Өлең, жыр, ақындар

Технология коммуникативно ориентированного обучения

Мустафина Назым Амангельдиновна
Общеообразовательная средняя школа №12
г.Караганды

Подготовка к уроку не формализм, а  трудоемкая, порой филигранная  работа, выверяющая и уточняющая задуманное, требующая инициативы и вдохновения.

                                                                                                 Ю.Л.Львова

 

Государственный стандарт обучения русскому языку как второму в школе предусматривает прежде всего обучение общению на языке, приобщению учащихся к культурным ценностям русского народа, расширение кругозора через русское слово. Такие же задачи ставит перед собой обучение иностранному языку. Согласно посланию президента, гражданин РК в будущем должен будет свободно владеть казахским, русским, английским языками.

Разные технологии преподавания по-разному предлагают строить учебный процесс. Мы остановили свой выбор на технологии коммуникативно ориентированного обучения, так как именно она позволяет добиться поставленной цели, а именно развитие коммуникативной компетентности учащихся. Автором данной технологии является Е.С. Антонова, мы же в своей работе опираемся на труды карагандинского преподавателя Баяманову Р.Г.

Урок – коммуникация создает мотивацию к изучению любого языка, способствует интенсифицированию процесса освоения школьной программы. Научившись анализировать чужие образцовые тексты, учащиеся будут пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Урок-коммуникация заставляет отказаться от собственных стереотипов, начать менять свое отношение к уроку - его содержанию и формам - вместе с учениками. Урок - коммуникация позволяет создать на уроке культурную речевую среду, которую можно обеспечить при соблюдении следующих условий:

- чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, которые встречаются в основном в произведениях художественной и научной литературы;

- организации на уроке свободного высказывания и обсуждения учащимися прочитанного под контролем учителя, владеющего правильной и выразительной речью;

- осознания учащимися языковых, внеязыковых средств организации речи, понимание механизмов коммуникации;

- обучения учащихся участию в коммуникации, которая состоит из 3  важнейших компонентов: «автора» (говорящего или пишущего), «адресата» (слушателя или читателя), собственно текста.

Главным условием коммуникации является общая для автора и адресата цель - понять друг друга. Именно этим коммуникация отличается от общения, которое ни к чему не обязывает.

Методическим средством, служащим коммуникативной основой для  создания на уроках не только обучающей, но и речевой среды, является текст. Текст создает исключительные условия для внедрения функционально-коммуникативных приемов обучения - это разные упражнения и задания эвристического, творческого характера, не допускающие механического заучивания.

Исходный текст – текст - образец, который является основным организующим звеном.

Комплексный анализ текста-образца предлагает выполнение логически последовательных заданий в 3 этапа: предтекстовый, внутритекстовый и послетекстовый.

Предтекстовая работа носит установочный характер и направлена на то,

чтобы подготовить учащихся к восприятию и прогнозированию содержания текста. Приемы: краткое вступительное слово, беседа, словарно-фразеологическая работа, запись 1-2 вопросов на осознание текста.

Внутритекстовая работа включает в себя задания по усвоению содержания и уяснению смысла текста, по объяснению (закреплению, повторению, обобщению) языкового материала. Значительное место отводится учебно-языковым заданиям. При выборе учитывается тема урока. Учебно-языковые задания являют собой комплекс лексических, орфоэпических, словообразовательных, фонетических, морфологических, синтаксических и стилистических упражнений.

Послетекстовую работу от предыдущих двух этапов отличает ее творческий характер. Цель такой работы - научить учащихся на основе хорошо понятого текста выбирать нужный материал его воссоздания. Задания на данном этапе работы с текстом должны стимулировать создание собственных суждений мировоззренческого, оценочного, полемического характера, что является свидетельством высшей степени коммуникации учащихся.

Эффективность применения текстовых заданий во многом зависит от того, как сочетаются они между собой и в какой последовательности они предлагаются. На уроках-практикумах может использоваться как индивидуальная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом. Если текст анализирует группа из 3 – 4 человек, то может предлагаться больший объём материала; варианты заданий к тесту отбирают из памятки члены группы под руководством учителя (консультанта, ассистента) с учётом своих интересов, уровня подготовки. В результате всеми членами группы может быть выполнено более 10 заданий (по вариантам).

Предлагаем дидактические материалы, которые могут быть использованы на уроках развития  речи при изучении и повторении лексики, морфологии, синтаксиса.

Начиная свой ответ с выразительного чтения, к которому он предварительно подготовился, ученик уже показывает результаты своей аналитической работы. Хорошее, правильное, выразительное чтение вслух не только свидетельствует о сформированности навыка чтения, но и требует конкретной подготовки с учётом особенностей конкретного текста: надо выбрать нужный тон, исходя из анализа содержания текста, темы, основной мысли; проанализировать пунктуацию текста, структуру предложений, чтобы найти слова, которые выделяются с помощью интонации, логического ударения. Наконец, перед каждым учеником стоит важная коммуникативная задача: прочитать текст и построить свой ответ так, чтобы тебя было интересно слушать. Наиболее важным и вместе с тем сложным для учащихся является задание «Докажите, что это текст».

Рассматривая средства связи между предложениями, способ связи, показывая, что текст – это цельность и единство, ученики испытывают трудности при анализе лексических средств связи.

Таким образом, урок-коммуникация обладает широким спектром учебно-методических достоинств, позволяющих в комплексе решить основные цели обучения русскому языку - это формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.

Как показывает опыт, технология коммуникативно ориентированного обучения как нельзя лучше подходит для любого урока, связанного с изучением языка, развития речи, а также литературы. Стабильно высокий показатель качества успеваемости учащихся по русскому языку, успешные сдачи ЕНТ по русскому языку, призовые места учащихся нашей школы на олимпиадных соревнованиях и различных конкурсах служат тому примером.

Использованная литература:

1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении – М.: Педагогика, 1972 - 152 с.

2. Баяманова Р. Г. Организация коммуникативно ориентированного урока русского языка: учебно - методическое пособие. – Караганда: Арко, 2006. – 132с.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз