Абай атындағы орта мектебі ММ
орыс тілі және орыс əдебиеті пəні мұғалімі
Гарабаева Балшекер Төреханқызы
Тема урока: Морфология. Части речи в русском языке. Имя существительное
Цель урока:
1. Распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.
2. Развивать у учащихся память, внимание, мышление.
3. Воспитывать любовь к родному родному языку.
Оборудование:
1. компьютер, проектор, презентация к уроку;
2. таблица для работы (доска);
3. задание для групповой работы;
4. раздаточные листы с индивидуальным заданием;
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Приветствует. Называют отсутствующих.
2. Опрос домашнего задания
3. Открытие новых знаний
- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?
В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму; связывали слова в предложении и части предложения; вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны. Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?
- Скажите,на какие две части делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
4. Как мы назовем свой группы – «Самостоятельныечасти речи» и «служебные части речи».
- Давайте, ребята, посмотрим таблицу.
Самостоятельные |
Служебные |
Имя существительные, имя прилагательные, глагол,местоимение, причастие, деепричастие, наречие |
предлоги, союзы, частицы |
- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу.
- у всех правильно? (Молодцы!)
5. Давайте напишем словарный диктант
Ручка, человек, сумка, парта, карандаш, бабушка, тетрадь, бумага, магазин, дом, квартира, зеркало.
- Мне можете сказать какая у нас тема?
- Да мы сегодня будем проходить - Имя существительное
1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (человек), или что? (книга)
2. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам.
3. Они бывают одушевленные и неодушевленные существительные
- Приведите пример? (несколько примеров)
- Молодцы!
Все смотрим на доску, что мы видим, а теперь будите говорить что вы видите на трех языках.
Кукла – қуыршақ – а doll
Ит – собака – а dog
Дедушка – ата - grandfather
Машина – көлік – a car
Мама – ана – а mother
Яблоко – алма – а apple
- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.
Смотрим видео и делаем вместе!
Вам понравилось?!
А теперь работа с упражнениями
Упр.234 (устно)
Упр. 237 Выпишите сначала существительные, которые относятся к теме «Спорт», а затем к теме «Цирк». Поставьте вопросы к ним.
6. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока
Результаты урока
Показать смайликами как вы поняли?
7. Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему: «Моя любимая бабушка».
Бекайым
Неғып суффикс солар жоқ?