Өлең, жыр, ақындар

Узоры и орнаменты персии и арабо-мусульманского мира.

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби

 

Факультет: философии и политологии

 

Кафедра: религиоведения и культурологии

 

Специальность: культурология

 

Студентка 4 курса культурологии: Сейдильда Самал Канатовна

 

Руководитель: Каупенбаева Самал Мухаметалиевна

 

Тема: Узоры и орнаменты персии и арабо-мусульманского мира. 

 

Узоры и орнаменты Персии и арабо-мусульманского мира занимают особое место в истории искусства, отражая богатую культурную и духовную традицию этих регионов. Эти орнаменты, выполненные с поразительной тщательностью и изяществом, не просто украшают архитектурные сооружения, ковры, керамику и текстиль, но и являются носителями глубокого символического значения. Персидские и арабо-мусульманские узоры раскрывают гармонию между математической точностью и эстетической красотой, передавая идеи бесконечности, божественного порядка и духовного совершенства.

 

Персидское искусство орнаментации восходит к древней традиции, сложившейся ещё в эпоху Ахеменидов. Оно достигло своего расцвета во времена Сасанидской империи, а позже, в исламский период, обогатилось новыми формами и мотивами. Персидские узоры отличаются особым вниманием к деталям и символизму. Одним из ключевых мотивов является растительный орнамент, включающий стилизованные изображения виноградной лозы, цветов, пальмовых листьев и лотоса. Эти элементы ассоциировались с райскими садами и идеей изобилия.

 

Особое место в персидской традиции занимает мотив «ислими» — сложные переплетения растительных форм, которые создают бесконечные узоры. Исламская философия, пронизанная идеей вечности и бесконечности Бога, вдохновила мастеров на создание таких орнаментов. Линии, уходящие в бесконечность, символизировали божественный порядок и гармонию.

 

Геометрические узоры также занимают важное место в искусстве Персии и арабо-мусульманского мира. Они воплощают совершенство математической мысли и гармонию. Сложные многоугольники, звёзды, круги и их сочетания создавали ощущение упорядоченности и красоты. Геометрия использовалась не только для украшения стен мечетей и дворцов, но и для создания мозаик, деревянных панелей и текстиля.

 

Каллиграфия, как уникальный элемент исламского искусства, также интегрировалась в орнаменты. Изящные арабские надписи, выполненные в форме переплетений или кругов, служили не только декоративной, но и духовной цели. Часто тексты включали цитаты из Корана, молитвы или благословения, что придавало произведениям особую священность.

 

Иранская керамика и текстиль стали одними из главных носителей декоративных мотивов. На керамических изделиях часто изображались сложные геометрические и растительные узоры, а на персидских коврах узоры превращались в настоящие художественные шедевры. Персидские ковры известны своей изысканной композицией, где каждый элемент, от центральной медальоны до бордюров, выполнен с математической точностью. Ковры украшались мотивами садов, животных, цветов, создавая иллюзию рая на земле.

 

Арабо-мусульманский мир, включавший в себя широкий спектр культур от Северной Африки до Центральной Азии, также развил уникальные традиции орнаментального искусства. Основной чертой мусульманских орнаментов было стремление избегать изображений живых существ, что продиктовано религиозными канонами. Это ограничение стимулировало развитие абстрактных форм, геометрических узоров и растительных мотивов.

 

Мавританское искусство, процветавшее в мусульманской Испании, является одним из ярких примеров арабо-мусульманской орнаментальной традиции. Дворцы, такие как Альгамбра в Гранаде, украшены сложнейшими узорами, сочетающими геометрию, каллиграфию и арабески. В этих узорах линии плавно переплетаются, создавая впечатление бесконечного движения, а свет и тени, играя на резных поверхностях, усиливают ощущение объёма и динамики.

 

Растительные мотивы в арабо-мусульманском искусстве часто включали стилизованные изображения пальмовых ветвей, гранатов, виноградных лоз и цветов. Эти элементы, как и в Персии, символизировали изобилие, процветание и божественную милость. Однако их исполнение отличалось большей абстрактностью и подчёркнутой симметрией.

 

Геометрические орнаменты арабо-мусульманского мира, такие как мукарнас (сталактитовые своды), достигли высочайшего уровня технического и художественного мастерства. Эти сложные формы использовались для украшения куполов, арок и ниш, создавая впечатление небесной гармонии.

 

Традиции орнаментации в арабо-мусульманском мире активно развивались и в текстильном искусстве. Шёлковые ткани, украшенные золотой и серебряной нитью, использовались для одежды знатных людей и ритуальных убранств. Узоры на тканях включали сложные геометрические композиции, растительные мотивы и каллиграфические элементы.

 

Искусство узоров и орнаментов Персии и арабо-мусульманского мира оставило глубокий след в мировой культуре. Оно вдохновило мастеров Европы, Азии и даже Африки, а его элементы до сих пор находят отражение в современном дизайне. Эти узоры воплощают стремление человека к гармонии и красоте, раскрывая неразрывную связь искусства и духовности.

 

http://www.kaznu.kz

#farabi.university


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар