Өлең, жыр, ақындар

Кинематограф Казахстана: история, идентичность и современность

Кинематограф Казахстана — это не просто средство художественного выражения, но и мощный инструмент формирования национальной идентичности, передачи культурных ценностей и осмысления исторических процессов. Его развитие представляет собой сложный путь, включающий адаптацию западных технологий, влияние советской школы и поиск уникального национального голоса в условиях постсоветской трансформации.

Исторический контекст: зарождение и становление

Казахстанский кинематограф берет свое начало в 1930-х годах, когда были построены первые студии, и началась съемка хроникальных фильмов. В 1934 году была создана Алма-Атинская киностудия, ставшая впоследствии основой для киностудии "Казахфильм". Первыми работами стали документальные фильмы, освещающие индустриализацию, коллективизацию и быт казахского народа.

В период Великой Отечественной войны Алма-Ата стала центром эвакуации крупных советских киностудий, что способствовало культурному обмену и обучению казахстанских специалистов. Первой полнометражной художественной картиной стала лента «Аманкелді», выпущенная в 1938 году и повествующая об одном из лидеров восстания 1916 года и участнике Гражданской войны Амангельды Иманове. Режиссером был Моисей Левин, а главную роль исполнил Елубай Умурзаков. В суровые годы Великой Отечественной войны Казахстан стал пристанищем для эвакуированных киностудий из европейской части СССР. Советский казахский кинематограф не был свободен от идеологического влияния. Фильмы того времени часто служили инструментом пропаганды социалистических ценностей, показывая достижения советской системы и восхваляя труд простых людей.

После войны киностудия в Алма-Ате продолжила свою работу. Здесь были сняты такие знаковые картины, как «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке», «Конец атамана», «Земля отцов» Шакена Айманова, «Меня зовут Кожа», «Тревожное утро» и «Алпамыс идет в школу» Абдуллы Карсакбаева. Множество картин того времени были посвящены вечным человеческим ценностям: любви, дружбе, поиску смысла жизни. Также, послевоенный период ознаменовался усилением акцента на художественные фильмы, посвященные героическому прошлому казахского народа, национальной культуре и традициям. Работы того времени, такие как *"Джамбул"* (1952) и *"Песнь о Маншук"* (1969), утвердили национальный кинематограф как неотъемлемую часть общесоюзного культурного пространства.

Национальная идентичность и постсоветский кинематограф

С обретением независимости в 1991 году кинематограф Казахстана столкнулся с вызовами и возможностями новой эпохи. Рынок открылся для международных проектов, а казахстанские режиссеры начали активно искать национальную идентичность в своем творчестве. Постсоветский период стал временем глубоких изменений, когда авторы обращались к сложным темам коллективной памяти, исторических травм и культурного возрождения. Одним из символов этого периода стал фильм *"Кошкар-Ата"* (1993) Абдрашита Нарымбетова, исследующий тему депортаций и сложностей национального самосознания. Режиссеры, такие как Дарежан Омирбаев и Сергей Дворцевой, стали международно признанными авторами, создающими фильмы о глубоко личных и универсальных темах. Например, фильм Дворцевого *"Тюльпан"* (2008) получил премию "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале. **Казахская Новая Волна** — это направление в кинематографе независимого Казахстана, которое зародилось в 90-х годах. «Казахская новая волна» открыла Казахстан миру, разрушила советскую идеологию, создавая в своих фильмах несоветское пространство и показывая иных героев. И очень важно, что «перестройка» в кино началась на периферии советской империи, поэтому можно говорить о процессе деколонизации кино и культуры в целом.

«Казахскую новую волну» создали молодые режиссёры — выпускники мастерской Сергея Соловьёва: Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Серик Апрымов, Ардак Амиркулов. А также — пришедшие в режиссуру другими путями Александр Баранов с Бахытом Килибаевым, Ермек Шинарбаев и Дарежан Омирбаев. Это время преодоления советскости, ограничений и стереотипов. В тот момент было правильное восприятие историчности, что у народа есть свои корни, свои исторические самосознание и самоидентификация. Поэтому об этом надо снимать кино. Национальный герой становился самодостаточным и критически смотрящим на мир. А мир вокруг был еще советский. Цоевские фразы «Перемен! Мы ждём перемен!» и «Дальше действовать будем мы» прекрасно отражали процессы времени. Если точкой отсчёта считать «Иглу» Нугманова — 1988 год, то точкой завершения стал фильм «Жол» Омирбаева — 2001 год

Культурное значение и социальная функция

Казахстанский кинематограф играет важную роль в сохранении и популяризации национальной культуры. Через фильмы, такие как *"Моим друзьям"* (2011) и  *"Шал"* (2012), режиссеры исследуют темы семейных ценностей, традиций и современных вызовов, стоящих перед обществом. В этом контексте кинематограф становится культурным мостом между поколениями, способствуя сохранению казахского языка и обычаев. Кроме того, документальное кино в Казахстане выполняет важную просветительскую функцию. Фильмы, такие как *"Подарок Сталину"* (2008), освещают сложные исторические события, такие как репрессии и депортации, внося вклад в осмысление национальной истории.

Современные вызовы и тенденции

Современный казахстанский кинематограф сталкивается с рядом вызовов, включая конкуренцию с голливудскими фильмами, недостаток финансирования и необходимость привлечения зрителей к национальному контенту. Однако технологический прогресс и развитие платформ, таких как Netflix и Amazon, открывают новые возможности для международного признания. Режиссеры активно исследуют глобальные темы, оставаясь при этом верными своим корням. Например, Ермек Турсунов в фильме "Келин" (2009) рассказывает о традиционном укладе жизни в контексте универсальных вопросов любви и свободы. В то же время акцент на локальные истории, как в "Бауыр" (2013) Серика Апрымова, позволяет зрителю глубже понять реалии жизни в Казахстане.

Заключение: взгляд в будущее

Казахстанский кинематограф продолжает развиваться, интегрируя традиции и новаторство. Он становится важным элементом культурной дипломатии, представляя Казахстан на международной арене. В последние годы кинематограф Казахстана переживает небывалый подъем. Картины таких режиссеров, как Акан Сатаев, Аскар Узабаев, Ернар Нургалиев и Адильхан Ержанов, берут призы на ведущих международных кинофестивалях и с успехом идут в прокате. Это фильмы самых разных жанров: от боевиков про 1990-е и тяжелых драм о домашнем насилии до неовестернов и постиронических роуд-муви. О Самом обсуждаемом фильме Казахстанского кинематографа среди молодежи: Sheker («Шекер») – один из самых известных сериалов, снятых "Salem Social Media" . Его знают и смотрят не только в Казахстане, но и за рубежом. Два сезона этого проекта, снятого молодым режиссером **Айторе Жолдаскали**. Молодежное шоу о студентах, которые стали наркозакладчиками, а затем и организаторами преступной сети (за что впоследствии жестоко поплатились), заработало на онлайн-платформах феноменальные просмотры. Первый сезон, состоящий из восьми серий, посмотрели 32 млн раз на Youtube и еще 5 млн на казахстанском Aitube. Второй Sheker – это мини-сериал уже из 12 серий  – тоже был очень успешен: у него 25 млн на Youtube и еще 8 млн на Aitube. Кроме того, в 2021 году сериал был удостоен самых высоких наград в сериальном мире. На знаменитом Пусанском кинофестивале Sheker был назван  лучшим короткометражным сериалом. А затем его наградили в Каннах – на специализированном Cannes International Series Awards. Также его отмечали за лучшее музыкальное оформление на немецком фестивале Die Seriale.

Таким образом, кинематограф Казахстана — это не только зеркало национальной культуры, но и динамичный инструмент, позволяющий осмысливать прошлое, переосмысливать настоящее и строить будущее. Режиссеры все чаще экспериментируют с разными жанрами и исследуют социальные, исторические и психологические темы. Расширению отрасли также способствует молодое поколение кинематографистов, расширяющее границы традиционного повествования, что приводит к более динамичному и глобальному присутствию казахстанских фильмов.

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Арнуркызы Гульнур
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар

Пікірлер