Маңғыстау облысы, Ақтау қаласы
Ақтау технологиялық қызмет көрсету колледжінің
орыс тілі пәнінің оқытушысы
Сарсенбаева Бакыт Бекеевна
Урок-аукцион на тему "Глагол"
ЦЕЛЬ:
- обобщение знаний по теме «Глагол»
- развитие интеллекта
- совершенствование коллективных форм работы
- поддержание интереса к изучаемому предмету
- воспитание самостоятельности
ЗАДАЧИ:
- актуализировать знания, приобретенные при изучении русского языка
- дать студентам возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, презентация, музыкальное сопровождение
Ход урока:
П: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». Как вы понимаете эту пословицу?
С: Мы узнаем что-то новое
П: Уважаемые студенты, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент, все что мы складывали в наш сундучок, нам нужно достать.
Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – аукцион знаний по русскому языку. Как вы понимаете слово аукцион?
(Ответы студентов).
На экране (слайд):
Аукцион – публичная продажа имущества или способ продажи некоторых товаров.
Аукционер – участник аукциона.
Аукционист – человек, проводящий аукцион.
П: Сегодня на уроке вы все аукционеры, а я – аукционист, ведущая аукциона, магистр грамматических наук. А что будет выставлено на продажу вы узнаете, разгадав, о чем идет речь.
- Это часть речи, о которой говорят «самая живая часть речи, обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий»
С: Это глагол
на экране (слайд) «глагол»
1. подготовка к торгам
П: Прежде чем прозвучит «Гонг» мы поделимся на 2 команды. Каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою состоятельность – способность участвовать в аукционе. Я прошу выбрать капитанов команд, их подойти к компьютеру и выполнить задание)
на экране (слайд)
О Т К И З Н А Р Е Г М И О Т А
Задание: Используя все буквы составить слово – название команды. Капитан чьей команды быстрее справится с заданием, та команда будет иметь право первой начать диалог на торгах.
П: На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
На нашем аукционе присутствуют гости, которые будут вести подсчет баллов. Быстрее справился капитан команды знатоков. Они начнут состязание.
Итак, команды получили название и доказали свою состоятельность для участия в аукционе. В аукционе знаний участвуют команды: команда знатоков (команда встает) и команда «Грамотеи» (эмблемы). Команда знатоков открывает аукцион.
на экране (слайд)
ЗНАТОКИ ГРАМОТЕИ
2. Открытие аукциона знаний
(Звучит «Гонг»)
П: Ввести первую вещь на продажу.
на экране «Глагол» (слайд)
П: Что вы знаете о глаголе? За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. если в ответе представлен дополнительный интересный материал, команда получает ещё 4 балла.
Торги начались.Слово Грамотеям.
Г: Это часть речи
З: Обозначает действие предмета
Г: Отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»…
З: Изменяется по числам, лицам, временам
Г: Изменение по лицам и числам называется «спряжением»
З: Глаголы имеют 3 лица: 1-е, 2-е, 3-е
Г: 1-е лицо – я, мы; 2-е лицо – ты, вы; 3-е лицо – он, она, оно, они
З: У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые
Г: Спряжения глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию
З: Глаголы с суффиксом «е» относятся к 1-му спряжению, с суффиксом «и» ко 2-му спряжению
Г: Если в будущем времени употребляют 2 глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола «буду»
З: Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно определить его спряжение
Г: Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме
З: Глаголы, которые оканчиваются в неопределенной форме на «ить» относятся ко второму спряжению. Исключение «брить», «стелить»
Г: Большинство глаголов на «ать, ять, еть, ыть, оть, уть» - 1-го спряжения, кроме глаголов исключения
З: Глаголы исключения: слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, не дышать, смотреть, вертеть, и зависеть и терпеть. Эти глаголы относятся ко 2-му спряжению.
З: Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно:
1. Определить время, число и лицо глагола
2. Назвать неопределенную форму этого глагола
3. По суффиксу определить спряжение. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе
Г: В настоящем времени глаголы отвечают на вопросы «что делают», «что делает»
З: В прошедшем времени отвечает на вопросы «что делали?», «что делал?», «что делала?»
Г: В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. Род глагола определяется по роду существительного с которым он связан в предложении.
З: В будущем времени глаголы отвечают на вопросы «что будут делать?» «что сделают?»
Г: Грамматической формой прошедшего времени является суффикс «л»
З: Глаголы имеют начальную форму, которая называется неопределенной формой или инфинитивом
Г: К глаголам может присоединяться суффикс «ся» и «сь». Такие глаголы называются «возвратными»
З: Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы возвращается на себя, т.е. направлено на того, кто его совершает (умывается, умывает себя)
Г: В сочетании «тся» мягкий знак не пишется, если глагол стоит в форме 3-го лица.
З: В сочетании «ться» мягкий знак пишется, если глагол стоит в неопределенной форме.
Г: Существует другой способ проверки написания мягкого знака в сочетании «ться» (по вопросу)
З: В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящей пишется на конце мягкий знак – это орфограмма.
Г: Безударные окончания глаголов – это тоже орфограмма. К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями «е» и «ут-ют» (3-е лицо)
З: Ко 2-му спряжению относятся глаголы с окончаниями «и» и «ат-ят» (3-е лицо)
Г: Глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос «что сделать?» не имеют настоящего времени
З: Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида
Г: Когда вид глагола несовершенный, он отвечает на вопросы «что делать, что делал, что делаю, что буду делать»
З: Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы «что сделал, что сделать, что сделаю»
Г: Глаголы бываю переходными и непереходными
З: Глаголы, которые сочетаются с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога называются переходными
Г: Все остальные глаголы называются непереходными
П: Ответы иссякли. Прозвучало последнее высказывание.
П: Мы устно отвечали по теме «Глагол», а сейчас практически покажем как мы справились с этим заданием. (работа на листочках ).
1) допишите окончание глаголов, выделяя их, укажите род, число, спряжение (слайд)
Света…, пада…, собира…, корм…, слыш…
2) Записать глаголы в 2 столбика.(слайд)
Прячут,валю,украшать,двигать,выбираю,мелют,колотят,говорить,мыть, пилят учат, солить, отвечу, машу.
Пока жюри подводит итоги (звучит музыка из альбома Чайковского «Апрель». На экране картина весны, на фоне музыки стихи на экране (слайд 9):
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала
А. Плещеев
П: Какая часть речи выделена на экране?
С: Глаголы
П: Какие это глаголы, прочитайте их
С: описывающие весну: пригрело, начал таять, побежал, наполнил, перелился, выбрались, расправили, щекочет, греет, светит, голубеет, золотятся.
П: Мы, прослушав музыку и стихи Плещеева, напишем мини сочинение по теме «Весна в музыке, красках и словах», используя глаголы из стихотворения, прилагательные и словосочетания с экрана.
на экране (слайд):
День |
Снег |
Деревья |
Небо |
Солнце |
Капель |
Краски весны |
Теплый Солнечный Светлый |
Грязный Потемневший Осевший Зернистый Рыхлый Талый Сверкающий |
Стройные Тонкие Молодые Золотятся под лучами солнца |
Чистое Голубое Высокое Лазурное
|
Теплое Ласковое Яркое Пригревает по-весеннему |
Звонкая Чистая Весенняя |
Лазурные Голубеет снег под ослепительным солнцем Сверкающий под солнцем снег Золотятся под лучами солнца верхушки деревьев |
П: Кто готов, прочесть свое сочинение (студенты читают 1-2 сочинения)
Подведение итого аукциона
П: Подсчет баллов закончен. Победила команда …. Я благодарю всех участников аукциона. Команда, которая набрала большее количество очков показала отличное знание русского языка. Все вы отлично потрудились и сейчас я вручу командам и участникам медали.
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі