.
  • Повысить интерес к учению.
  • Воспитывать чувство ответственности,  взаимопомощи, сопереживание

I. Вступительная часть

1. Учитель:

- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Посвящён онрусскому языку и литературе.

Русский язык – это богатство русского народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

 

 

Познакомимся с турами конкурса.
I тур. Конкурс  «Продолжите поговорку». (Отвечает вся команда).

II тур. Конкурс на знание синонимом

III тур. Конкурс «Лесенка слов»
IV тур. Конкурс . «Только гласные «О-о-о».

V тур. Конкурс “Фразеологический зверинец”

VI тур. Конкурс  «Собери слова»

VII Тур. Конкурс  «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворение на карточках)

Физкультминутка « Покажите часть тела»

VIII Тур. Рисунки-подсказки.
Итак, начнём наш конкурс.

 

I тур. Конкурс  «Продолжите поговорку». (Отвечает вся команда).

Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно.

1 команда – Сам пропадай… (а товарища выручай).
2 команда – По одёжке встречают… (по уму провожают).
3 команда – Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
1 команда – Глаза страшатся… (а руки делают).
2 команда – С кем поведёшься… (от того и наберёшься).
3 команда – Грамоте учиться… (всегда пригодится).
1 команда – Любишь кататься… (люби и саночки возить).

2 команда – Что посеешь… (то и пожнёшь).
3 команда – Кто не работает… (тот не ест).

II тур. Конкурс на знание синонимом

Учитель: Замените фразеологизм синонимом:

1 команда – Делать из мухи слона (преувеличивать).
2 команда – Два сапога – пара (очень похожи).
3 команда –– Плевать в потолок (бездельничать).
1 команда – После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).
2 команда – Во всё горло (очень громко).
3 команда – Повесить нос (огорчиться).
1 команда – Ходить на голове (шалить, беситься).
2 команда – С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).
3 команда – Ни в зуб ногой (ничего не знать).

III тур. Конкурс «Лесенка слов»
Выбирается общая буква, с которой будут начинаться все слова. За определённое время нужно написать «лесенку слов», начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть из двух букв, второе из трёх и т.д. Кто построит самую высокую лесенку победит.

Я

Яд

Яма

Ящик

Ягода

Ястреб

Ящерица

Яблонька

IV тур. Конкурс . «Только гласные «О-о-о».

Отгадайте 9 слов, в которых нет гласных кроме «о».

Беспорядочный шум о-о-о гомон.

Продукт, из которого изготовляется масло о-о-о молоко.

Хищная птица о-о сокол.

Столярный инструмент о-о-о долото.

Лиственное дерево о-о тополь.

Драгоценный металл о-о-о золото.

Герой сказки о-о-о колобок.

Водоём о-о-о болото.

Населённый пункт о-о   город.

 

 

V тур. Конкурс “Фразеологический зверинец”

– Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы Добавить недостающее слово – название животного.

упрямый как…

здоров как…

писать как…

надутый как…

грязный как…

     

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

трещит как...

нем как….

труслив как…

хитрый как…

голоден как…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI тур. Конкурс  «Собери слова»

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Читайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

VII Тур. Конкурс  «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворение на карточках)

Перед вами стихотворение. Оно принадлежит перу В. Берестова («Луноход»).

1. Прочитайте стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово – 1 балл).

 

Физкультминутка « Покажите часть тела»

  1. их нельзя класть в рот (пальцы);
  2. они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
  3. ими машут, как мельница (руки);
  4. он длинный и без костей (язык);
  5. ими щелкают от голода (зубы);
  6. его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
  7. не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
  8. с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
  9. её можно потерять (голову);
  10. их нужно держать на макушке (уши).

VIII Тур. Рисунки-подсказки.

К каждому рисунку надо подобрать фразеологизмы, подходящие к нему.

Подсказка: так говорят, когда проявляют невнимательность, ничем не занимаются.

Подсказка: так говорят, когда мешают другим заниматься делами.

Подсказка: так говорят, когда люди постоянно враждуют между собой.

Подсказка: так говорят, когда человек смешно одет.

Подсказка: так говорят, когда человек притворяется, скрывает свою истинную сущность.

Подсказка: так говорят, когда произошла ссора между людьми.

Подсказка: так говорят, когда человек способен украсть, обмануть.

Подсказка: так говорят, когда очень сильный дождь на улице, ливень.

Подсказка: так говорят, когда постоянно человек суетится, хлопочет.

 

Итог игры. Завершая нашу игру, я хочу сказать, что язык – самый гибкий инструмент, с помощью которого мы выражаем свою мысль. Язык сплачивает, объединяет людей разных наций. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, эти мудреные слова.

Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, — это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.

 


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз