Өлең, жыр, ақындар

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Жуматаева Жазира Кыдырбековна
учитель русского языка и литературы
"№1 Баканасская средняя школа" ГКУ

Краткосрочный план урока по русской литературе  10 класс              

Тема урока: И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Цели: Сформировать знания о социально-психологической характеристике персонажа; 

- дополнить и расширить знания учащихся о писателе и его творчестве;

- развить интерес к творчеству, к жизни и деятельности писателя

Тип урока: усвоение новых знаний;

Оборудование: презентация, иллюстрации, портрет писателя

Методы и приемы: ГР, ДО, КТ, саморегуляция

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Орг. момент

создание благоприятного климата, способст-о  взаимному сотрудн-у для обучения

Приветствие.

Позитивный настрой на урок.

Проверка посещаемости класса.

Готовность учащихся к уроку.

Ребята собираются в группы, выбирают организатора .

Проверка домашнего задания

Беседа по прочитанному циклу рассказов «Записки охотника»

 

Вступают в беседу, высказывают свое мнение о теме и сюжете рассказа, дополняют друг-друга

Вызов

мотивизация  ученика к учебной деятельности;

Что вам подсказывает название

 «Отцы и дети»?

В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами.

Ведется беседа по вопросам

Осмысление

вызвать устойчивый интерес к пересмотру и  оцениванию своих ЗУН 

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений.

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

Речевая характеристика.И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике  героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить».

Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

ЖАНР«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

Оценка романа в русской критике     Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева.

Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова.

Заключение. «Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы.

Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.

Кирсанов Аркадий Николаевич – молодой дворянин, приятель и ученик Базарова. Но, в отличие от Базарова, его увлечение нигилизмом поверхностно. А.К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Кроме того, А.К. добродушен, бесхитростен, прост и очень привязан к дворянским ценностям, образу жизни и т.д.

Кирсанов Павел Петрович – дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…»

Кирсанов Николай Петрович – дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец. Н.К. – человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремиться осуществить в жизни свой романтический идеал – трудиться и искать счастье в любви и искусстве. Н.К. пытается не отстать от времени. Он, в меру своих сил, преобразовывает имение, устанавливает новые отношения с крестьянством. У него есть жена – молодая девушка Фенечка и маленький ребенок.

Базаров Евгений Васильевич – разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.

    Сначала Б. гостит у своего друга Аркадия Кирсанова. Здесь он доказывает свои идеи, словесно сражаясь с дядей Аркадия – Павлом Петровичем Кирсановым, дворянином и либералом.

    Позже герой едет в губернский город, где знакомится с помещицей Анной Сергеевной Одинцовой. По ее приглашению живет некоторое время у нее в усадьбе, но, после неудачного объяснения Одинцовой в любви, Б. уезжает. Он, вместе с Аркадием, едет к своим родителям, куда направлялся с самого начала..

Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это позволяет героине жить независимо и делать то, что ей вздумается. Только О. давно уже ничего не хочется. Она говорит Базарову: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу…Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет…Мне и не хочется идти».

Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу

Кукшина Авдотья Никитишна– эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом»), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах.

Оценивание результатов урока и определение уровня понимания темы учениками.

СО и ФО деятельности учащихся

Оценивают свои знания, активность своей деятельности

Рефлексия

Рефлексия по вопросам:

С каким произведением вы познакомились?

О чем оно?

Что нового вы узнали о писателе?

Отвечают на вопрос учителя, воспроизведя изученное в течении урока. Заполняют стикеры: выражают свое настроение и мысли по ходу урока

Задание на дом

 

Дочитать роман Тургенева  «Отцы и дети»

Саморегуляция своих знаний по теме, активизируя мышление развивают творческие способности.


Пікірлер (4)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз