Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Баймерден Темирлан Ерланулы
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна
Тема: Стэнли Кубрик. Биография и работы
«Смотреть фильмы Кубрика – все равно, что смотреть на вершину горы. Удивляешься, как кто-то смог забраться так высоко»
(с) Мартин Скорсезе.
Стэнли Кубрик – великий автор, которому удалось изменить не только американское, но и мировое кино. В его фильмографии сложно выделить какой-либо основной, превалирующий жанр или направление, а всё его творчество в целом никак не удаётся ограничить рамками конкретного периода, как «Золотой век» или «Новый Голливуд». Слишком уж эта личность, вместе со всеми её идеями и наработками, масштабна и необъятна. Он провёл с камерой в руках почти всю жизнь, снимал фильмы в течение пятидесяти лет и оставил свой след практически в каждой отрасли кинопроизводства.
Личность Кубрика обрастала ореолом загадочности и тайны ещё при жизни. Он не появлялся на светских мероприятиях, не разрешал снимать себя на камеру, вёл затворнический образ жизни в своём поместье в Англии, откуда редко выбирался, кроме как для съёмок очередного шедевра.
Очень красноречиво характеризуют великого режиссёра слова, сказанные исполнителями главных ролей в его фильмах об опыте работы с ним. Абсолютно все актёры восхищаются его талантом и отмечают, насколько им запомнился съёмочный процесс. Отзывы коллег удивляют не меньше — что современники, что пришедшие им на смену более молодые поколения режиссёров, все в один голос поют дифирамбы Кубрику и его наследию — редкий случай единодушия между творцами, тем более в Голливуде.
Ещё будучи подростком Стенли устраивается фотографом в журнал «Look». Здесь начинает формироваться уникальный подход Кубрика к композиции и визуальному ряду: работа с перспективой и линиями, которые формирует пространство. Кубрик был достойным фотографом и потому очень щепетильно относился к операторской работе в своих фильмах, то и дело показывая операторам, «как надо». Вышеупомянутые линии и их пересечения будут управлять нашим вниманием в «Заводном апельсине» и сходиться воедино в кочующих из фильма в фильм сценах в коридорах и симметричных комнатах.
Первые работы:
В 1962 году Стенли берётся за довольно смелый проект, решив экранизировать «Лолиту» Набокова (над сценарием работал сам писатель). Смелой эта творческая задача была прежде всего из-за существовавшего тогда «Кодекса Хейса» (этический кодекс производства фильмов в Голливуде), с его жесткой цензурой. Публику удивлял сам факт того, что кому-то в таких условиях удалось экранизировать скандальный роман.
Главный фокус «Лолиты» как раз в духе молодого Кубрика, познающего возможности кинематографа: фильм начинается с конца. Это решение вызвало противоречивую реакцию: не ясно, чем оно обосновано. Саму же историю порочной любви Гумберта удалось адаптировать, «сгладив углы». Там, где в первоисточнике была подробно описанная откровенная сцена, здесь ограничиваются намёками, а Лолита совсем не походит на двенадцатилетнюю (по фильму ей четырнадцать, а выглядит она и того старше).
Главные герои — четверо подростков, во главе с Алексом Деларджем совершающих акты «ультранасилия», как они сами это называют. Сюжет книги Бёрджеса прост и понятен: сперва Алекс причиняет вред другим, затем другие не упускают возможности ему отомстить. Кубрика такой расклад не устраивал: он коренным образом меняет суть, в чём-то открыто споря с первоисточником.
И снова заметен фирменный подход режиссёра к работе с актёрами: в сцене, где писатель предлагает Алексу вино, он (писатель) намеренно переигрывает, причём откровенно, своей манерой речи вызывая у зрителя чувства замешательства, страха и отвращения одновременно. Не менее гротескно звучит порой и сам Алекс, используя слишком уж вычурные интонации и книжные обороты речи.
В фильме, Стэнли размышляет об искусстве и его предназначении. Существует точка зрения, согласно которой произведения должны заключать в себе некую «мораль», нравственный посыл, призванный сделать людей лучше.
Кубрик восстаёт против неё:
Он всегда хотел задавать зрителю вопросы, провоцирующие на
размышления, вместо ответов.
Помимо этого, он отнюдь не разделяет того оптимистичного взгляда, что человек может коренным образом измениться, следовательно, «» людей он считает неисправимыми. Экспериментальное лечение, которому подвергают Алекса — одна большая метафора кинематографа, который используют для наставлений и уроков, призванных «вылечить» общество.
Итог таких экспериментов ужасен: успешно «» Алекс теперь и впрямь не может причинить вреда другим, но внутри он ничуть не изменился. Лишив его возможности удовлетворять свою главную страсть, вдобавок обрушив на него гнев общества, героя обрекли на вечное несчастье, что приводит к попытке покончить жизнь самоубийством.
Но для чего же нам на самом деле дано искусство? Ответ стоит искать в одержимости Алекса музыкой Людвига Вана Бетховена. Бетховен одухотворяет его порывы, пробуждает воображение и служит субъективным опытом, отталкивающимся от его в корне порочной натуры, а не изменяющим её. Название произведения, играющего в одной из таких сцен — «Ода радости» — корректнее было бы перевести как «Ода наслаждению» («»). Считается, что эта музыка пробуждает в людях самое светлое, воспевает мир и гармонию. В «Заводном апельсине» «Ода радости» служит для Алекса проводником в мир разрушения и греха.
Виртуозно используя музыку, Стенли доказывает, что «» у каждого свои, и искусство не в силах изменить нас.
В целом, говоря о моем мнении, «Заводной апельсин» является моим любимым фильмом Кубрика, хотя фильм «Сияние» по моему мнению – шедевр.
Высокое и низкое, идеалы и пороки — они уживаются не только в сетке постмодернистской культуры, но и внутри человека. Так Кубрик строит парадоксальную образность Алекса и самого фильма: духовные высоты Бетховена и его «Девятой симфонии» стимулируют оргиастическое удовольствие от убийств и насильственного секса. Кубрик снимает оковы пресловутого идеализма, напоминая: духовная культура нередко взывает к жизни агрессивные инстинкты. Выбор репертуара из венской классики здесь определён замыслом: стоит лишний раз напомнить, что среди приспешников Гитлера музыка Моцарта, Бетховена, Баха и Вагнера тоже была в почёте.
«Заводной апельсин» вышел в момент, когда Великобритания вносила свою лепту в поп-культуру: образы скинхедов и тедди-боев, интерьеры средних потребителей, воспетые в коллажах «отца поп-арта» Ричарда Гамильтона, антиутопическая эстетика книжных бестселлеров — всё это впиталось в симфонический кошмар Кубрика. Лента внушает чувство, словно сама музыка дирижирует ужасом и влечёт человека к разрушительной творческой страсти.
#farabi.university
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі