Өлең, жыр, ақындар

Морфология. Части речи в русском языке. Имя существительное

Абай атындағы орта мектебі ММ
орыс тілі және орыс əдебиеті пəні мұғалімі
Гарабаева Балшекер Төреханқызы

Тема урока: Морфология. Части речи в русском языке. Имя существительное
Цель урока:

1. Распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.
2. Развивать у учащихся память, внимание, мышление.
3. Воспитывать любовь к родному родному языку.

Оборудование: 

1. компьютер, проектор, презентация к уроку;
2. таблица для работы (доска);
3. задание для групповой работы;
4. раздаточные листы с индивидуальным заданием;                                                   

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент 

Приветствует. Называют отсутствующих.

2. Опрос домашнего задания

3. Открытие новых знаний

- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму; связывали слова в предложении и части предложения; вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны. Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

- Скажите,на какие две части делятся части речи? (самостоятельные и служебные) 

4. Как мы назовем свой группы  – «Самостоятельныечасти речи» и «служебные части речи».

- Давайте, ребята, посмотрим таблицу.      

Самостоятельные

Служебные

Имя существительные,                          имя прилагательные,

глагол,местоимение, причастие,

деепричастие,

наречие

предлоги, союзы,

частицы

 

- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу.  

- у всех правильно?  (Молодцы!)

5. Давайте напишем словарный диктант

Ручка, человек, сумка, парта, карандаш, бабушка, тетрадь, бумага, магазин, дом, квартира, зеркало.

- Мне можете сказать какая у нас тема?

- Да мы сегодня будем проходить - Имя существительное

1. Имя существительное  - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (человек), или что? (книга)

2. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам. 

3. Они бывают одушевленные и неодушевленные существительные

- Приведите  пример? (несколько примеров)

- Молодцы!

Все смотрим на доску, что мы видим, а теперь будите говорить что вы видите на трех языках.

Кукла – қуыршақ – а doll
Ит – собака – а dog
Дедушка – ата - grandfather
Машина – көлік – a car
Мама – ана – а mother
Яблоко – алма – а apple

- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.

Смотрим видео и делаем вместе!

Вам понравилось?!

А теперь работа с упражнениями 

Упр.234 (устно)       

Упр. 237 Выпишите сначала существительные, которые относятся к теме «Спорт», а затем  к теме «Цирк». Поставьте вопросы к ним.             

6. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

Результаты урока

Показать смайликами как вы поняли?    

7. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему: «Моя любимая бабушка».


Пікірлер (2)

Бекайым

Неғып суффикс солар жоқ?

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз