Өлең, жыр, ақындар

Триединство языков в Казахстане

Нашей стране нужны граждане, унаследовавшие от предков и впитавшие в себя чувство горячей любви к отчей земле и родному народу, которые бы беззаветно служили нашему независимому государству, обладали эрудицией и широтой мышления, были глубоко и разносторонне образованы, находчивы и сообразительны, смелы и ответственны, здоровы физически и нравственно.

Н. Назарбаев

Любая страна стремится выйти на передовые позиции в мире, улучшить свой потенциал, повысить уровень экономики, промышленности, свой политический статус. Наша страна с получением Независимости поставила перед собой цель – это укрепить международные связи, наладить  сотрудничество со стратегическими партнерами, выйти на мировой  рынок , стать конкурентоспособным государством  среди других государств. Добиться всего этого мы сможем, если повысим качество знаний до уровня мировых стандартов.

Все мы знаем, что в нашей стране проживает более 130 национальностей. Каждая нация с уважением относится к своему языку, бережет и чтит духовное богатство языка, обычаи и традиции. Нет, наверно, такого писателя, который не писал бы с большой любовью о своем языке. Как не вспомнить слова  А. Байтурсынова о языке :«Национальность народа, разговаривающего на своем языке, пишущего на своем языке, ни­когда не исчезнет. Самый мощный фактор, способствующий сохранению или исчезновению нации - это  язык. Вместе с исчезновением язы­ка исчезает и сам народ. Те, кто хочет присоеди­нить к своей нации другой народ, первым делом стремятся к уничтожению языка этого народа».

Казахский язык – это государственный язык нашей страны. Еще раз хочу подчеркнуть, что с получением Независимости наш родной язык вновь обрел свой статус. На сегодняшний день в Казахстане  ведется обучение на трех и более языках. В дошкольных учреждениях, школах и вузах преподается казахский язык, с целью того, что к 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни, станет языком повсеместного общения.

Важнейшая роль отводится русскому языку, как языку межнационального общения, языку взаимопонимания, дружбы, мира и согласия между народами.

Овладение английским языком для нашего будущего поколения – это обучение за границей, большие возможности, перспективы нашей молодежи  на будущее.

Глава государства в ежегодном послании народу Казахстана, в своих выступлениях и обращениях всегда подчеркивает огромную роль казахского, русского и английского языков. В 2007 г. в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Глава государства предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство язы­ков». С этого момента  начинается отсчёт новой языковой политики независимого Казахста­на. «Гармонично войдя в процесс духовного развития народа, языковая политика неотделима от общей политики масштабной социальной модернизации. Для успеха модернизации очень важно, чтобы каждый гражданин был полезен сво­ему Отечеству.  Модернизация нужна всем казахстанцам. Только при таком понимании может быть достигнут широкий общественный консенсус. Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неодно­кратно подчёркивает Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык —    государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык —    язык успешной интеграции в глобальную экономику»

Перед учителями школ, преподавателями колледжей и вузов стоит ответственная задача – это реализовать  культурный проект «Триединство язы­ков».  

Для поэтапного перехода на обновленное  образование в нашей стране принята Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы. Образование будет внедряться поэтапно.

Новый  учебный  год для первоклассников особый, так как именно они начали обучение  на казахском, русском и английском языках. Процесс очень сложный, ответственный. Но еще в постсоветское время многие выдающиеся  педагоги, такие как  Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский,  А. А. Леонтьев, И. Н. Верещагина говорили  о том, что в дошкольном возрасте формируются базовые качества личности, закладываются основы физического, эмоционального, умственного развития. В шестилетнем  возрасте дети свободно владеют родным языком. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие способности контролировать точность своего высказывания.

В старшей школе  и вузах страны начался  процесс реализации поэтапного перехода  на английский язык обучения.

В колледжах и вузах преподаватели разработали план мероприятий по внедрению трехъязычного обучения. Проводятся различные конкурсы, дебаты, круглые столы, выступления. Создаются театральные кружки, литературные клубы, различные курсы по методике обучения на трех языках.  Целью трехъязычного обучения является не только повышение качества образования, но и духовно развитая личность, которая сможет применить свои знания в реальной жизни, станет конкурентоспособной  на мировом пространстве. А самое главное – это воспитание нравственных и моральных качеств подрастающего поколения. Это высокий долг перед Родиной, патриотизм, служение на благо и процветание своего Отечества.      

 

1. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. — № 33(25278). — 2007. — 1 марта.
2. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстан­ская правда. — 2012. — № 218-219. — 10 июля.
3.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // ru.government.kz/resource/docs/doc18.
4. Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // edu.gov.kz.

Северо – Казахстанская область
Айыртауский район
Саумалкольская казахская средняя школа
учитель русского языка и литературы
Жанахметова Бахыт Айтжановна


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар

Пікірлер