Ақтөбе облысы, Мәртөк ауданы
Аққайың орта мектебі
Бастауыш класс мұғалімі: Ахметова Бутакуз Каримовна
Тема урока: Слова с сочетаниями ЧН, ЧК
Цель урока: ознакомление с особенностями написания в словах сочетаний ЧН, ЧК и их произношением
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока
- Прочитайте слова: ночь, дочь
- Что общего в этих словах?
- Посмотрите на слова: ноч(?)ка, доч(?)ка. Как вы думаете, должен ли стоять мягкий знак в этих словах?
- Сегодня на уроке мы будем об этом говорить, а так же писать слова с сочетаниями чк, чн.
2. Проверка домашнего задания
- Запишите отгадку( Книга)
3. Чистописание
- Поиграем в игру «Доскажите словечко»
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица… (грач)
- Какой звук вы услышали в начале этих отгадок?
- Какой буквой этот звук обозначается на письме
- Сегодня на уроке мы будем работать над за главной и строчной буквами Г,г
- На что похожа это буква, вы узнаете, если послушаете веселые стихи:
Г- крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный
(В.Степанов)
Не гусь, галка
Буква Г,
А цапля
На одной ноге.
Букву
На плече носил.
На лугу
Траву косил.
( Е. Тарлапан)
- Спишите с доски следующие буквосочетания:
- Прочитайте скороговорку:
Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.
До города дорога в гору, от города с горы.
1 Работа по теме урока
1. Наблюдение над сочетаниями чк, чн
- Как вы думаете, какая буква пропущена в следующих словах?
Ноч …ка , поч…ка , доч…ка , ноч…ной , улич…ный, птен…чик.
- Почему в этих словах не надо писать мягкий знак (Звук ч- всегда мягкий и не требует 2. смягчения.)
2. Написание слов с этими сочетаниями.
-Выделенные слова измените так, чтобы в них появились сочетания чк,чн.
Кормить белку, красивая свеча, выпить молоко, нарисовать собаку, доброе сердце, поймать щуку.
3. Работа по учебнику.
Выполняется упр. 83 самостоятельно. Дети находят сочетания в словах подчеркивают их.
- Как написали сочетания чн, чк (Без мягкого знака)
- Почему в этих сочетаниях мягкий знак не пишется. (Звук ч- всегда мягкий.)
- Прочитайте правило в учебнике на с. 49 и запомните его.
Выполняется упр.84 коллективно, комментируется написание каждого слово. В словах выделяется орфограмма.
4. Найдите слова с ошибками, исправьте их и запишите правильно.
Яичьницы, коньки, прозрачный, малчик, сталной, телефоньчик, ласточка, точька, очьки, клеточька.
5. Физкультминутка.
6. Словарно орфографическая работа.
1 Работа над словарными словами.
- Подберите близкое по значению слова к слову друг. (Товарищ)
- Запишите это слова, обозначьте ударную и безударную гласные, обратите внимание на шипящий согласный в конце слова, который пишется без мягкого знака.
- Придумайте и запишите предложение с этим словам .
- Закончите мое предложение:
Все дети делятся на мальчиков и ………..
- Запишите слова девочка. Обозначьте ударный и безударный гласный.
- Какая еще орфограмма в этом слове вам встретилась.
- Составьте и запишите предложение с этим словам.
2 Работа над фразеологическим оборотом.
«Голова идет кругом»
«Свалиться с луны»
Что случиться? Что случиться?
Может, я с луны свалился:
Пес на дереве сидит,
Мышка по небу летит,
Кот танцует и поет-
Кругом голова идет!
Что случилось? Что случилось?
Просто мне все это приснилось……...
7. Итог урока.
С какими новыми сочетаниями ознакомились на уроке? Как они пишутся?
Я прочту веселые стихи Б.Заходера, а вы на слух определите слова с сочетаниями чк, чм.
Жук увидел одуванчик,
И присел, как на диванчик.
Так удобна жук уселся,
А диванчик разлетелся
Колючки, как известно,
Злючки.
А кто же любит их,
Колючки.
Один верблюд.
Ведь у верблюда
Колючки-
Фирменное блюда.
Домашнее задание: упр. 85
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі