Өлең, жыр, ақындар

Слова с сочетаниями ЧН, ЧК

Ақтөбе облысы, Мәртөк ауданы
Аққайың орта мектебі
Бастауыш класс мұғалімі: Ахметова Бутакуз Каримовна

Тема урока: Слова с сочетаниями ЧН, ЧК
Цель урока: ознакомление с особенностями написания в словах сочетаний ЧН, ЧК и их произношением
Ход урока

1.    Сообщение темы и целей урока
         - Прочитайте слова: ночь, дочь
         - Что общего в этих словах?
         - Посмотрите на слова: ноч(?)ка, доч(?)ка. Как вы думаете, должен ли стоять мягкий знак в этих словах?
         - Сегодня на уроке мы будем об этом говорить, а так же писать слова с сочетаниями  чк, чн.
2.  Проверка домашнего задания
 - Запишите отгадку( Книга)
3. Чистописание
     - Поиграем в игру «Доскажите словечко»
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,  
И зовется птица… (грач)

- Какой звук вы услышали в начале этих отгадок?
- Какой буквой этот звук обозначается на письме  
- Сегодня на уроке мы будем работать над за главной и строчной буквами Г,г
- На что похожа это буква, вы узнаете, если послушаете веселые стихи:
                      Г- крючок обыкновенный,
                      Но в труде помощник верный
                                              (В.Степанов)
                     Не гусь,  галка
                     Буква Г,
                     А цапля
                     На одной ноге.                                                                           
                    
                      Букву
                      На плече носил.
                      На лугу
                      Траву косил.
                                     ( Е. Тарлапан)
 - Спишите с доски следующие буквосочетания:
 - Прочитайте скороговорку:
         
               Галдят галчата на грачат,  глядят грачата на галчат.
               До города дорога в гору, от города с горы.
 
1 Работа по теме урока
1. Наблюдение над сочетаниями чк, чн
      - Как вы думаете, какая буква пропущена в следующих словах?
        Ноч …ка , поч…ка , доч…ка , ноч…ной , улич…ный, птен…чик.
- Почему в этих словах не надо писать мягкий знак (Звук ч- всегда мягкий и не требует 2. смягчения.)
2. Написание слов с этими сочетаниями.
-Выделенные слова измените так, чтобы в них появились сочетания чк,чн.
Кормить белку, красивая свеча, выпить молоко, нарисовать собаку, доброе сердце,   поймать щуку.
3. Работа по учебнику.
Выполняется упр. 83 самостоятельно. Дети находят сочетания в словах подчеркивают их.
       - Как написали сочетания чн, чк  (Без мягкого знака)
       - Почему в этих сочетаниях мягкий знак не пишется. (Звук ч- всегда мягкий.)
       - Прочитайте правило в учебнике на с. 49 и запомните его.
       Выполняется упр.84 коллективно, комментируется написание каждого слово. В словах выделяется орфограмма.
4. Найдите слова с ошибками, исправьте их и запишите правильно.
       Яичьницы, коньки, прозрачный, малчик, сталной, телефоньчик, ласточка, точька, очьки, клеточька.
5. Физкультминутка.
6. Словарно орфографическая работа.
 1 Работа над словарными словами.
 - Подберите близкое по значению слова к слову друг. (Товарищ)
 - Запишите это слова, обозначьте ударную и безударную гласные, обратите внимание на шипящий согласный в конце слова, который пишется без мягкого знака.
 - Придумайте и запишите предложение с этим словам .
 - Закончите мое предложение:
 Все дети делятся на мальчиков и ………..
 - Запишите слова девочка. Обозначьте ударный и безударный гласный.
 - Какая еще орфограмма в этом слове вам встретилась.
 - Составьте и запишите предложение с этим словам.
 2 Работа над фразеологическим оборотом.
 «Голова идет кругом»
 «Свалиться с луны»

             Что случиться? Что случиться?
             Может, я с луны свалился:
             Пес на дереве сидит,
             Мышка по небу летит,
             Кот танцует и поет-
             Кругом голова идет!
             Что случилось? Что случилось?
             Просто мне все это приснилось……...

7.  Итог урока.
 С какими новыми сочетаниями ознакомились на уроке?  Как  они пишутся?  
 Я прочту веселые стихи  Б.Заходера, а вы на слух определите слова с сочетаниями чк, чм.

                Жук увидел одуванчик,
                И присел, как на диванчик.
                Так удобна жук уселся,
                 А диванчик разлетелся

                Колючки, как известно,
                Злючки.
                А кто же любит их,
                Колючки.
                  Один верблюд.
                  Ведь у верблюда
                  Колючки-
                  Фирменное блюда.

 Домашнее задание: упр. 85


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз