Карагандинская область, город Сатпаев
КГКП «Ясли - сад №33 «Күншуақ»
медсестра
Калиева Арай Ерлановна
инструктор по физической культуре
Ашыкбай Меруерт Кайратовна
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Батыр»
Основание для разработки:
• Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995г. (с изменениями и дополнениями внесенными Законом РК от 02.02.2011г.)
• Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016 г.)
• Закон РК «О правах ребенка» 08.08.2002г.
• Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержденный постановлением Правительства РК от 13.05.2016г. №292 (ГОСДВО)
• Государственная программа развития образования и наукивРеспубликеКазахстанна2016–2019годы.(Указ Президента РК 01.03.2016 №2015)
• Устав КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» (Постановление №20/21 акимата города Сатпаев от 30.10.2014г.)
• Концептуальные основы воспитания. Приказ №227 от 22.04.2015 года
• Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года №499
• Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации дошкольных организаций образования от 17.03. 2015 №217
Заказчик проекта: администрация КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» города Сатпаев;
Продолжительность: долгосрочный;
Сроки реализации: январь 2017 г. – декабрь 2019 г.
1 этап – подготовительный – организационно-теоретический
Сроки: январь – март 2017 г.
2 этап – практический
Сроки: апрель 2017 г. – декабрь 2017 г., январь 2018 г.- декабрь 2018 г.,
январь 2019 г. – сентябрь 2019 г.
3 этап – оценочный
Сроки: октябрь 2019г. – декабрь 2019 г.
База экспериментальной деятельности: КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ»
Разработчики:
-Медсестра КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» КалиеваА. Е.
-Инструктор по физической культуре
КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» Ашықбай М. Қ.
Исполнители: Педагоги, родители, дети.
Пояснительная записка
Дошкольное детство является начальной ступенью в образовательной системе. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, за питанием, закаливать организм ребенка, создавая тем самым крепкую базу здоровья. В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.
Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.
Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания как в семье, так и в дошкольном учреждении. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Таким образом, проект «Батыр» направлен на то, чтобы научить детей ответственно относиться к своему здоровью, расширить свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. В проект включены комплекс мероприятий, которые призваны обеспечить организацию физического воспитания и воспитания правильного питания, то есть здорового образа жизни.Проект основан на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: взаимодействие педагогов, мед.сестры с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми и родителями. Ведь только взаимодействуя с семьей, работа дошкольного учреждения будет эффективной.
Единственный результат обучения здоровью – это «принятие на себя ответственности за свое здоровье». Здоровый ребенок, здоровая образовательная среда – это то, на что мы должны направить наши усилия.
Актуальность
Тема для разговора во все времена - это состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Проблема охраны здоровья детей в детском саду стоит очень остро: анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе залогом хорошего здоровья детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.
Воспитать здорового ребенка – это ответственность, которую разделяют все члены общества, выступающие за укрепление здоровья. Наиболее эффективным путем формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (воспитателями, психологом, мед.сестрой и физ. инструктором) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в дошкольном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную радостную обстановку, занимательную физкультуру, т.к. физическое здоровье во многом зависит от психического состояния детей. Больше внимания уделять закаливанию, гигиеническим процедурам, профилактике заболеваемости. Дети в процессе дня должны получать положительные эмоции, радостное настроение от общения со сверстниками, воспитателем. Большое значение имеем организация пространства в группе, на участке для занятий физкультурой. Правильно организованная развивающая среда представляет ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны. Поэтому проанализировав высшее изложенное мы в своем проекте поставили перед собой цель.
Цель проекта «Батыр»:
- воспитание физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка через создание единого здоровьесберегающего процесса и через приобщение родителей к здоровому образу жизни;
- создание условий для организации полноценного здорового питания в ДО и семье;
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств знания и положительной самооценки;
- осуществление просвещение родителей по вопросам физкультурно – оздоровительной работы;
- формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
Для детей:
- Углублять знания детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих;
- Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни;
- Вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям и формировать культурно-гигиенические навыки.
Для родителей:
- Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;
- Расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей и повысить грамотность в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДО;
- Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.
Для педагогов:
- Разработать план мероприятий по проекту «Батыр»;
- Создать предметно – развивающую среду по данной теме в группе;
- Подобрать наглядный информационный материал.
Пути реализации проекта:
Виды деятельности |
Формы организации деятельности |
Непосредственно образовательная деятельность
|
Физкультурные занятия 3 раза в неделю, 1 из нихна улице. - Физкультминутки в процессе других видов НОД; - Игровые упражнения; - Дыхательная гимнастика; - Пальчиковая гимнастика; -Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием; - Спортивные игры; - Эстафеты; - Соревнования; - Релаксация; -Беседы, ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций; |
Образовательная деятельностьь, осуществляемая в ходе режимных моментов
|
- Утренние и корригирующие гимнастики; - Бодрящая гимнастика; - Физкультурные праздники и развлечения; - Дни здоровья; - Игровые упражнения; - Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием; - Спортивные игры; - Эстафеты; - Викторины; - Длительные прогулки; - Физминутки; - Пальчиковая гимнастика; - Релаксация; - Гимнастика для глаз; - Дыхательная гимнастика; - Самомассаж. |
Самостоятельная деятельность детей
|
- Хороводные, пальчиковые игры; - Игровые упражнения; - Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием; - Спортивные игры. |
Взаимодействие с семьями детей
|
- Анкетирование родителей «О здоровье всерьез»; - Консультации «Закаливание смородиной»; - Консультации «Роль подвижной игры в развитии ребенка»; - Консультация «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой»; - Дни здоровья; - Физкультурные праздники и развлечения; - Информационные листы; - Памятки «Лето без боли», «Зимние забавы сдетьми»; - Фотовыставки; - Стенгазеты о здоровом образе жизни. |
Взаимодействие с педагогами
|
- Консультации «Профилактика плоскостопия»; - Картотека бодрящей гимнастики после сна; - Картотека дыхательной гимнастики; - Картотека пальчиковых гимнастик; - Картотека физминуток. |
Содержание работы над проектом по этапам:
I этап – подготовительный – организационно-теоретический
сроки: январь –март 2017 г.
Цель: диагностика готовности коллектива к реализации проекта, ознакомление с научно-методической литературой, исследование профессиональных возможностей педагогов, знаний, умений, навыков воспитанников, педагогической просвещенности, культуры питания и ЗОЖ детей и родителей.
Январь 2017г. |
||
Работа с сотрудниками |
Работа с воспитанниками |
Работа с родителями |
-Изучение нормативно-правовой базы; -Изучение условий эксперимента, постановка проблемы, цели и задач. |
- Начальный мониторинг состояния здоровья детей на начало реализации проекта. |
- Изучение потребности родителей в оздоровлении детей; -Изучение степени готовности к сотрудничеству с ДО по данному проекту. |
Февраль 2017 г. |
||
-Разработка методов оценки уровня знаний детей. |
- Опросник для ребенка «Как ты относишься к здоровью и здоровому образу жизни»см. приложение 9 |
- Анкетирование «Какое место занимает здоровое питание и ЗОЖ в вашей семье?» |
- Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта взаимодействия с семьей по проблеме здоровья. |
- Выяснить какие виды спорта предпочитают дети в виде опроса. |
- Беседа с родителями младших групп целью выяснения знаний о здоровом питании. |
Март 2017 г. |
||
-Выявление организационно-педагогические условия по приобщению к здоровому образу жизни родителей. |
-Беседа с целью выяснения знаний детей о пользе физических упражнений. |
-Анкетирование «Оценка деятельности ДОв рамках физического развития детей».
|
-Подготовить план мероприятий по данному проекту. |
-Составить план оздоровления и физических упражнений, с учетом мониторинга состояния здоровья детей. |
-Групповые информационные стенды «Роль семьи в физическом воспитании детей». |
Ожидаемые результаты 1 этапа:
- Достижение готовности и желания сотрудников на участие в проекте;
-Получение данных о личностных качествах, уровне знаний, умений, навыков и состояния здоровья воспитанников;
-Формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству.
2 этап – практический
Перспективные планы на 3 года
Цель: организовать активный творческий поиск, привить детям и родителям практические навыки ЗОЖ через использование разнообразных модулей, сформировать потребность в здоровом питании и ЗОЖ, повысить уровень ответственности родителей за здоровье своих детей.
Ожидаемые результаты 2 этапа проекта:
Повышение уровня профессионализма сотрудников ДО, повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, снижение уровня заболеваемости детей, формирование интереса к здоровому питанию в семьях.
3 этап – оценочный
октябрь 2019г. – декабрь 2019 г.
Цель: анализ результатов, анализ эффективности проекта путем оценки состояния здоровья детей, повышение работы функций организма, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
- Провести опрос среди детей: «Что я знаю о своем здоровье?» - Итоговое мероприятие Физкультурно-оздоровительный досуг «Олимпиада». |
Октябрь 2019г. |
мед. сестра воспитатели физ. инструктор воспитатели |
- Провести сравнительный анализ знаний детей на начало проекта и на заключение проекта. -Сравнительный анализ заболеваемости на начало проекта и на заключение проекта. |
Ноябрь 2019г. . |
воспитатели методист мед. сестра
|
- Обработка материала и подготовка к презентации. - Презентация проекта; - День здоровья в детском саду; - Оформление стенда «Здоровый ребенок». |
Декабрь 2019г.
|
разработчики методист воспитатели все группы |
Ожидаемые результаты 3 этапа проекта:
Создание инновационной модели работы в ДО, оценка результатов проекта, снижение заболеваемости, повышение мотивации у детей к здоровому питанию и ЗОЖ, издание методического пособия.
Ожидаемые результаты от проекта:
- Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста;
- Становление и проявление здоровьесберегающей компетенции;
- Укрепление психического здоровья;
- Формирование образа выпускника – социально значимой здоровой личности;
- Повышение уровня адаптации к окружающему миру;
- Совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в ДО.
Список используемых источников:
1. Комплексная программа «ЗОЖ» Аканов А.А., Тулебаев К.А.
2. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176 с. ил.
3. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М., Медицина 2007. – 304 с.
4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006, - 236 с.
5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003. -№3. -104 с, ил
6. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Сфера. М., 2009.
7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М.: АРКТИ, 2000.
8. Дорохина З. Охранять и укреплять здоровье детей – наша приоритетная задача. // Здоровье дошкольника. №4 – 2009.
9. Кочетова Н.П. “Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста”, - М.: “Просвещение”, 2005. - 109 с.
10. Лайзане С.Я. “Физическая культура для малышей”, - М., Просвещение, 1978.
11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
12. Печора. К.Л. “Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста”. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2006. – 96 с.
13. “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 304с.
Модель двигательного режима ДО Приложение 1 |
|||||
Форма двигательной деятельности |
Особенности организации |
||||
|
1. Физкультурно-оздоровительные занятия |
|
|
||
1.1.Утренняя гимнастика
|
Ежедневно, в зале или на открытом воздухе. Длительность: 8-12 мин. |
||||
1.2. Двигательная разминка во время перерыва между занятиями. |
Ежедневно в течение 1- 2 мин. |
||||
1.3. Физкультминутка |
Ежедневнопо мере необходимости,в зависимостиот вида и содержания занятий 3 - 5 мин. |
||||
1.4.Подвижные |
Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20-25 мин. |
||||
1.5.Дифференцированныеигры- упражнения на прогулке |
Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12-15 мин. |
||||
1.6. Оздоровительный бег |
Ежедневно, в теплый период времени старшими группами во время утренней прогулки, длительность 3-7 мин. |
||||
1.7. Ходьба по массажным дорожкам всочетании с воздушными ваннами |
Ежедневно, после дневного сна в течение 5-7 мин. |
||||
1.8. Гимнастикапосле дневного сна (комплекс упражнений) |
Ежедневно, по мере пробуждения и подъёма детей, длительность не более 5 мин. |
||||
1.9. Игры,которыелечат |
1 раз в неделю, подгруппами по |
||||
2. Специально организованные занятия в режиме дня |
|||||
2.1. Физическая культура |
3 раза в неделю (одно на воздухе) |
||||
2.2. Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно, под руководством педагога, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей. |
||||
3. Физкультурно-массовые мероприятия |
|||||
3.1. Дни здоровья |
2 раза в год (ноябрь, апрель) |
||||
3.2. Физкультурно-спортивные праздники |
2-3 раза в год (40 мин) |
||||
3.3. Физкультурный досуг |
1-2 раза в месяц (30 мин.) |
||||
4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада исемьи |
|||||
4.1. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях. |
Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья. |
||||
4.2. Консультации, информация для родителей |
Определяется педагогами |
Система проветривания помещений
Приложение 2
№ |
Содержание |
Младшие группы |
Средние группы |
Старшие группы |
|
1 |
Элементы повседневного закаливания |
В холодное время года допускается колебание температуры воздуха в присутствии детей. |
|||
2 |
Воздушно- температурный режим: |
От +21 С До +19 С |
От +20 до+18 |
От +20 до+18 |
|
3 |
Сквозное проветривание (в отсутствии детей) |
В холодное время года проводится кратковременное (5-10 минут) t воздуха снижается на 2-3 С |
|||
3.1 |
- утром, перед приходом детей |
К моменту прихода детей t воздуха восстанавливается до нормальной |
|||
3.2 |
-перед возвращением детей с прогулки |
+21 |
+20 |
+20 |
|
3.3 |
-во время дневного сна |
В тёплое время года проводится в течение всего периода в отсутствии детей в помещении |
Здоровьесберегающие технологий, используемые в нашем ДО:
Приложение 3
Виды
|
Время проведения в режиме дня |
Особенности методики проведения |
Ответственный |
|
|
|
|
Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
|||
Физминутки |
Во время занятий, 2-5 мин., помереутомляемости детей. |
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. |
Воспитатели |
Подвижныеи спортивные игры |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате –малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. |
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка,местом и временем ее проведения. В ДО используем лишь элементы спортивных игр. |
Воспитатели инструктор по физической культуре |
Релаксация |
В любом подходящем помещении. Взависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. |
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. |
Воспитатели инструктор по физической культуре, психолог. |
Коммуникативные игры |
1-2 раза в неделю со старшего возраста. |
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени. |
Воспитатели и психолог. |
Приложение 4
Опросник для ребенка «Как ты относишься к здоровью и здоровому образу жизни»
Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.
Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения». Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.
1. Здоровый человек — это...Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.
Результаты оформляются в таблицу.
Направленность отношения |
№ |
Детские суждения (комментарии) |
1. Отношение к здоровью |
1,7 |
|
2. Отношение к своему здоровью |
2,3,6,12 |
|
3. Отношение к болезни |
4,5,11 |
|
4. Отношение к опасным для здоровья ситуациям |
10 |
|
5. Направленность желаний о здоровье |
8,9 |
|
Обработка результатов: в последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов Вы сделаете вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний, этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.
Обработка результатов требует индивидуального подхода, с учетом жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі