КГКП «Ясли-сад №33 Күншуақ»,
город Сатпаев, Карагандинская область
Педагог-психолог Султанова Гулим Оразалиевна
Проект: «Гений с пеленок»
Основание для разработки:
• Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995г. (с изменениями и дополнениями внесенными Законом РК от 02.02.2011г.)
• Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016 г.)
• Закон РК «О правах ребенка» 08.08.2002г. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержденный постановлением Правительства РК от 13.05.2016г. №292 (ГОСДВО)
• Государственная программа развития образования и наукив Республике Казахстанна 2016–2019годы.(Указ Президента РК
• Государственная программа развития образования и наукив Республике Казахстанна 2016–2019годы.(Указ Президента РК 01.03.2016 №2015)
• Устав КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» (Постановление №20/21 акимата города Сатпаев от 30.10.2014г.)
• Концептуальные основы воспитания. Приказ №227 от 22.04.2015 года
• Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года №499
• Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию иэксплуатации дошкольных организаций образования от 17.03. 2015 №217
Заказчик проекта: администрация КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» города Сатпаев;
Продолжительность:долгосрочный;
Сроки реализации: сентябрь 2016 г. – май 2019 г.
1 этап: Подготовительный (организационный) этап (1 год):
Сроки: сентябрь 2016г. - май 2017 г.
2 этап: Исследовательско-диагностический, развивающий (2 год)
Сроки: сентябрь 2017 г. – май 2018 г
3 этап: Аналитико-рефлексивный:
Исполнители: Педагоги, родители, дети.
Содержание.
Пояснительная записка
1.1.Концептуальные подходы проекта
1.2.Цель и задачи реализации проекта
1.3.Планируемые результаты освоения проекта
2. Основное содержание проекта
2.1.Этапы реализации проекта
2.2. Формы работы с детьми
2.3. Планирование образовательных отношений
3. Список использованной литературы
1. Пояснительная записка
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь именно на этих детей будет опираться наука. Однако существуют проблемы диагностики и развития талантливых детей на всех этапах обучения. Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Однако деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений говорят о том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками.
Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, выделяется кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Проект «Гений с пеленок» направлен на создание условий интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 6 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности.
Новизна проекта - создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с высокоинтеллектуальным развитием в нашем дошкольном учреждении.
Проект по развитию одаренных детей старшей группы разработан в соответствии с дошкольным образовательным учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, в соответствии с введением в действие ДО. Проект обеспечивает интеллектуальное развитие детей в возрасте от 4 до 6 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности.
Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностного и практико ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995г. (с изменениями и дополнениями внесенными Законом РК от 02.02.2011г.)
• Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016 г.)
• Закон РК «О правах ребенка» 08.08.2002г.
• Государственный обще обязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержденный постановлением Правительства РК от 13.05.2016г. №292 (ГОСДВО)
• Государственная программа развития образования и наукив Республике Казахстана 2016–2019годы.(Указ Президента РК 01.03.2016 №2015)
• Устав КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ» (Постановление №20/21 акимата города Сатпаев от 30.10.2014г.)
• Концептуальные основы воспитания. Приказ №227 от 22.04.2015 года
Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года №499
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одаренности
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
• Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
• Степень сформированности.
• Форма проявлений.
• Широта проявлений в различных видах деятельности.
• Особенности возрастного развития.
1. По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
• Общие интеллектуальные способности;
• Конкретные академические способности;
• Творческое или продуктивное мышление;
• Лидерские способности;
• Художественные и исполнительские искусства;
• Психомоторные способности
По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:
• Теоретическая (для детей-познавательная);
• Практическая;
• Художественно-эстетическая;
• Коммуникативная;
• Духовно-личностная.
2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
• актуальную одаренность;
• потенциальную одаренность.
3. По критерию «Формам проявления»
• явная
• скрытая
4. По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»
• общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
• специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности(музыка, живопись, спорт и т.д)
5. По критерию «Особенности возрастного развития»
• ранняя
• поздняя
1.2. Цели и задачи реализации проекта
Цель: Создание эффективной системы выявления и развития способностей одаренных (талантливых) детей в ДО, на ранних ступенях развития, способствующей реализации их потенциальных возможностей.
Задачи.
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Создать банк одаренных детей.
3. Выявить и поддержать детей с предпосылками одаренности.
4. Повысить компетентность воспитателей, родителей и других взрослых по вопросам сопровождения и развития одаренных (талантливых) детей.
1.3. Планируемые результаты освоения проекта
1. Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.
2. Создание условий для самореализации одаренных с интеллектуальными способностями.
3. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
4. Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.
5. Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях .
6. Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
7. Пропаганда и распространение психолого-педагогического опыта работы с одарёнными детьми.
8. Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс воспитания и развитие одаренных детей.
9. Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
2.1.Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный (организационный) этап (1 год):
Цель: Изучить, систематизировать теоретический материал и подобрать диагностический инструментарий по проблеме одаренности детей
• Подбор накопление, изучение психолого-педагогической, методической литературы по работе с одарёнными детьми.
• Изучение современных технологий, методов, приёмов работы с одарёнными детьми.
• Подбор диагностического инструментария. (психолог)
• Разработка (подбор) методических, психолого-педагогических материалов (воспитатель).
• Обеспечение материально-технической базы.
• Организация информационных выставок по вопросам одаренности (воспитатель, психолог)
Работа с педагогами
Проведение консультаций с педагогами по вопросам одаренности:
• «Типология одаренности»
• «Структура и признаки одаренности»
• «Социально-психологические трудности одаренных детей»
• «Проблема одаренности в современной педагогике»
• «Современные подходы к вопросам одаренных детей»
Проведение семинаров по темам:
• «Понятие одарённости в педагогике и психологии»;
• «Формы и методы работы с одаренными детьми»;
• «Роль семьи в выявлении и развитии одарённых детей».
Работа с родителями:
Подготовка консультативных материалов для родителей об одаренных детях и их воспитании:
• «Одаренность в дошкольном возрасте»
• «Как воспитать одаренного ребенка?»
• «Как родителям вести себя с одаренным ребенком»
• «Как не надо родителям вести себя с одаренным ребенком»
• Составить картотеку игр и занятий для родительского всеобуча
«Талантам надо помогать»:
• «Составь рассказ от имени другого персонажа»
• «Сколько значений у предмета»
• «Придумай животное с заданными свойствами»
• «Пять точек»
• «Фруктово-овощная геометрия»
• «Изобрази и узнай»
• «Почемучка» и др.
2 этап: Исследовательско-диагностический, развивающий (2 год)
Цель: Распознать одаренных детей, и начать работу по развитию их задатков и способностей.Обеспечить психолого - педагогическую подготовку родителей, необходимую для успешного стимулирования и развития потенциальных возможностей одаренного (талантливого) ребенка
Работа с детьми: Выявление одаренных детей-задача достаточно трудная для педагога, педагога-психолога. Трудности связаны с тем, что в дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически, не все в одинаковой степени.
Необходимо учитывать, что одаренность часто проявляется не в достижениях, которые ребенок делает в специально организованной взрослым деятельности, а в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Поэтому работа по выявлению одаренности у воспитанников должна отвечать следующим требованиям:
-ступенчатости;
-разнообразие методов - важно использовать множество источников информации;
-динамичности-необходимо анализировать процесс развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени.
Выделяются следующие этапы:
• номинация (называние) имен «кандидатов в одаренные. На заседаниях педагоги обсуждают свои педагогические наблюдения и определяют, кто из воспитанников возможно обладает признаками одаренности;
• выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности. Организуется целенаправленное изучение особенностей их в деятельности;
• изучение условий и истории развития ребенка в семье, его интересов, увлечений, сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его необычайных способностях с помощью анкет, бесед;
• оценка особенностей развития ребенка педагогами и родителями как экспертами;
• включение детей в специальные игровые и проблемно ориентированные занятия;
• оценка работ, продуктов деятельности ребенка, прежде всего результатов творчества;
• психологическое тестирование.
Педагогическая диагностика одаренности дошкольника
1. Карта наблюдений за деятельностью детей (по М.В. Ильиной)
Цель: изучить проявления одаренности в разных видах детской деятельности.
2. Анкета для родителей (модифицированный вариант анкеты М.В. Ильиной)
Цель: изучить проявления одаренности
3. Опросник для родителей (Е.С. Белова)
Цель: изучить индивидуальную структуру одаренности на основе фактов ее проявлений.
Психологическая диагностика одаренности дошкольника
1. Методика «Изобретатель» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: изучить способность к созданию оригинальных идей.
2. Методика «Выведение следствий» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: изучить способности к воображению и словесно-логическому мышлению.
3. Методика «Незаконченные рисунки» (вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: выявить способность к воссоздающему воображению и целостному восприятию.
4. Методика «Найди ошибку» (адаптированный вариант методики Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой)
Цель: выявить способность к сознательному регулируемому восприятию.
5. Методика «Посмотри и запомни» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность к произвольному запоминанию и воспроизведению информации с использованием приема смысловых связей на основе зрительной памяти.
6. Методика «Значение слов» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность объяснять значение слов.
7. Методика «Составь предложение» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность к установлению синтаксических связей в предложении.
8. Методика «Назови слова» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: изучить способность оперативно переводить слова из пассивного словаря в активный словарь.
9. Методика «Четвертый лишний» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность обобщать, дифференцировать объекты по различным признакам и свойствам, обосновывать свой вариант решения задачи.
По итогам проведенной диагностики определяем индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, которая показывает, в какой сфере ребенок более успешен, а в какой не успел себя проявить.
Это дает возможность разработать индивидуальное содержание развития задатков ребенка, которое реализуется через психолого – педагогические технологии, через рекомендации педагогам, родителям.
Одной из важных задач деятельности нашего коллектива является также разработка авторских образовательных программ педагогами ДОУ, развивающих не столько одаренность, сколько в целом личность ребенка – носителя этой одаренности. Считаем, что все дети от природы одаренные, поэтому уже с 3-х лет стараемся выявить задатки одаренности каждого малыша, создавая условия для их проявления, разрабатывая методики диагностики.
Работа с педагогами:
• анкетирование и тестирование педагогов с целью получения первичной информации об одарённых детях, уровне готовности педагогов к работе с ними;
• разработка практических рекомендаций по организации воспитательно-образовательного процесса для индивидуального развития одаренных детей.
• отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, ознакомление с ними педагогов.
• систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, плановое проведение разнообразных познавательно-развивающих, творческих мероприятий;
• психолого-педагогическая, методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
• поэтапное отслеживание результативности (промежуточная диагностика, сравнительный анализ), коррекция;
• обновление банка данных «Одаренные дети», методических материалов, диагностических методик;
Работа с родителями
• Первичная диагностика одаренных детей посредством родительского наблюдения за детьми
• анкетирование родителей с целью получения дополнительной информации об одарённых детях.
• Анкетирование родителей одаренных детей, выявление проблем в их воспитании.
Прогностический этап определяет:
• сроки реализации Проекта (3 года);
• сроки реализации каждого этапа (1 год);
• прогнозируемые результаты;
• критерии оценивания результатов по этапам работы
3 этап: Аналитико-рефлексивный включает:
• Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей.
• Динамику интеллектуального и личностного развития детей с предпосылками одаренности.
• Анализ деятельности педагогов по организации работы с одаренными детьми. Обобщение лучшего педагогического опыта.
• Обобщение полученных результатов, их соответствие поставленным целям и задачам.
• Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения, разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
• Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации Проекта в целом.
2.2. Формы работы с детьми
1. Современная игровая, экспериментальная деятельность воспитателя и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.
2. Самостоятельная творческая деятельность детей, где они выбирают привлекающие их виды работы для реализации своих замыслов.
Проект предусматривает обучение одаренных детей:
• В обычной группе (вместе со всеми детьми, индивидуальная работа, работа в микро-группах, в парах)
• обучение по индивидуальным планам (программам);
• обучение совместно с другими одаренными детьми (в малых группах).
Список литературы:
1. “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
2. «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.- Волгоград:Учитель,2014.
3. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
5. Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
6. Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
7. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
9. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
10. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
11. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова.
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі