Өлең, жыр, ақындар

Формы верования. Фетишизм как форма верования и психологическое обоснование

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Баймерден Темирлан Ерланулы
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна

Важной частью культуры человечества на протяжении ее развития являются верования и мифы. Здесь я хочу обратить внимание, на то, что первобытная культура синкретична, т.е. взаимосвязана. В современном мире художник рисует картины, т.е. занимается чистым творчество. Но в представлениях человека традиционной культуры мир не делится на сферы, он целый, а у рисунка есть практическая польза. Например, для тренировки меткости или для выполнения мистического обряда, который сделает охоту удачной.

К ранним формам верований относятся:

Анимизм – это вера в существование души у человека и у других природных объектов. По мнению английского этнографа Эдварда Бёрнетта Тайлора, который ввел в науку это понятие, представления о душе возникли у древних народов в результате попыток понять разницу между сном и бодрствованием, а также желанием объяснить, что такое галлюцинации и видения. Тайлор считал анимизм самым древним верованием, которое лежит в основе любой религии. Однако сейчас известны его предшественники: аниматизм – безличное одушевление природы в целом, дологический мистицизм и магия.

Тотемизм – чаще всего это вера в происхождение человека от какого-то животного. Им поклонялись, а в большинстве случаев их запрещалось убивать и есть, хотя периодически могло совершаться ритуальное убийство и поедание. Однако тотемом мог стать: ветер дождь, голова черепахи или стебель маиса. Дж. Фрезер считал, что именно тотемизм стал причиной для одомашнивания животных и окультуривания растений. Выращивали рядом с собой тотемных предков, время от времени совершая заклание. Тотемизм, оказал большое влияние на формирование более поздних религиозно-мифологических представлений, особенно, на культ предков.

Фетишизм – религиозное поклонение (культ) неодушевленным материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившие распространение у первобытных племен. По мнению ученных религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве, буддизме и исламе – почитание черного камня (камень, впечатанный в одну из стен Каабы).

На фетишизме я и хочу сконцентрировать свое внимание. Понятие фетиш было введено в европейские языки в XVIII веке голландским путешественником Виллемом Босманом, хотя оно было известно ещё с XV века, когда португальские моряки встретились с коренным населением Западной Африки.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим предметом. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

В этом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их. Если фетиш не выполнял возложенные на него функции, то он выбрасывался или заменялся др. Очевидно, в глубокой древности люди не наделяли избранные ими в качестве фетиша предметы сверхъестественными свойствами и даже не одухотворяли их. Суть заключалась в том, что человек усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которые не обнаруживались в этих предметах при помощи обычных органов чувств. Поступая так, первобытный фетишист делал предметы «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственные свойства приписывались им либо на основе случайных ассоциаций, либо на основе неверно понятых причинно-следственных связей.

До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца.

Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного.

Фетишизм в психоанализе

«В психоанализе под фетишизмом понимается психическое состояние и форма деятельности, характеризующиеся заменой непосредственного сексуального объекта такими его атрибутами, которые вызывают у человека сексуальное возбуждение».

К осмыслению фетишизма З. Фрейд обратился в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой рассмотрел различные случаи отклонения полового влечения от сексуального объекта. В частности, он обратил внимание на те случаи, в которых нормальный сексуальный объект заменяется другими, имеющими к нему отношение, но совершенно непригодными для того, чтобы служить нормальной сексуальной цели. В подобных случаях заменой сексуального объекта становится малопригодная для сексуальных целей часть тела (нога, волосы) или какой-либо неодушевленный предмет, имеющий вполне определенное отношение к сексуальному лицу (часть верхней одежды, нижнее белье). Эта замена, как подчеркивал З. Фрейд:

«Правильно приравнивается к фетишу, в котором дикарь воплощает своего бога»

Фетишизм связан, как правило, с переоценкой сексуального объекта. До известной степени он свойственен нормальной любви, когда в состоянии влюбленности естественная сексуальная цель кажется недостижимой. Присущий нормальной влюбленности фетишизм неоднократно описывался в мировой литературе. Не случайно, рассматривая это явление, З. Фрейд иллюстрировал его примером из «Фауста» Гёте: «Достань мне шарф с ее груди, дай мне повязку моей любви». Но характерный для нормальной любви фетишизм может стать, по мнению основателя психоанализа, патологическим отклонением при следующих условиях:

— Когда стремление к фетишу приобретает чрезмерную фиксацию;
— Когда оно занимает место нормальной цели;
— Когда фетиш теряет связь с конкретным лицом и становится единственным сексуальным объектом.

С точки зрения З. Фрейда, склонность к фетишизму подчас обусловлена сексуальными впечатлениями раннего детства, когда нога, например, может восприниматься ребенком в качестве «недостающего пениса» у женщины.

На основе этого исследования он высказал мысль, что фетиш является заменителем пениса, но не какого угодно, а вполне определенного, особого пениса, имеющего большое значение в первые годы жизни ребенка. Фактически речь шла о фаллосе как символическом выражении пениса, поскольку, по словам З. Фрейда, «фетиш есть заменитель фаллоса матери», в который маленький мальчик верит, всячески противится принимать факт своего восприятия, что женщина не обладает фаллосом, то есть является кастрированной.

Согласно представлению основателя психоанализа, благодаря вытеснению, фетиш оказывается для ребенка знаком триумфа над угрозой кастрации и защитой от нее. В результате этого впоследствии взрослый мужчина может иметь «прохладное отношение» к реальным женским гениталиям, которое «непременно характеризует любого фетишиста». Обобщая свои взгляды на психоаналитическое понимание фетишизма, З. Фрейд пришел к следующему выводу: «Исследование фетишизма необходимо рекомендовать всем тем, кто еще сомневается в существовании комплекса кастрации или может думать, что страх перед женскими гениталиями имеет иное основание, выводясь, например, из гипотетического воспоминания о травме рождения».


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар