Өлең, жыр, ақындар

Глагол

Маңғыстау облысы, Ақтау қаласы
Ақтау технологиялық қызмет көрсету колледжінің
орыс тілі пәнінің оқытушысы
Сарсенбаева Бакыт Бекеевна

Урок-аукцион на тему "Глагол"

ЦЕЛЬ:  

-  обобщение знаний по теме «Глагол»
-  развитие интеллекта
-  совершенствование коллективных форм работы
-  поддержание интереса к изучаемому предмету
-  воспитание самостоятельности

ЗАДАЧИ: 

-  актуализировать знания, приобретенные при изучении русского языка
-  дать студентам возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, презентация, музыкальное сопровождение                                           

Ход урока:

П: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». Как вы понимаете эту пословицу?

С: Мы узнаем что-то новое

П: Уважаемые студенты, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент, все что мы складывали в наш сундучок, нам нужно достать.

Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – аукцион знаний по русскому языку. Как вы понимаете слово аукцион?

(Ответы студентов).

На экране (слайд):

Аукцион – публичная продажа имущества или способ продажи некоторых товаров.
Аукционер – участник аукциона.
Аукционист – человек, проводящий аукцион.

П: Сегодня на уроке вы все аукционеры, а я – аукционист, ведущая аукциона, магистр грамматических наук. А что будет выставлено на продажу вы узнаете, разгадав, о чем идет речь.

- Это часть речи, о которой говорят «самая живая часть речи, обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий»

С: Это глагол

на экране (слайд) «глагол»

1. подготовка к торгам 

П: Прежде чем прозвучит «Гонг» мы поделимся на 2 команды. Каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою состоятельность – способность участвовать в аукционе. Я прошу выбрать капитанов команд, их подойти к компьютеру и выполнить задание)

на экране (слайд)

О Т К И З Н А     Р Е Г М И О Т А              

Задание: Используя все буквы составить слово – название команды. Капитан чьей команды быстрее справится с заданием, та команда будет иметь право первой начать диалог на торгах.

П: На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

На нашем аукционе присутствуют гости, которые будут вести подсчет баллов. Быстрее справился капитан команды знатоков. Они начнут состязание.

Итак, команды получили название и доказали свою состоятельность для участия в аукционе. В аукционе знаний участвуют команды: команда знатоков (команда встает) и команда «Грамотеи» (эмблемы). Команда знатоков открывает аукцион.

на экране (слайд)

ЗНАТОКИ                   ГРАМОТЕИ

2. Открытие аукциона знаний     

(Звучит «Гонг»)
П: Ввести первую вещь на продажу.

на экране «Глагол» (слайд)

П: Что вы знаете о глаголе? За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. если в ответе представлен дополнительный интересный материал, команда получает ещё 4 балла.

Торги начались.Слово Грамотеям.

Г: Это часть речи

З: Обозначает действие предмета

Г: Отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»…

З: Изменяется по числам, лицам, временам

Г: Изменение по лицам и числам называется «спряжением»

З: Глаголы имеют 3 лица: 1-е, 2-е, 3-е

Г: 1-е лицо – я, мы; 2-е лицо – ты, вы; 3-е лицо – он, она, оно, они

З: У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые

Г: Спряжения глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию

З: Глаголы с суффиксом «е» относятся к 1-му спряжению, с суффиксом «и» ко 2-му спряжению

Г: Если в будущем времени употребляют 2 глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола «буду»

З: Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно определить его спряжение

Г: Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме

З: Глаголы, которые оканчиваются в неопределенной форме на «ить» относятся ко второму спряжению. Исключение «брить», «стелить»

Г: Большинство глаголов на «ать, ять, еть, ыть, оть, уть» - 1-го спряжения, кроме глаголов исключения

З: Глаголы исключения: слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, не дышать, смотреть, вертеть, и зависеть и терпеть. Эти глаголы относятся ко 2-му спряжению.

З: Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно:

1. Определить время, число и лицо глагола
2. Назвать неопределенную форму этого глагола
3. По суффиксу определить спряжение. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе

Г: В настоящем времени глаголы отвечают на вопросы «что делают», «что делает»

З: В прошедшем времени отвечает на вопросы «что делали?», «что делал?», «что делала?»

Г: В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. Род глагола определяется по роду существительного с которым он связан в предложении.

З: В будущем времени глаголы отвечают на вопросы «что будут делать?» «что сделают?»

Г: Грамматической формой прошедшего времени является суффикс «л»

З: Глаголы имеют начальную форму, которая называется неопределенной формой или инфинитивом

Г: К глаголам может присоединяться суффикс «ся» и «сь». Такие глаголы называются «возвратными»

З: Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы возвращается на себя, т.е. направлено на того, кто его совершает (умывается, умывает себя)

Г: В сочетании «тся» мягкий знак не пишется, если глагол стоит в форме 3-го лица.

З: В сочетании «ться» мягкий знак пишется, если глагол стоит в неопределенной форме.

Г: Существует другой способ проверки написания мягкого знака в сочетании «ться» (по вопросу)

З: В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящей пишется на конце мягкий знак – это орфограмма.

Г: Безударные окончания глаголов – это тоже орфограмма. К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями «е» и «ут-ют» (3-е лицо)

З: Ко 2-му спряжению относятся глаголы с окончаниями «и» и «ат-ят» (3-е лицо)

Г: Глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос «что сделать?» не имеют настоящего времени

З: Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида

Г: Когда вид глагола несовершенный, он отвечает на вопросы «что делать, что делал, что делаю, что буду делать»

З: Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы «что сделал, что сделать, что сделаю»

Г: Глаголы бываю переходными и непереходными

З: Глаголы, которые сочетаются с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога называются переходными

Г: Все остальные глаголы называются непереходными

П: Ответы иссякли. Прозвучало последнее высказывание.

П: Мы устно отвечали по теме «Глагол», а сейчас практически покажем как мы справились с этим заданием. (работа  на листочках ).

1) допишите окончание глаголов, выделяя их, укажите род, число, спряжение (слайд)

Света…, пада…, собира…, корм…, слыш…

2) Записать глаголы в 2 столбика.(слайд)

Прячут,валю,украшать,двигать,выбираю,мелют,колотят,говорить,мыть, пилят учат, солить, отвечу, машу.

Пока жюри подводит итоги (звучит музыка из альбома Чайковского «Апрель». На экране картина весны, на фоне музыки стихи на экране (слайд 9):

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала

А. Плещеев

П: Какая часть речи выделена на экране?

С: Глаголы

П: Какие это глаголы, прочитайте их

С: описывающие весну: пригрело, начал таять, побежал, наполнил, перелился, выбрались, расправили, щекочет, греет, светит, голубеет, золотятся.

П: Мы, прослушав музыку и стихи Плещеева, напишем мини сочинение по теме «Весна в музыке, красках и словах», используя глаголы из стихотворения, прилагательные и словосочетания с экрана.

на экране (слайд):

День

Снег

Деревья

Небо

Солнце

Капель

Краски весны

Теплый

Солнечный

Светлый

Грязный

Потемневший

Осевший

Зернистый

Рыхлый

Талый

Сверкающий

Стройные

Тонкие

Молодые

Золотятся под лучами солнца

Чистое

Голубое

Высокое

Лазурное

 

Теплое

Ласковое

Яркое

Пригревает по-весеннему

Звонкая

Чистая

Весенняя

Лазурные

Голубеет снег под ослепительным солнцем

Сверкающий под солнцем снег

Золотятся под лучами солнца верхушки деревьев

 

П: Кто готов, прочесть свое сочинение (студенты читают 1-2 сочинения)

Подведение итого аукциона

П: Подсчет баллов закончен. Победила команда …. Я благодарю всех участников аукциона. Команда, которая набрала большее количество очков показала отличное знание русского языка. Все вы отлично потрудились и сейчас я вручу командам и участникам медали.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз