Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным» предполагает продолжение знакомства учащихся с разделом «Синтаксис сложного предложения», углубляет представление о видах сложноподчинённых предложений.
Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.
Задачи урока:
образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо на материале критических статей о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы), кластер.
Наглядные пособия: таблица «Виды сложноподчинённых предложений», портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин».
Педагогическая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, цель которой – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
План урока:
Фаза |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Приёмы и методы |
Вызов |
1. Слово учителя. 2. Активизация знаний.
2. «Верные и неверные утверждения». |
1. Вспоминают, что знают о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным.
2. Целеполагание. |
1. Мозговой штурм.
|
Осмысление |
1. Предлагается текст с теоретическим материалом о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. 2. Обращение к «верным/неверным утверждениям». 3. Даются задания.
|
1. Инсерт. Ø Ведут записи. Ø Диалог. Ø Рефлексия: дополнение кластера.
3. Выразительное чтение текста, его комплексный анализ. |
1. Активное чтение. Индивидуальная работа. Ø Таблица. Ø Групповая работа. Ø Дискуссия.
2. Групповая работа.
3. Индивидуальная и групповая работа. |
Рефлексия |
1. Предлагается кластер.
|
1. Ведут записи.
|
1. Возврат к полученной информации по теме. 2. Творческая работа. |
Задачи каждой фазы урока:
Ход урока:
1. Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, потому что на нём присутствуют уважаемые гости. И посвящён он будет бессмертному роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Мы ещё раз окунёмся в атмосферу пушкинской поэзии, прочитаем, что о романе писали современники А.С.Пушкина и, конечно же, выразим своё отношение к этому произведению.
2. Активизация знаний.
Хотелось бы начать урок с высказывания Н.В.Гоголя из книги «Несколько слов о Пушкине», которое перед вами на карточках:
«При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единстве(н,нн)ое явление ру(с,сс)кого духа… В нём ру(с,сс)кая природа, ру(с,сс)кая душа, ру(с,сс)кий язык отразились в такой же чистоте, в такой очище(н,нн)ой чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно ру(с,сс)кая. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится ру(с,сс)кий…». (1834 год).
Задания:
Учитель: Мы продолжаем изучать виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. Посмотрите на отмеченные вами предложения и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Учащиеся: Тема урока - сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. (Запись в тетрадь числа и темы урока.)
3. «Верные/неверные утверждения».
Учитель: А теперь попробуйте вспомнить, что вы знаете о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. Перед вами утверждения. Установите, верны ли эти утверждения, обоснуйте свой ответ. (Учащиеся заполняют таблицы на карточках).
№ п/п |
Утверждение.
|
Верно/неверно |
1 |
Придаточное определительное отвечает на вопросы: какой? чей? |
+ |
2 |
Вопрос задаётся от придаточной части к главной. |
- |
3 |
Придаточное определительное может присоединяться к главному союзами и союзными словами. |
- |
4 |
Придаточное определительное может соединяться с главным союзными словами: какой, который, каков, чей, кто, что, где. |
+ |
5 |
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным состоит не менее чем из двух частей. |
+ |
6 |
Между главной и придаточной частью сложноподчинённого предложения с придаточным определительным запятая не ставится. |
- |
7 |
В главной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным могут быть указательные слова. |
+ |
8 |
Вопрос к придаточной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным задаётся от всей главной части, а не от одного слова. |
- |
9 |
Придаточное определительное в составе сложноподчинённого предложения не имеет определённого места и может стоять где угодно. |
- |
10 |
Союзные слова который, какой, чей согласуются в роде, числе с определяемым словом. Их падеж зависит от того, каким членом являются союзные слова в придаточной части. |
+ |
11 |
Слово который может стоять только в начале придаточной части. |
- |
4. Целеполагание.
У каких из этих утверждений вы затрудняетесь определить достоверность? (Возможно, учащиеся не определят достоверность с 7 по 11).
Ничего страшного в этом нет.
Итак, исходя из ваших затруднений, сформулируйте цели нашего урока.
Учащиеся: Цели урока:
Учитель: Чтобы узнать всё это, обратимся к материалу § 11 на странице 70 учебника. Во время чтения сделайте пометки на полях и заполните таблицу, в которой ваши значки будут заголовками (Индивидуальная работа).
Инсерт
«V» |
«+» |
«?» |
|
Придаточные определительные относятся к сущ. или мест. в главной части предложения. |
|
Отвечают на вопросы какой? чей? |
который? |
|
Присоединяются к главной части только при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где. |
Куда, откуда, когда. |
|
|
Имеют строго определённое место в составе сложноподчинённого предложения: после определяемого слова. |
Что такое «определяемое слово»? |
|
Союзные слова который, какой, чей согласуются в роде, числе с определяемым словом. Их падеж зависит от того, каким членом являются союзные слова в придаточной части. |
Напомнить согласование. |
|
Слово который может стоять не только в начале, но и в середине придаточной части. |
|
Учитель: Объединитесь в 2 группы, обсудите новую информацию и непонятные для вас моменты. (Групповая работа, помощь учителя). Что вам непонятно из нового материала?
2. Обращение к «верным/неверным утверждениям».
А теперь вернёмся к данным ранее утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную только что информацию. (Учащиеся доделывают «верные/неверные утверждения»). Проверим, что у вас получилось сейчас, обоснуйте ответ. (Ответы представителей групп).
3. Первичное закрепление материала.
Учитель: Молодцы! Закрепим полученную теоретическую информацию на ярких примерах, рассказывающих нам о великом творении А.С.Пушкина – романе «Евгений Онегин».
1. Перед вами текст. Прочитайте его выразительно. (Работа в группах).
А.С.Пушкин создал в романе «Евгений Онегин», (который наделал много шума после выхода в свет), тип современного молодого человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Современники поэта оценивали роман неоднозначно, но ждали выхода каждой главы с нетерпением. Критик В.Г.Белинский, высоко оценив творение А.С.Пушкина, назвал его «энциклопедией русской жизни». И это не случайно, поскольку поэт создал роман, (в котором отразилась целая историческая эпоха России, «развитая на вымышленном повествовании»). Такое масштабное повествование потребовало от автора кропотливой работы над стихом, (результатом которой явилась специально созданная «онегинская строфа», придавшая сюжету исключительную гибкость и ёмкость). В основу сюжета положены любовные чувства Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги, (которые несходны между собой). Поэт изображает своих героев то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с лёгкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкин правдиво изображает среду, (в которой они живут). Восхищение и восторг вызывает дворянский быт и светский круг, (что взрастили Онегина). Это мир, (где царит свобода, независимость, страсти, удовольствия), (где собирается цвет общества). Однако автор и его герой знали и другой мир, (в котором царят нелепые предрассудки, вздорные слухи, зависть, клевета и прочие пороки). Пушкин в романе не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек. Это обеспечило жизненную правдивость романа, его близость реализму и позволило Ф.М.Достоевскому назвать роман «Евгений Онегин» поэмой «осязательно реальной», (в которой воплощена «настоящая русская жизнь с такою творческой силой и с такой законченностью), (какой и не бывало до Пушкина, да и после него, пожалуй»).
Учитель: Задания для всех:
Задание для 1 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, связанными разными союзными словами. Найдите определяемое слово в главном предложении и от него поставьте вопрос к придаточному. Найдите пример указательного слова, употребленного в одном из сложноподчинённых предложений с придаточным определительным.
Задание для 2 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, связанными союзным словом который. Определите его род и число. Какой у него падеж? Найдите предложение, где союзное слово который находится в середине.
Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг дуга, сделайте замечания. Проверим, что у вас получилось.
Учитель: Задание для всех:
На основании выписанных вами примеров сложноподчиненных предложений с придаточными определительными сделайте вывод о месте придаточного определительного в составе сложноподчинённого предложения.
Учащиеся делают совместный вывод: Придаточное определительное может стоять в середине главной части или после неё, но всегда оно находится после определяемого слова.
4. Закрепление материала.
Учитель: 1) А теперь я предлагаю вам самостоятельно сконструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Групповая работа).
который
«Евгений Онегин» - роман в котором
у которого
Учитель:
Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг дуга, сделайте замечания. Проверим, прочитайте созданные предложения со знаками. (Выступления учащихся).
2) Исправление речевых ошибок.
Прочитайте предложения. Какие речевые недочёты в них вы нашли. Запишите исправленное предложение.
Учитель: Сделайте вывод о речевых ошибках, связанных со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными.
Учитель: Итак, на ярких примерах, рассказывающих нам о романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, мы познакомились со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными. Ещё раз вспомните главное, что вы узнали об этом виде придаточных, создав кластер. (Учащиеся создают кластер, выходя по одному по очереди к доске).
Отвечает на вопрос КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?
Учитель: В конце урока, подводя итог нашей работе по теме сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, в ходе которого мы ещё раз погрузились в атмосферу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», хотелось бы произнести высказывание М.Горького об этом произведении: «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства».
Список использованной литературы:
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі